Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения иностранному языку в рамках ФГОС
Автор: Усова О.В.,
учитель английского языка
МБОУ "Гимназия г.Навашино"
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:
- создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
- стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;
- затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
- активизировать деятельность детей;
- делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;
- создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;
- обеспечивать все возможные формы работы в классе. (Гальскова Н.Д.)
Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.
Игровые технологии рассмотрены как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Иностранный язык как предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Другими словами обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры.
Игра на занятиях по иностранному языку — это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Ливингстоун К. выделяет следующие механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода:
- мотивация;
- прикладной характер игр;
- субъектность ученика (не мы его учим, а он учится).
- овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.
К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные и коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.).
По характеру игровой методики (Селевко Д. К.) игры делятся на:
• Предметные;
• Сюжетные;
• Ролевые;
• Деловые;
• Имитационные;
• Игры-драматизации.
В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку М.Ф.Стронин подразделяет игры на подготовительные и творческие.
“Подготовительные” игры включают в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, целью которых является формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также тренировка употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.
К “творческим” играм относятся аудитивные и речевые игры. Их цель - дальнейшее развитие речевых навыков и умений.
В качестве примера приведу несколько подготовительных игр - упражнений для тренировки лексических навыков обучаемых.
“Colours and Numbers” («Числаицвета»). Дети садятся за общий стол. У каждого участника игры карточка с цифрой (до 12). В центре стола — разноцветные карточки. Учитель называет цифру и цвет, например: “Two” — “Red”. Тот участник, у которого в руках карточка с цифрой 2, выбирает и показывает карточку красного цвета. Остальные участники внимательно наблюдают за своим товарищем, выполняющим задание, и поправляют его в случае необходимости.
“Interpreters” («Переводчики»). Дети становятся в круг. Играют все одновременно. Учитель бросает мяч поочередно каждому и называет по-русски любое слово по изучаемой теме. Участники игры возвращают мяч учителю, называя при броске необходимое слово по-английски. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.
“WhoHasRunAway?”( «Ктоубежал?»).На столе учитель расставляет игрушки животных и просит детей внимательно посмотреть на животных и постараться запомнить всех. Затем учитель даёт команду ”Closeyoureyes!”(Закройте глаза!) и ребята закрывают глаза. В этот момент учитель убирает одного из животных и даёт команду: “Openyoureyes!” “Whohasrunaway?”(Откройте глаза. Кто убежал?) Дети должны назвать то животное, которое убежало.
В качестве примеров творческих игр можно привести игры-задания: описание предметов, явлений, продолжение рассказа, изображение образа какого-либо абстрактного понятия: дружбы, благодарности, ссоры и т.д.
“DescribingSeason”(«Описание времени года»)
Класс должен разделиться на две группы. Каждая группа получает по картинке с разными временами года, участники групп описывают свое время года: типичную погоду, особенности природы, свойственные данному сезону, но при этом не должно называться само время года. Вторая группа по описанию должна отгадать, о каком времени года идет речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.
Организуя процесс обучения иностранному языку, учителю следует принимать во внимание необходимость применения элементов здоровьесберегающих технологий. Поэтому важно предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, усталости. На начальном этапе это могут быть физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности: танцевальных движений, несложных физических упражнений. Дети с большим удовольствием участвуют в динамических музыкальных паузах, стремятся сами выступить в роли инструктора, что создаёт положительный эмоциональный настрой, создаёт условия для развития мотивации к изучению данного учебного предмета. Однако учителю необходимо помнить о том, что игровые моменты, применяемые в целях релаксации, не предполагают сложных заданий, в них не должно быть победителей и проигравших. Это игры, вызывающие положительные эмоции, выполняющиеся легко и непринуждённо. В качестве примера подобных видов деятельности можно привести игры-пантомимы: изображение в воздухе изучаемых букв алфавита, животных с помощью характерных движений, мимики, голоса. Чаще всего физкультминутки проводятся в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, стихотворений с движениями. Музыкальное оформление физкультминуток делает их насыщеннее и интереснее.
В заключение, можно сделать вывод о том, что посредством игры в рамках системно-деятельностного подхода в классе могут быть привнесены разнообразные формы работы (работа в парах, группах - больших и маленьких и целым классом). Г.А.Китайгородская считает, что игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.
Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.