Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Москва
29.10.2013
0
5130
0

Приемы антитезы и повторы в композиции рассказа. Смысл рассказа

Россия,город Волгоград

МОУ СОШ № 75

Классный руководитель

Журавлева Татьяна Васильевна

Приемы антитезы и повторы  в композиции рассказа. Смысл  рассказа

Цели:

  1. последовательное формирование умений читать, комментировать, анализироватьи интерпретировать художественный текст;
  2. 2.     овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте.

Задачи(для обучающихся):

  • ·        понимать связь литературного произведения с эпохой его написания;
  • ·        уметь анализировать литературное произведение;
  • формулировать собственное отношение к произведению. 

Основные виды деятельности: выразительноечтение фрагментов; беседа по вопросам; письменный ответ на вопросо смысле рассказа.
Форма проведения урока: беседа-лингвистический анализ текста, работа в парах, фронтальный опрос, работа в группах.

Используемые методы и технологии: чтение вслух, чтение в режиме диалога с автором, выполнение творческого задания.

Оборудование:

Глоссарий.

Карточки с дидактическим материалом на парту один экземпляр.

Термины: композиция,  антитеза, повтор, идея произведения, смысл названия.

План урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Беседа – анализ тектса.
  3. Работа в группах
  4. Вывод
  5. Домашнее задание.

Этапы урока:

Проверка домашнего задания.

1.Чтение ответов на вопрос: «Как отразилось прошлое в рассказе И. А. Бунина “Подснежник”».

Учитель: Неслучайно считают И.А. Бунина великим стилистом и продолжателем традиций А.С. Пушкина. Сегодня на уроке мы убедимся в справедливости этих слов, увидим, какие образные средства языка использовал автор   в рассказе, как  смог донести  до нас основную мысль текста. Для этого проверим, внимательно ли вы прочитали рассказ.

Задания для работы в паре.

2. Восстановите текст(дидактический материал). Вместо многоточия вставьте пропущенный глагол.

…. когда-то Россия, …. снежный уездный городишко, ….. масленица - и ….гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

…. оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких …. уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Ученики работают в паре, на отдельных листочках, читают свои варианты.

Учитель: (фронтальная работа)Сравните с бунинским текстом. На что обратили внимание?

Ученики: Предложение сложное, в составе его однотипные простые предложения, все начинаются со слова «быть» в прошедшей форме.

Учитель: Почему И.А. Бунин повторяет именно глагол «быть» в прошедшем времени?

Ученики: И.А. Бунин написал рассказ «Подснежник» в эмиграции, возможно, его одолела тоска по родине, и  он хотел вернуться.

Учитель: Такой прием в литературе называется повтором.

Составим глоссарий.(Запись в тетради:  «Повтор – это родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: П. звуковые (аллитерация, ассонанс и др.), синтаксические (синтаксический параллелизм и др.), фразовые (рефрен, припев), лексические (анафора, эпифора и др.) и образные (П. мотивов, ситуаций)

Учитель:Встречается ли еще повторы  в тексте?

Ученики:Да.(Выразительно читают отрывки из рассказа: «Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи!Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!...

- Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой

- До свиданья, Сашенька, Христос с тобой ».)

Учитель: Какой союз встречается чаще остальных? (Союз «а», этот союз встречается когда автор сравнивает отца и сына.«Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире… И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!  А в понедельник все это сразу кончается…Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час!»)

Учитель: Почему И.А. Бунин использует противительный союз а? (Он хочет противопоставить, чтобы ярче выразился контраст между внешностью  сына и отца, между праздником и горькими буднями главного героя).

Учитель: Такой прием в литературоведении называется противопоставление,  или антитеза.

Запись в тетради (АНТИТЕЗА - (от греч. anti – против и thesis - положение).Отчетливо выраженное противопоставление предметов или понятий. Такой стилевой прием создает эстетически яркое образное построение текста). Подберите примеры для иллюстрации из рассказа и один запишите.

Ученики записывают  определения в тетради.

Учитель: Мы увидели, что автор использует в тексте такие средства художественной выразительности, как повтор и антитезу. Ответим, какую роль эти средства выразительности играют в построении текста рассказа, то есть в композиции.

Работа в группах:

1.На что настраивает первое предложение? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения?

2.На сколько эпизодов можно разделить рассказ? (На три). Как они связаны между собой? Почему И.А. Бунину важно было показатьпросыпание и завтрак в гостинице, эпизоды в трактире и прощание? Как через эту последовательность выявляется авторская мысль?
3.Герой: первое появление литературного героя; что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали; речевая характеристика (что и как говорит); проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения с другими людьми; внутренний мир героя (чувства, мысли).
4.Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то будет происходить;
звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира; связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как авторская мысль, сам автор видны в пейзаже)
5. Интерьер(описание обстановки): через художественные детали к постижению характеров героев; атмосфера человеческой жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет).
6.*Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик): особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова дистанция между ними?).

Выступление от групп (3-5 мин).

Вывод.

Почему рассказ называется «Подснежник»?

Что содержится в названии тема или основная мысль?

О чем заставляет задуматься этот рассказ И.А. Бунина?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Я и мои родители: наши семейные традиции»

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения