Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:Украина
Регион:Харьков
22.07.2014
0
4480
0

Специфика профессии учителя музыки

Россия, г. Москва

ГБОУ СОШ №782

Учитель музыки

Сидорина Татьяна Викторовна

«Нельзя вырастить полноценного человека

без воспитания в нем чувства Прекрасного», - Р. Тагор

 

Любая профессия имеет свои особенности. Есть свои «секреты» и у учителя музыки. Любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонично развитым человеком, увлеченность своим делом – этими чувствами постоянно живет педагог-музыкант. Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие «учитель», и в понятие «музыкант». Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью в высоком общественном значении этого слова.

В самом характере педагогического творчества учителя, в частности учителя музыки, есть своя особенность. Она заключается в потребности отдавать другим то, что узнал сам. Учитель музыки – это «человек отдачи», в котором живет неистребимое желание просветительства, при этом педагог ощущает потребность к лицедейству. На концерте симфонической музыки, в театре, во время чтения литературы в каждом учителе происходит процесс духовного накопления. Без каких-либо внутренних команд, так же естественно, как дыхание, идет непрерывная работа музыкальной памяти, внимания, воли, для того, чтобы привнести в содержание урока что-то новое, актуальное, заинтересовывающее. Вечно изобретать, совершенствоваться – вот единственный курс учительской творческой жизни. И реализует он этот курс, прежде всего, в создании урока музыки, когда этот урок возникает в воображении, насыщаясь конкретным содержанием, исходя из задач, актуальных именно сегодня.

Академиками РАО В.А. Сластениным и В.Л. Матросовым были определены черты современного учителя:

  • высокая гражданская активность и социальная ответственность;
  • любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;
  • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления;
  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
  • физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Все эти качества нового учителя несомненно относятся и к профессии учителя-музыканта. В школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться учителем-музыкантом, профессионалом. Учитель музыки должен быть прекрасным музыкантом. Отличное владение музыкальным инструментом, голосом, тонкий музыкальный слух, умение читать с листа, импровизировать во многом определяют успех его деятельности. Но это далеко еще неполный «багаж» знаний, которые должен приобрести будущий учитель. В приобщении к музыкальной культуре важна и музыкально-теоретическая подготовка. Как и любой грамотный музыкант, учитель должен хорошо знать музыкальную литературу, историю музыки, уметь разбираться в особенностях и закономерностях музыкального языка. Необходимо понимать значение музыкального искусства в развитии общества, его связь с литературой и живописью. Всесторонняя музыкальная подготовка дает будущему педагогу прежде всего знание своего предмета. Накопленный музыкальный опыт в сочетании со знаниями основ общественных наук, предметов психолого-педагогического цикла создает предпосылки для овладения методикой музыкального воспитания.

Музыкально-педагогическое мастерство учителя музыки состоит в том, что он должен обладать:

  1. знаниями и навыками – общекультурными, музыкально-педагогическими, музыкально-теоретическими, музыкально-психологическими, музыкально-исполнительскими;
  2. умениями – гностическими, двигательными, коммуникативными, педагогическими;
  3. качествами – артистизмом, дирижерской и исполнительской техникой, музыкальностью, верой в успех, интуицией, даром педагогического общения;
  4. направленностью на практическую реализацию воспитательного потенциала музыкального искусства, на просвещение и музыкальное воспитание детей, любовь к музыке и детям, престиж профессии;
  5. функциями - диагностической, прогностической, организаторской, коммуникативной, проектировочной, исследовательской, конструктивной;
  6. способностями – дидактическими, коммуникативными, организационными, конструктивными, гностическими, прогностическими, перцептивными, креативными, экспрессивными.

Из всего вышеизложенного видно, какими многочисленными необходимыми способностями должен обладать современный учитель музыки. Ведь для его профессиональной деятельности в школе необходимы:

  • способность к отбору музыкального репертуара, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов уроков музыки и внеклассных форм работы;
  • способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестом, пластикой;
  • способность включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности, вызывать стойкий интерес у детей к высокохудожественному музыкальному искусству, объединять учащихся посредством коллективных форм деятельности (хорового пения, игры в оркестре) и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;
  • способность к общению с учащимися, сотрудничеству;
  • способность к познанию специфики организации музыкально-эстетического воспитания школьников;
  • способность объяснять, передавать знания, обучать;
  • способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозирование результатов взаимодействия с учениками в педагогической деятельности;
  • способность к творчеству, импровизации;
  • способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии.

Все блоки формирования личности учителя, составляющие его музыкально-педагогическое мастерство, представляют систему, куда укладываются все вопросы профессиограммы. Профессиограмма учителя музыки – это его квалификационная характеристика, которая является главным документом, требованием и руководством в работе. От выполнения этого руководства будет зависеть уровень деятельности преподавателя музыки в школе. Профессиограмма должна помочь учителю-практику определить оптимальный круг знаний, навыков и умений, способностей и качеств, необходимых для музыкального воспитания детей, должна стать руководством в его классной и внеклассной работе, способствовать развитию его самообразования и творческого роста.

Следует отметить близость труда учителя музыки и актера. Работа их подвижна, изменчива, тот и другой взаимодействуют с людьми, имеют общую задачу: посредством занятий художественным творчеством разбудить чувства и мысли других людей. Работа того и другого- творческий акт, искусство. Сопоставление этих профессий показывает, однако, что труд учителя музыки тяжелее актерского. Актер – лишь часть спектакля. Учитель же один в трех лицах: он и автор, поскольку сам создает сценарий урока, и режиссер (а каждый урок – это по сути премьера), и исполнитель главной роли. Еще одно отличие. Актер играет в день один спектакль, учитель же дает пять – шесть постановок. На практике же уроков получается гораздо больше. Причем они проводятся с разным по возрасту и подготовке контингентом учащихся: вопросы музыкального самообразования восьмиклассников, приобщение к высшим музыкальным достижениям человечества перемешиваются в работе учителя музыки с обучением первоклассников азам хорового пения. Кроме того, во всех классах создаются свои тональности урока, свои виды деятельности. А если ко всему этому прибавить и внеклассную работу – хор, помощь в организации музыкальных праздников в классах, то рабочий день у музыканта так и не закончится. А ведь при всем этом учитель музыки должен:

ü  умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая это в интересной для них форме;

ü  быть осведомленным о характере музыкальных запросов учеников, об их жизни вообще;

ü  учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей различного возраста;

ü  быть организатором, обеспечить оптимум своей и ученической музыкальной деятельности, оборудовать кабинет музыки, оснастив его всем необходимым;

ü  хорошо играть на инструменте, чутко аккомпанировать, уметь пользоваться современной звуковоспроизводящей и видеовоспроизводящей техникой;

ü  отличаться энергией;

ü  проявлять внимательность и чуткость;

ü  сопереживать учащимся на уроке.

Все это и многое другое лежит в основе работы учителя музыки. И со всем этим он справляется, если обладает актерскими задатками, а также если у него хорошее самочувствие, рабочее и творческое. Для этого необходимо овладевать актуальной совокупностью психологических умений, позволяющих вести занятия с наименьшими нервными затратами и получать наивысшую педагогическую отдачу.

Скульптор, прежде чем что-то лепить, тщательно разминает глину, певец распевается, инструменталист разыгрывается. Учитель перед уроком тоже обязан приводить в порядок свой творческий личностный аппарат. Существует хороший прием внутренней психологической техники: перед началом урока усилием воли необходимо отключиться от всех посторонних раздражителей, создать вокруг себя как бы духовный вакуум, привести в порядок нервы, внушить себе прекрасное настроение.

Учителю музыки полезно знать разнообразные приемы сохранения хорошего самочувствия. Ими могут быть: взгляд на хорошего ученика, ожидание от учащихся благодарности за урок, предвкушение интересного раздела урока, волнующего музыкального произведения, увлекающей темы занятия.

Еще одно понятие из театральной педагогики, актуальное для педагогической самоподготовки учителя музыки,- сверхзадача урока. Основываясь на ней, можно заметно улучшить свое настроение, вести занятие спокойно, имея в виду прекрасную конечную цель своей музыкальной работы со школьниками. Именно сверхзадача, которую учитель ставит себе, проектируя урок, помогает сохранять душевную силу.

Понятие «сверхзадача» с полным правом введено в педагогическую публицистику. В самом деле, учитель музыки приходит в класс не для того, чтобы «выложиться» во имя усвоения, например, певческой позиции или чистоты интонирования. Нет, цель одного и даже ряда уроков - лишь звено в сложном и длительном процессе приобщения учеников к музыкальному искусству. А потому надо обучать не только грамотному и выразительному пению, но и тому, чтобы с его помощью выражать собственные чувства и мысли. Это и будет сверхзадачей конкретного урока музыки.

В создании полноценных уроков музыки крайне важно такое психологическое качество, как учительская зоркость, которая сродни зоркости актерского взаимодействия. Будет прекрасно, если учитель музыки сумеет увидеть всех и каждого, но как бы изнутри; тогда в его сознании словно откроется экран, на котором высветятся мысли и чувства учеников. Внимательно наблюдая за учащимися, изучая особенности их восприятия и поведения, можно научиться получать достаточную информацию об исполняемой песне, о предлагаемом для слушания музыкальном произведении, о конкретном методе работы, виде музыкальной деятельности. И все это можно постичь лишь при одном взгляде на своих учеников.

Педагогическое мастерство учителя музыки в большей степени зависит от личных качеств педагога, таких как: человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, интерес к жизни воспитанников, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, принципиальность и отзывчивость. Также важно гуманное отношение к учащемуся – отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле.

Вопросы профессиональной деятельности учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой. От того, каким будет современный учитель-музыкант, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования современного общества и современной практики педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника.

Литература: 

  1. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002.
  3. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. – СПб.: КАРО, 2004.
  4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц /авт. – сост. Н.П. Наволокова, В.Н. Андреева. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
  6. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. /Под ред. Г. М. Цыпина – М.: Академия, 2003.
Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения