Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:Украина
Регион:Харьков
30.07.2013
0
4772
0

«Образ донской казачки, что может быть красивее?»

Россия,Ростовская область,г.Зерноград

ГБОУ среднего профессионального образования

«Зерноградский педагогический колледж»

Преподаватель

Попова Н.А.

«Образ донской казачки, что может быть красивее?»

Цель проведения: изучение неповторимого образа женщины-казачки в историческом и этнографическом направлении.

 Задачи:

1. Раскрыть уникальный образ женщины-казачки, сформировавшийся на Дону, в казачьей среде.

2. Осветить роль и место казачки в семье и обществе.

3. Узнать о традициях в воспитании девочек-казачек.

Форма проведения: урок-встреча.

          Оборудование для преподавателя:

  1.                                         1.     Мультимедийная аппаратура.
  2.                                         2.     Сувенир «казак на бочке».
  3.                                         3.     Газеты 1990 года издания.
  4.                                         4.     Табличка «Останкино. Павильон № 13».
  5.                                         5.     Работы по вышиванию, вязанию, плетению.
  6.                                         6.     Презентация - 14 слайдов.

Оборудование для студентов:

  1.                                         1.     Набор фруктов.
  2.                                         2.     Инструменты для вязания.
  3.                                         3.     Наборы для вышивки.
  4.                                         4.     Готовые блюда с закусками.
  5.                                         5.     Текст песни.

  Действующие лица:

Лера - главный режиссер телепередачи «Давай поженимся».

Юля - помощник режиссера телепередачи «Давай поженимся».

Надежда Анатольевна - ведущая  программы «Сельский час».

 Звенит мобильный телефон.

Лера: - Лариса (отчётливо Гузеевой), Вы где? На новогодней распродаже!С Вами и Роза, и Василиса и даже невеста?! Но у нас же передача через минуту, да ещё в прямом эфире. Что делать? Алло! Алло!...    (Телефонный разговор прерывается). Что делать?

Подходит Юля:  Может стоит …

Лера:  Нет, не стоит!

Юля: Может надо…

Лера: Нет, не надо.

(Одновременно увидели ведущую программы «Сельский час»).

Лера: Надежда Анатольевна, у вас же передача сразу после нашей. Выручайте. Лариса Гузеева со своей командой в срочной командировке. А у нас прямой эфир.

Н.А.: Я бы рада! Но как? У меня сегодня долгожданные гости, юношам разрешила на часик отлучиться, а вот девушки-казачки все на месте. Сможем ли мы совместить ваш сценарий с моим?

Лера: Сможем! (Тасует сценарии как карты).

Н.А.: Давайте рискнём!

Слайд 1. (Заставка телепередачи «Давай поженимся»)

Лера: (Представляет юношей: Диму, Мишу, Лёшу, Витю).

Дмитрий - самостоятельный, независимый, умный, умеющий отстоять своё мнение, твёрдый в своих взглядах и убеждениях молодой человек. Его хобби коллекционировать зажигалки и взгляды красивых девушек. При условии получения 10 рублей обещает любить всю жизнь.

Михаил - очень добрый и чувствительный парень. Настолько добрый, что в его холодильнике стоит 3-х литровая банка меда, которым он готов со всеми делиться. Отзывчивый, великодушный, филолог от Бога.

Лёша - темпераментный, общительный, внимательный; активист, спортсмен и просто красавец. Один из тех, кому девушки дарят цветы. Его часто путают с Челентано. Почти окончил школу олимпийского резерва в г. Зернограде, лучший футболист.

Виктор - молчаливый, скромный, умеющий молча поддержать. Компьютерный гений с внешностью интеллигента, раскладывающий пасьянс-косынку за 30 секунд

Знакомьтесь с невестой, ой точнее с невестами с Тихого Дона. Перед вами яркие представительницы донского казачества.

Н.А.: Мне, как ведущей передачи «Сельский час», всегда была интересна тема казачества. Так в личном архиве появились газеты 20 летней давности с очерками о казаках, даже планирую написать небольшое методическое пособие «По Дону гуляет казак молодой». Разрешите совсем немножко рассказать о казаках.

Донское казачество - это особая и героическая страница в истории Российского государства. Донские казаки в массе своей люди энергичные, смелые.

Такие особенности характера позволили им стать теми, кем они стали в русской истории, внесли в неё значительный вклад и прославили звание донского казака по всей России и за её пределами. (Слайды 6-9).

 Казак Дон

Юля:

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Лера:

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

Юля: 

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Н.А.:

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля - гордость казака,

Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай.

Юля:

И готов любой казак

За Россию постоять.

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет -

Удивит любой народ.

Есаул, односельчане,

Атаман и хуторяне -

Все равны перед законом

И разумным Божьим словом.

Лера:

Православный, удалой,

Наш казак всегда герой.

А казачка - вот краса:

Стройный стан и плюс коса.

Сколько сказов и присказок,

Вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый.

И недаром на Руси

Всем знакомы казаки.

Н(Николай Дик)

Н.А.: Казаки были людьми вольными, не знавшими крепостного права. Это бесспорно повлияло на характер казака, сделало его человеком независимым, умеющим отстаивать свои права и бороться за них. Казачья вольница взрастила трёх бунтарей. Это Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачёв. Ещё много можно рассказать о казаках, но не о них сегодня речь.

А поговорим сегодня мы о казачках. Казачка! Что может быть краси'вее.

Юля: Казачек все любили, уважали,

Как спутниц храбрых в жизни и бою.

Им почести повсюду воздавали

Так  было на Кубани, Тереке, Дону!

 Лера: Особой красотой и силой характера испокон веков до наших дней славятся казачки. Смесь восточных и славянских кровей, особый вольный уклад жизни в крепостной России превратил казачек в необыкновенных женщин. Она свято исполняла обязанности и хозяйки и матери в семействе, подавая пример детям высокой нравственности и покорности мужу.  К чести женщине-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность в одежде.

Н.А.: Эта отличительная черта сохранилась и до сего времени.

Юля: Казачка - неустанная труженица, всюду поспевающая и всё делать успевающая.

Н.А.: Чтобы казачка такой стала, её надо воспитывать с раннего детства. Воспитанием девочки занималась бабушка (сын на службе, невестка на работе). Бабушка знала, что доброта, терпимость, взаимное прощение обид, смирение, послушание, уважение к старшим - все это составляющие нравственного жизненного круга смогут обеспечить в будущем крепкую семью, достаток и эти нравственные категории постоянно впитает чистое девичье сердце. Трудовая жизнь начиналась рано. В 4 года девочку учили собирать фрукты, давать корм домашней птице. В 5 лет приобретала навыки рукоделия: шить, вязать. В 7 лет работала в саду и огороде самостоятельно, убирала подворье, т.к. чистота должна быть идеальной. Девочке не обязательно было учиться, её отрывали от учёбы весной, когда посевная или когда надо было присматривать за младшими.

Лера: Посильный для девочки труд чередовался с играми. Первичные навыки шитья, вязания, вышивания укреплялись и расширялись в девичьих играх с куклами. Девочки всё больше и больше втягивались в размеренный домашний труд, находясь под незримым руководством и тщательным наблюдением взрослых.

Юля: Молодой казачке внушалось, что самое главное - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - крепкая семья и достаток честно заработанный. Росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать.

Н.А.: Дочь приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. И обидные, на мой взгляд, слова казачьи байки «А детей у меня нет, одни девки». У казаков считалось, что растить дочь - это растить 20 лет работника в чужой курень «дочерь кормить для людей, а сына кормить для себя».

Юля: В то же время, атмосфера,  добра вокруг девочки считалось обязательной, в ней не было слепой родительской любви, изнеженности, только в таких условиях в девочке развивались женственность, хозяйственность, трудолюбие, отзывчивость, т.е. настоящая казачка - хозяйка, додельница, чистотка (чистоплотная казачка).

Н.А.: Слово из Большого толкового словаря донских говоров.

Вот несколько слов из этого словаря:

Мать называли - мамуня, мамушка.

Бабушка - бабинька.

Сестра - сестрица, няня.

К любимой казак обращался - курдюбочка.

Женщину, не приспособленную к рукоделию, называли косопятой.

Среди наших казачек нет косопятых: они вышивают, вяжут, готовят. Предоставим им слово.

Девушки - казачки занятые вышивкой и рассказывают, что вышивали их бабушки и прабабушки. (Приложение 1).

Преподаватель делает дополнение к рассказу девушек.

Вышивали не только предметы утилитарного назначения (шторы, покрывала, наволочки, но и  картины, как это делаете сейчас вы.

Девушка - казачка, вышивающая бисером, рассказала, что кичка - головной убор, в котором ходили все поголовно. У богатых кичка украшалась жемчугом, даже бриллиантами, вышивалась золотом, шёлком. У бедных была вышита бисером.

Девушки - казачки, вяжущие салфетки. Делают сообщение о вязании в старину.

Лера: Вязали и кружева, а они, как вышивка, штука магическая. В древности были магические знаки, которые защищали грудь, руки и голову от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно.

Юля: Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую одежду. У казаков и сейчас кружева «заплетают» на судьбу, по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утерян. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить, тем не менее, продолжают с удовольствием.

Н.А.: Почти у каждой женщины была коклюшная шаль или косынка, но вязать на коклюшках могли не все. Такая работа пользовалась большим спросом.

Девушки-казачки шили кукол (и рассказываю, что шили в прошлом славные казачки). (Приложение 2).

Шили шубы мехом внутрь, внешняя сторона покрывалась дорогой тканью, по краям обшивалась мехом ондатры. Шубы шились до пят, в виде колокола, она являлась обязательным предметом приданного. Иногда одежда казачки стоила столько -  сколько казачий курень.

Лера: Казачки являлись отменными хозяйками.

Казаки любили застолья, и когда приглашали гостей, то казачки старались блеснуть обилием еды и многообразием блюд.

Юля: В дни семейных торжеств званный обед начинался «с круглика (пирога) с рубленым мясом и перепелками. Затем подавали восемь - десять холодных блюд: студень, сек (разварная филейная часть говядины), лизни (языки) с гарниром из соленых огурцов, полотки (лытки, ножки) поросенка, гуся, индейку, вареное мясо дикого кабана, мясо лебедя, соленое мясо журавля и др.

Лера: После холодных блюд на стол подавали горячее: щи, суп из курицы, приготовленный с пшеном, суп из баранины, приправленный морковью, мясные варенички, пельмени и похлебку, борщ со свининой, дулму, которую готовили в разных вариантах - с капустой, огурцами или баклажанами, суп из дикой утки и другие.

Юля: В состав вторых блюд тогда входили: жаркое из гуся или индейки, фаршированный поросенок или целый ягненок с чесноком, мясо дикой козы, потом подавали блюда из дичи: дрофы, диких уток, куликов. Затем гостям предлагали отведать блинцы, лапшевник (запеченная лапша), молочную кашу». Конечно, ни один стол не обходился без рыбных блюд. Обед заканчивался десертом, состоявшим из свежих и сухих фруктов: персиков, винограда, вишен, груш. Каждое кушанье запивалось медом.

Н.А.: Чтобы не обидеть хозяев, гости должны были пить до дна и отведать каждого блюда.

Девушки, а что готовите вы? (Девушки-казачки демонстрируют приготовленные блюда и угощают гостей, рассказывают о канапе). (Приложение 3).

До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то известно по летописям, а что-то утеряно безвозвратно, но многое осталось.

Лера: Позвольте, Надежда Анатольевна, пора и нашей передаче дать слово. Уважаемые молодые люди, вы пришли в Останкино, чтобы найти свою половину, готовились, продумывали подарки. Может быть, вам стоит объединиться и порадовать нас сообща. (Юноши исполняют песню). (Приложение 4).

Спасибо большое. Я видела, с каким интересом вы смотрели на девушек-казачек. Настало время прислушаться к себе и сделать свой выбор.

(Пока юноши делают свой выбор, звучат пословицы).

ü Верному другу и цены нет.

ü Без любви, как без солнца.

ü Где любовь да совет, там и горя нет.

ü Долго выбирать - женатому не бывать.

ü Где мир и лад, не нужен и клад.

ü Добрую жену взять и скуки и горя не видать.

Мы не знаем, кого выберут юноши, давайте их поддержим.

(Юноши выбирают девушек и выходят парами).

Лера: Давайте поздравим образовавшиеся пары и пожелаем счастья. Спасибо, наша передача окончена.

До новых встреч!

Н.А.: Сейчас по стандарту II поколения в начальной школе дети находятся полный день. Вторая половина дня - внеклассная работа, которая включает факультативные часы, занятия в кружках, секциях, участие в конкурсах, фестивалях. Этот вид работы очень важен в учебно-воспитательном направлении и должен быть разнообразным, интересным и увлекательным. Например, можно провести конкурсы «Внуки деда Ермака», «Донская красавица»; фестивали: «Слава России» - казачья песня; акции: «Памяти павших героев-казаков будем достойны».

Такая систематическая работа будет способствовать формированию любви к малой Родине, ведь верно высказывание: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их - и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречён на вымирание и, чтобы такого не случилось, вам, как будущим учителям,  надо быть думающими, творческими людьми, чтобы на уроке и во внеурочное время с вами было интересно детям.

Я думаю, сегодняшнее мероприятие - это один из примеров для вашей будущей педагогической деятельности.

Спасибо за внимание! До свидания!

Приложение 1.

Вышивка крестом - наиболее популярный вид рукоделия, история которого уходит корнями ещё в эпоху первобытной жизни, когда иглы были из рыбьих костей и щетины, вместо канвы - шкуры животных, а материалами для вышивки были жилы, волокна растений или шерсти, волосы. Со временем этот список расширялся и в него вошли нитки, бумага, шёлк, шерсть, золото, серебро, бисер, жемчуг, самоцветные камни, блёстки, монеты, а игла I стала металлической.

История вышивки крестом в России начинается ещё с Древней Руси, о существовании вышивки в ту пору говорят находки археологов, относящиеся к IХ-Х векам. Часто это I фрагменты одежды знатных людей, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями.

Вышивальное искусство постоянно развивалось. К ХIV-ХVП веках вышивка получает ещё более широкое распространение в украшении одежды и предметов обихода. Нитями из золота и серебра в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали церковные одеяния, одежду влиятельных людей. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивка была удовольствием дорогим, поэтому и распространена была среди женщины знатных семей и монахинь.

До наших дней сохранилось покрывало, предназначавшееся для убранства царского престола.  Оно было вышито в 1601 году одной из самых искусных мастериц того времени - Ксенией, дочерью царя Бориса Годунова. Материалом для вышивки послужили серебряные и золотые нити, бархат, а также драгоценные камни.

Но постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно прочно закрепляется в жизни всех слоев населения и становится одним из основных занятий девушек - казачек. Конечно же, они использовали более дешёвые материалы для работы, но это никак не уменьшало художественной ценности готовых изделий. Приданое к своей свадьбе девочки начинали готовить с семилетнего возраста. В него входила будничная и праздничная одежда, рушники, скатерти. Причём вещей должно было быть столько, чтобы их хватило на 7 несколько лет семейной жизни. После помолвки, за пару дней до свадьбы, устраивался прилюдный смотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Количество и качество вышитых вещей давало возможность оценить аккуратность и трудолюбие девушки родственникам жениха.

Приложение 2.

Шитье  кукол

На Дону был оберег в каждом доме, это была отличительная черта жителей Дона. Шили без ниток и иголок. Мама с ребенком делала куклу, потом приспосабливали ее на палец и сочиняли сказку. Тем самым у ребенка развивалась моторика руки, и ребенок не боялся оставаться сам дома.

На Дону ее называли «Берестянка», это была кукла, сшитая без иглы, и ниток. Шили ее мамы, в ночь перед свадьбой своей дочери. И ставили ее, в свободный угол комнаты. Была такая примета, и если через неделю у молодожен все хорошо, ее оставляли. А если что-то в семье происходило неладное, то ее выгоняли, как бы выметали «мусор из дома».

 Приложение 3.

Приготовление бутербродов

Канапе (фр. canape') - крошечные бутербродики сделанные из гренок и нескольких слоев разнообразных продуктов (рыбы, мяса, сыра, фруктов и овощей), насаженные на шпажки, которые можно отправлять в рот целиком, не откусывая по кусочку. Канапе - это праздничное угощение, более того чаще всего - фуршетное. Если канапе подаются с коктейлями или на фуршете, их берут руками. Иногда словом «канапе» называют также вид приёма, самый простой вариант фуршета: бутерброды-канапе, пара лёгких закусок, чай и фрукты.

Канапе готовят с особенно вкусными продуктами, часто деликатесными. Обычно их покрывают масляными смесями и комбинациями нескольких продуктов. Продукты, нарезанные ломтиками, можно прикрепить к хлебу бутербродной вилочкой. Готовить канапе нужно особенно тщательно. Продукты нарезают одинаковыми тонкими ломтиками и подбирают к ним подходящий по цвету и вкусу гарнир.

Закусочные бутерброды подают на низких или высоких (на ножке) блюдах, где их раскладывают одним слоем, помещая рядами или группами бутерброды одной расцветки, чтобы они уже своим расположением украшали стол. К бутербродам подают лопатку, вилку или широкий нож. Если бутерброды проткнуты вилочкой или шпажкой, их можно брать с их помощью. Самые маленькие бутерброды едят с вилочки, а те, что побольше, руками.

Канапе - идеальная закуска для фуршетов. Правда, готовить канапе надо огромными партиями - примерно по 8-10 штук на человека. Но оно того стоит: яркие бутербродики украсят любой стол. Если вы готовите 2-4 вида канапе, то раскладывать их на подносах стоит полосками по диагонали, чтобы получилось красивое нарядное блюдо.

