Федоренко Сергей Александрович
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:не указан
30.04.2015
0
352
0

Методическое пособие . Разработка урока по петербурговедению с применением информационно-компьютерных технологий и различных стратегий педагогической технологий «Развитие критического мышления» (РКМ)

АНО ДПО «АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» г. Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

                  ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО В ПЕТЕРБУРГЕ

 

 

 

Методическое пособие по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»

 

Разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга с применением информационно-компьютерных технологий и различных стратегий педагогической технологий «Развитие критического мышления» (РКМ)

 

 

 

                       Подготовил

преподаватель Федоренко Сергей Александрович

 

 

 

 

                                      САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                                     2013г.

 

 

 

                                               Задачи урока:

Ознакомить учащихся с архитектурным стилем петровского барокко;

Продолжить работу по развитию навыков анализа различных источников информации;

Мотивировать учащихся на самостоятельную работу по ознакомлению с городом непосредственно в городском пространстве;

Формирование навыков исследовательской деятельности.

 

                               Оборудование урока:

мультимедиапроектор с компьютером

 

                                      Тип урока:

комбинированный урок (урок-практикум, урок изучения нового материала).

 

Преимущество данного типа урока:

эффективность представленного материала по сравнению с традиционным.

   Использование в дидактическом материале педагогических технологий РКМ и ИКТ содействуют формированию исследовательской культуры, пробуждает исследовательский интерес к городу, позволяет эффективно взаимодействовать с информационно-коммуникативной реальностью. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные аспекты образовательного потенциала учащихся.

   Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а развитием способности к обучению.

В материале отражен процесс работы с информацией и обратная связь: учащийся-преподаватель. 

Дидактический материал представлен блочно, вариативно, что позволяет использовать его коллегами в зависимости от их интереса и задач. 

Список использованных источников:

Памятники архитектуры Ленинграда./ Под ред. Н.Н. Белехова, Г.Г. Гримма и Л.А. Медерского. Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. -  Ленинград, 1958.

Лебедянский М. Алексей Зубов. Первый видописец Санкт-Петербурга. -  М.: Белый город, 2003.

Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда. / Под. Общей ред. Кирикова Б.М. -  СПб: Чистый лист, 2002.

Платунов А.М. Так строился Петербург. -  СПб.: Специальная литература, 1999.

Санкт-Петербург: Три века архитектуры. -  СПб.: Норинт, 1999.

Столпянский П.Н. Петербург. -  СПб., 1995.

Электронные ресурсы:

WWW.spb-quide.ru (Лоцман путешествий. Санкт-Петербург).

 

       Методические и технические рекомендации

 

                   1 фаза – вызов

 

На слайде презентации написано выражение: «петровское барокко» и цитата: «Умеющий мыслить, умеет задавать вопросы». Э. Кинг.

 

Преподаватель: Перед вами раскрывает свои тайны красивейший и загадочнейший стиль, бывший мировым в эпоху Просвещения. Путь к его постижению – ваши вопросы! 

                             

                     Идёт мозговой штурм

 

   Учащиеся   задают преподавателю вопросы, используя стратегию техники вопросов РКМ. «Запускается» познавательная деятельность учащихся. Преподаватель только регулирует процесс, отвечая и помогая учащимся их правильно формулировать.

 

                 

                  Обмен информацией, обсуждение

                                  2 фаза – осмысление

Обмен информацией, обсуждения. Овечая на поставленные вопросы, учащиеся демонстрируют своё умение видеть объект, считывать информацию с разных источников, анализировать и обобщать.

Интересные ответы учащихся преподаватель записывает на доске (или предлагает записать ученикам).

За счёт чего в Петербурге   складывается своеобразный стиль петровского (русского) барокко?

Архитекторы, работавшие в Петербурге, не могли не следовать тому стилю, который господствовал в это время в Европе, то есть барокко.

Стиль барокко был перенесён в необжитой, строящийся город, где не доставало ни нужных материалов, ни техники, ни мастеров.

Исполнителями замыслов западных мастеров были русские мастера.

Вмешательство самого Петра Великого в замыслы архитекторов, в разработку генерального плана Петербурга.

Впечатления Петра от знакомства со стилем барокко во время поездок по Европе и со стилем нарышкинского барокко, хорошо известного ему по Москве.

Барокко – мировой стиль, а как он отразился в живописи?

Русские иконы петровского времени в стиле барокко в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Портретная живопись петровского времени несёт отпечаток барокко.

 

                                  3 фаза – рефлексия

                                         1 вариант

 

Преподаватель зачитывает утверждения, а учащиеся, если они согласны, в тетради напротив цифры 1 (первое утверждение) ставят +, не согласны- (приём «верное и неверное утверждение»).

Барокко рождается как отклик на европейские запросы царя-реформатора +

На архитектуру петровского барокко особое влияние оказал стиль барокко стран севера Европы +

Здания в стиле петровского барокко отличаются простотой объёмов, в плане они образуют прямоугольник, их ещё называют «домами-шкатулками» +

Барочные дома имеют многоцветные, очень ярко раскрашенные фасады -

Окна зданий в стиле русского барокко имеют мелкую расстекловку +

Волюта является обязательным архитектурно-декоративным элементом барочных фасадов -

Слово «барокко» переврдится как «простой»-

                                             2 вариант

Пользуясь литературой, учащиеся заполняют таблицу (работа с текстовой информацией на уроке)

 

Название постройкиАдрес, местоположениеАрхитекторГоды строительства   

Петровские воротаПетропавловская крепостьД. Трезини   

КроншпицГалерная гавань, западная оконечность Васильевского острова1721г.   

Благовещенская церковьД. Трезини   

Г.И. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов1718-1734гг.   

Д. Трезини, Т. Швертфегер1722-1742   

Д. Трезини, А. Шлютер1710-1712   

Васильевский остров, Университетская набережная, 151710-1720 

 

                  Домашнее задание по выбору учащихся

1 вариант – эссе (стратегия создания письменного текста)

2 вариант – РАФТ

Р – роль (от чьего лица будет написан текст)

А – аудитория (которой адресован текст)

Ф – Форма (литературная форма текста)

Т – тема задания – «петровское (русское) барокко»

                                3 вариант

   В малой группе составить маршрутный лист по теме «Петровское барокко в Петербурге» и проиллюстрировать его авторскими фотографиями.                             

                                4 вариант

 В малой группе составить и представить группе фрагмент экскурсии. Темы представлены на выбор: «Русское барокко в Петербурге»,  «Архитектор Д. Трезини», «Меншиковский дворец», любая ваша тема.                                            

                                5 вариант

Нарисовать барочный узор для рамы под картины.

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения