В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Назрела острая необходимость в понимании проблем таких детей, уважении и признании их прав на дополнительное образование. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Актуальным стал вопрос о необходимости адаптации методики преподавания под способности каждого ребенка или групп детей, схожих по каким либо критериям. Такие дети в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Успешно включить их в социум является приоритетной задачей современного дополнительного образования. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методическая разработка представляет опыт работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра. Чтобы заниматься с данной категорией ребят нужно иметь представление, что такое аутизм, изучать определенную литературу, поддерживать связь с психологом и педагогом, работающими с данными детьми в общеобразовательной школе, а также тесно сотрудничать с родителями или тьютором, который сопровождает ребенка. Когда в моем классе появились ребята с таким диагнозом, назрел вопрос о получении определенных знаний и умений. В 2013 году я прошла обучение в Московском институте открытого образования по теме «Специфика подходов и нестандартные приемы работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра». В 2015 г. на базе «Детской художественной школы декоративно-прикладного искусства» г. Сургута я принимала участие в проведении мастер-класса для преподавателей, работающих с детьми ОВЗ. В 2016 г. принимала участие в семинаре по теме «Современные подходы и новые технологии в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» в г. Ханты-Мансийске.
Для данной категории детей мной была разработана адаптированная программа, которая помимо художественно-эстетической направленности, несёт в себе развивающую, коррекционную, а также здоровьесберегающую и арттерапевтическую функции. Программа основывается на интеграции предметов: «Общее фортепиано», «Основы музыкальной грамоты» и «Слушание музыки» для общего эстетического образования. Приказ от 29.08.2013г. №1008 об утверждении и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Актуальность данной программы определяется востребованностью учащихся с расстройством аутистического спектра в занятиях музыкой, так как у таких детей наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы, а музыка служит своеобразной тропинкой в мир чувств и эмоций.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на постепенное развитие учащегося, на интеграцию предметов образовательного цикла, на самореализацию его творческого потенциала, на коррекцию его психофизических особенностей.
Новизна программы заключается в том, что в зависимости от индивидуальных возможностей ученика в ней выделены два уровня: А и Б. Каждый уровень предполагает различные результаты освоения программы.
Одним из главных недостатков, препятствующих успешному обучению детей с детским аутизмом, является нарушение коммуникативных навыков. Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствии разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Термин аутизм происходит от латинского слова autos — “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.
Наиболее существенные симптомы аутичных детей:
Прежде чем, начать образовательный процесс с данной категорией детей, нужен подготовительный этап, на котором устанавливается контакт педагога с ребенком. Этот этап очень важен, поскольку из него вытекает дальнейшее проектирование развития «особенного» ученика. При установлении контакта, главное расположить ребенка к себе: внушить безопасность, доверие, заинтересовать и вызвать положительные эмоции. Ребенок должен освоить новую для него обстановку класса. В общении с детьми-аутистами речь должна быть не многословной, тон доброжелательный, эмоционально ровный, спокойный. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Ни в коем случае не торопить ребенка, быть терпеливым и наблюдательным. По необходимости давать время для самостимуляции, очень свойственной поведению аутистов (навязчивые повторяющиеся слова, выкрики, хождение по классу, порой убегание из класса). Через минуту другую следует замотивировать ребенка чем-то для него интересным. Иногда помогает временное игнорирование (заняться своим делом), тогда ученику станет скучно и он продолжит занятие. Обязательно поближе познакомиться с родителями, побеседовать с ними: узнать о характере, предпочтениях, индивидуальных особенностях. По мере необходимости родители могут присутствовать на занятиях. В работе с такими ребятами необходимо придерживаться следующих позиций:
На своих занятиях я не ставлю целью развитие у детей с аутизмом музыкальных способностей или овладение навыками музыкально-исполнительской деятельности. Основные элементы занятий направлены на развитие эмоциональной сферы личности, формирование коммуникативной и речевой активности, коррекцию психических процессов, моторики и регуляции поведения.
Выполнению того или иного задания помогают следующие методы и приемы:
На уроке мы используем следующие виды деятельности:
На первоначальном этапе обучения дети практически не могут играть на фортепиано без помощи преподавателя, поэтому мы используем игру в ансамбле. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее, когда рядом учитель. Учащийся исполняет 2-3 ноты, а значительную партию играет учитель, при этом создается впечатление, что ученик играет достаточно сложную пьесу. В этой работе важна импровизация и игровая форма. Придумываем разных персонажей (герои мультфильмов и сказок). Исполняем произведение по ролям, поочередно. Обязательно обращаем внимание на то, чтобы ученик дослушал партию учителя до конца, а затем вовремя начал исполнять свою партию. При совместном творчестве стараемся, как можно чаще поймать взгляд ребенка. Игра в ансамбле провоцирует ученика общаться, устанавливать эмоциональный и речевой контакт, развивает навыки коммуникации.
При игре по нотам используем красочный сборник И. Корольковой «Крохе-музыканту». Пособие очень яркое, с картинками и стихами. В процессе музыкального восприятия при разборе музыкального произведения ученик повторяет за педагогом слова песни, отвечает на вопросы, что способствует развитию речи. А красочные картинки помогают использовать музыку как проводник в реальный мир через музыкальный образ. Ребенок сосредотачивается на картинке, прослушивает мелодию со словами и концентрируется на создании образа, что положительно влияет на формирование навыков коммуникации. Помимо этого дети ненавязчиво, в игровой форме знакомятся с нотной грамотой.
Во время занятий необходимо часто менять виды деятельности, чтобы не вызвать у ребенка переутомления и как следствие негативных эмоций. Чтобы снять напряжение, мы используем музыкальную зарядку. Это пальчиковые и ритмические упражнения. Используем методическое пособие С.М. Фроловой «Игры для организации пианистических движений». Каждое упражнение сопровождается стихами. Музыкальная зарядка помимо общеукрепляющего действия, служит развивающим инструментом — дети учатся воспринимать команды, соотнося их со словами и музыкой. Слова стараемся проговаривать вместе и поочередно. Развивается моторика, память, внимание, навыки подражания.
Реакции ребенка с аутизмом на музыку, которую он слушает, часто непредсказуемы. Мы можем увидеть у ребенка признаки удовольствия или недовольства, способность впитывать и запоминать, желание повторить опыт или же избежать его. Мы можем наблюдать и другие факторы: непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр музыки. Дети могут выражать страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие, а могут и вовсе игнорировать этот процесс. Также мы можем наблюдать переход от слышания к слушанию и видеть, что ребенок вступает в ту область, где музыка и звуки воспринимаются осознанно. Одни дети предпочитают «живую музыку», которую им играет педагог, и наслаждаются тем, что видят, и тем, что слышат. Другим нравится музыка, льющаяся из магнитофона, самостоятельно включать или выключать, регулировать громкость звучания. На своих занятиях мы слушаем пьесы из «Детского альбома П. И. Чайковского. При прослушивании произведения я стараюсь, чтобы ученик эмоционально откликнулся на музыку, запомнил название пьесы, определил настроение. Устраиваем музыкальные викторины. Иногда совместно придумываем историю к пьесе.
В моем классе занимались два мальчика с расстройством аутистического спектра по адаптированной программе. В настоящее время второй год занимается еще один ребенок. Каждый ученик требовал индивидуального подхода и поиска методов и форм работы, которые помогли бы развить коммуникативные навыки и установить эмоциональный контакт с педагогом. Несмотря на то, что ребята имели индивидуальную психофизическую особенность, все добились определенного результата на своем уровне развития.
Тимофей поступил в школу в 9 лет и занимался по адаптированной программе 5 лет, успешно завершив обучение. На первых занятиях мальчик практически не реагировал на музыку и даже боялся звука инструмента, просил закрыть крышку, иногда вовсе не хотел заниматься, но родители были очень заинтересованы в обучении. На выручку пришла идея с деревянными ложками. Когда я простучала ритм песни «Жили у бабуси» и пропела несколько куплетов, Тимофей оживился и сам захотел поиграть на ложках и даже согласился, чтобы я подыграла ему на фортепиано. Так сложился наш первый ансамбль. Затем появилась попевка «У кота» на трёх звуках, «Калинка» на двух чёрных клавишах и т.д. При исполнении мелодий мы использовали метод «Рука в руке», при котором, я направляла руку ребёнка на определённые звуки. С третьего года обучения у Тимофея стала наблюдаться положительная динамика. Он стал более организованным, усидчивым, заинтересованным в музыкальных занятиях. Самостоятельное исполнение удавалось с трудом, в основном играли в ансамбле с моей помощью. Наш репертуар насчитывал 10 и более произведений, в основном это были популярные детские песни В. Шаинского, Г. Гладкова. Если в начале обучения публичные выступления для Тимофея были очень большой проблемой, то к окончанию обучения он с успехом преодолел свои страхи и даже выступал на большой сцене. Мы исполняли пьесу в ансамбле, при этом свою партию мальчик исполнял самостоятельно.
Илья поступил в школу в 9 лет и прошел пятилетний курс обучения. С первых занятий Илья проявил интерес к музыке. Мальчик имел хорошие музыкальные данные, отличное чувство ритма. При всех положительных реакциях на музыку у Ильи было очень не стабильное поведение на уроке. Часто плакал, убегал из класса, ложился на пол, выкрикивал несуразные слова. Преодолевали мы эти проблемы при помощи неожиданных эффектов: зажигание свечи, светящийся домик, песочные часы. Помогало временное игнорирование учащегося. Иногда мальчик наотрез отказывался работать. Тогда я использовала карточки с заданиями, потому что ребенку–аутисту легче воспринимать наглядную информацию. Однажды я пригласила его с папой в актовый зал нашей школы. Сцена, зал, занавес, рояль так захватили Илью, что он проиграл все свои пьесы с большим удовольствием, требуя аплодисментов от папы. Уже с первого года обучения Илья выступал на городских конкурсах для детей с ОВЗ: «Солнце для всех», «Шаг навстречу», принимал участие в заочном парамузыкальном конкурсе-фестивале в Москве. Увлеченность музыкой позволила Илье стать участником фортепианного ансамбля. Вместе с учащимися фортепианного отделения, которые играли на двух роялях, Илья исполнял свою партию на синтезаторе. Для ребёнка, который находился на домашнем обучении и практически был лишен общения со сверстниками, это было значительным событием.
В настоящее время в классе второй год занимается Андрей, также по адаптированной программе. Мальчик любит слушать музыку, и поэтому чаще всего мы начинаем занятие именно с этого вида деятельности. Слушаем произведения из «Детского альбома» П. Чайковского. Если в начале обучения Андрей играл только с моей подсказкой (показывала рукой направляющее движение мелодии), то на втором году обучения мальчик делает попытки исполнить некоторые пьесы самостоятельно. В конце первого года обучения Андрей уже выступал на школьном концерте для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также на нашем классном тематическом мероприятии.
Исходя из наблюдения за развитием данных детей, можно сделать вывод, что занятия музыкой являются действенным средством для развития коммуникативных навыков. Они помогают особенным детям обрести уверенность в своих силах, дают возможность выразить себя, активизировать познавательную деятельность, открыть новые способы взаимодействия с окружающим миром.