Принцип приготовления канапе несколько отличается от приготовления обычного бутерброда, хотя и для тех, и для других используются одни и те же продукты. Только на хлебец для канапе не мажут обычное масло, а кладут толстый слой какого-нибудь продукта: паштета, сардин, шпрот, отварной курицы, ветчины, бекона, пасты, рыбы горячего копчения, сыра с белой или голубой плесенью, икры, и дополняют композицию свежими или маринованными овощами, или грибами, или фруктами и зеленью. Для вязкости добавляют соус или масло с наполнителями. Вот, собственно, и вся технология. Но, как и в любой работе, в приготовлении канапе есть свои хитрости. Например, способ нарезки продуктов. Некоторые хозяйки просто делают гигантский бутерброд, остужают его в холодильнике и затем разрезают его на множество мелких бутербродиков. Кто-то использует металлические формочки для печенья, и тогда канапе получаются фигурными. А кто-то ухитрился приспособить для этой цели пластиковый 20-граммовый шприц: ту часть, к которой крепится игла, отрезают, стараясь сделать ровный острый край, и нарезают микроскопические канапушки, которые получаются ровными и высокими. Остаётся только воткнуть шпажку и выдавить готовое канапе поршнем.

При всём разнообразии форм и вкусов существует несколько обязательных составляющих, без которых немыслимы классические канапе: это маслины, виноград и сыр. Маслины (оливки) и виноград для этой цели берутся без косточек, а сыр твёрдых сортов, не крошащийся. Эти продукты украшают канапе и добавляют вкуса.

В качестве основы для канапе можно выбрать несолёные крекеры, а можно приготовить хлебцы самим. Для этого батон без корок нарезают ровными тонкими кусочками, капают на каждый кусочек по нескольку капель оливкового масла и раскладывают на противне, смазанном маслом, в один ряд. Подсушивают при температуре 200°С в течение 10 минут до золотистого цвета. Не пересушите! Ещё один вариант канапе - на чипсах, только выбирайте чипсы с нейтральным вкусом, чтобы не перебить общий вкус.

Так как закуска эта маленькая, то и продукты для неё должны быть с ярким вкусом, деликатесными. Вместо обычного масла можно приготовить масло с наполнителями - это придаст дополнительный вкус и украсит ваши канапе.

Вариантом мини-бутербродов могут стать тарталетки и волованы. Это корзиночки, заполненные начинкой, чаще салатом или паштетом, и затейливо украшенные. Они различаются способом приготовления. Тарталетки выпекают из несладкого песочного теста, выкладывая тесто в маленькие формочки и засыпая внутренность горохом, чтобы получилась полая корзиночка. Корзиночки для тарталеток можно приготовить из сыра: кружок твёрдого сыра слегка расплавить на сухой сковороде, затем положить на донышко стакана и обжать. Подождать, пока сыр затвердеет, снять с донышка. Начинка для сырных корзиночек может быть любой, главное, чтобы она соответствовала вкусу сыра.

Волованы готовят из слоёного теста: из теста вырезают маленькие кружочки, половину кружочков смазывают яйцом. Из остальных кружочков вырезают серединку выемкой меньшего диаметра. Складывают кружочки и получившиеся колечки, смазывают яйцом, стараясь не попасть на края, иначе волованы поднимутся неравномерно. Выпекают обычным способом. Остужают и наполняют начинкой.

Хотя канапе - это маленькая, «несерьезная» закуска, приготовление которой обычно требует больше сил и времени, чем традиционные праздничные блюда, появление на столе маленьких бутербродиков всегда радует и удивляет и взрослых, и детей.

Приложение 4.

I куплет

Под зарёю вечернею

Солнце к речке клонит

Всё, что было, не было

Знали наперёд.

Только пуля казака

2 раза

Во степи догонит,

Только пуля казака

С коня собьёт.

II куплет

На Ивана холод ждём,

К святкам лето сниться

В зной махнём, неглядя мы,

На пургу метель.

Только бурка казаку-

Во степи станица,

Только бурка казаку

Во степи постель.

III куплет

Из сосны берёзы ли

Саван мой соструган.

Ни к добру закатная

Эта тишина.

Только шашка казаку -

Во степи подруга,

Только шашка казаку -

Во степи жена.

 Презентация

1.                     Видеозаставка к телепередаче «Давай поженимся»

2.                     2 фото Димы.

3.                     2 фото Миши.

4.                     2 фото Лёши.

5.                     2 фото Вити.

6, 7, 8, 9.              Донские казачки.

10, 11, 12.           Блюда донской кухни.

13.                        Высказывания: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их - и дерево погибнет».

14.                       Спасибо за внимание!

Литература

http://yandex.ru/clck/redir/Приготовление бутербродов.

http://fb.ru/article/3015/istoriya-vyishivki-krestom-v-rossii-i-za-rubejom - История вышивки крестом в России и за рубежом.

http://www.2fj.ru/istoriya/kazachestvo_2.phpКазачество.

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения