Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Москва
30.07.2016
0
98
1

ЗНАЧЕНИЕ ОХРАНЫ ДЕТСКОГО ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ В ВОКАЛЬНО-ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Устюжанина Наталья Сергеевна,

преподаватель дополнительного образования  класс вокала 

КГКП « ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ»,

г. Усть-Каменогорск,Восточно Казахстанская область,Казахстан

Пение это одно из важнейших средств музыкального воспитания, так как оно - играет
существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Голос это естественный инструмент, которым человек обладает с рождения.
Певческий процесс – это функция всего организма, а не только голосового аппарата, как
принято считать. Общепризнанно, что в процессе обучения пению у детей, помимо
развития голосового аппарата, устраняются логопедические недостатки, развиваются
легкие, предотвращаются простудные заболевания, укрепляются мышцы живота,
укрепляется нервная система. Кроме того, пение  оказывает глубокое воздействие на
умственное развитие ребенка, его основные психические функции: мышление, память,
воображение, речь и эмоциональную сферу. Дети учатся самостоятельно оценивать свои
действия и действия других.
     К сожалению, не всякое пение которым пользуются дети, способствует развитию
певческого голоса. Нарушение гигиенических норм в пении, так же как и неверный режим
голосообразования, приводят нередко к серьезным заболеваниям и порче голосов детей.
Поэтому охрана детского певческого голоса является  одной из главных задач вокального 
воспитания.
Нужно научить детей петь звонко, легко, музыкально и выразительно. Пение должно
доставлять   удовольствие, иначе, при неправильном режиме голосообразования, нарушении
гигиенических  норм, ребенок может испытывать напряжение гортани, в голосе появляется
«усталость», и поэтому он звучит «тяжело», невыразительно, что в определенных случаях
может повлечь за собой серьезные заболевания голосового аппарата.
    
        Если говорить о методике вокального воспитания детей, то, прежде всего, она должна
опираться на научные данные о возможностях детей разного возраста. Поэтому не
рекомендуется допускать большого разрыва в возрастной категории обучающихся детей в
одном хоровом коллективе. Хоровые группы должны формироваться так, чтобы возрастной
разрыв обучающихся был 2-3 года не более, например, младшая группа хора от 7до 9 лет,
средняя от 10 до 13 лет, старшая от 14 до 17 лет. В противном случае, это влечет
несоответствие вокально-хоровых возможностей одних детей по отношению к другим. Так
же существует и разница по возрастным психологическим особенностям, что напрямую
относится к репертуару .
Кабинет в котором проходят уроки вокала должен быть оборудован по всем правилам
охраны голоса юного вокалиста:
1.Помещение всегда должно быть чистым, так как, наличие пыли, при вдохе во время
пения, способствует загрязнению носоглотки, что может привести к першению или кашлю
вокалиста.
2. Помещение всегда должно быть проветриваемым, та как при вдохе спертого воздуха в
носоглотке происходит пересушивание слизистой, что затрудняет воспроизведение звука
при пении.
3.В помещении не должны присутствовать драпировка, паласы и мягкая мебель, что
способствует акустической глухоте, которая в свою очередь, провоцирует форсированное
пение. Такое пение ведет к перенапряжению и переутомлению детских голосов, что может
спровоцировать серьезные заболевания голосового аппарата.
     Велика роль на занятиях вокалом и вокально-хоровых распевок. Занятия, как правило,
начинаются с распевания.  Распевание хора организует и дисциплинирует обучающихся,
способствует  образованию певческих навыков, дыхание, звукообразование, правильное
произношение гласных,  создает эмоциональный настрой и вводит голосовой аппарат в
работу с постепенной нагрузкой.
Здесь можно выделить 2 функции:
1.  распевание и настройка голосового аппарата юных вокалистов к работе;
2. развитие вокально-хоровых навыков, достижение качественного и красивого звучания в
произведениях.
     Перед преподавателем стоит задача воспитать у обучающихся детей бережное
отношение к своему голосу. Необходимо объяснять детям, что громкая речь, крик,
форсированное пение, неудобная тесситура вредят певческому голосу. Непосредственно
перед пением не рекомендуется употреблять в пищу семечки, шоколад, газированные,
горячие и холодные напитки, нельзя пользоваться ароматическими средствами с резким
запахом. Это отрицательно сказывается на звучании голоса во время пения. После пения,
рекомендуется минут 10 просто помолчать, не пить холодные напитки и не дышать
холодным воздухом.
     При болезнях голосового аппарата, при переутомлении присутствие на занятиях не
рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находиться в состоянии покоя.
Особенно аккуратно нужно относиться к певческому голосу в  период мутации, занятия
пением в это время должны проходить  с учетом индивидуального щадящего режима. 
Преподаватель-хормейстер должен уметь организовывать и репетиционную работу: чтобы
обучающиеся не переутомлялись, соблюдать темп репетиции, использовать на занятиях
методические приемы - взятые из личного опыта, а так же разнообразные виды музыкально-
творческой деятельности.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение вокалу, этому
во многом  способствует правильный  подбор песенного репертуара, который должен
соответствовать певческим возрастным возможностям обучающихся, должен быть
интересным, понятным и доступным по содержанию.
Преподаватель, с помощью хорового репертуара может воздействовать на психологию
обучающихся детей. Наличие интереса и положительный эмоциональный настрой на
занятиях хора - способствуют установлению хорошего контакта между обучающимися
детьми и преподавателем. У детей обостряется эмоциональная отзывчивость и слуховая
восприимчивость, которые в свою очередь влекут за собой возникновение доверчивого
желания выполнять любое задание преподавателя.
     Неотъемлемым фактором творчества вокально-хорового коллектива является и
концертная деятельность. Но не стоит забывать, что концерт – это не только нагрузка на
голосовой аппарат, но и нагрузка  на нервную систему ребенка. Если обучающиеся  в
течение учебного года не выступают, то тонус их снижается до минимума и интерес к
хоровому пению падает. Поэтому редкие выступления на концертах приводят детей в
шоковое состояние, появляется страх перед публикой. В тоже время частые выступления
утомляют и перегружают детей, так же нужно учитывать и большую загруженность
обучающихся в общеобразовательной школе. Поэтому необходимо рассчитывать
продолжительность выступления коллектива.   
Таким образом, в работе с детьми очень важно уделять значительное место вопросам
охраны здоровья и голоса ребенка, опираясь на необходимые знания в области физиологии
детского организма, развития органов певческого аппарата, дыхательной системы,
артикуляционного аппарата, голосообразующих органов в возрастном аспекте, психологии,
педагогики. Формирование вокально-хоровых навыков должно происходить с учетом
возрастных психофизиологических особенностей детей, что, конечно, должно отражаться в
методах и приемах музыкального воспитания детей средствами вокально-хоровой
деятельности.


Список использованной литературы.
1. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М., 1990г.
2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: «Музыка», 2007г.
3. Емельянов В.В. развитие голоса. Координация и тренинг. – С-Пб., 2000г.
4. Зейдлер Г., под общ.ред. Дорлиан Н.Л. Искусство пения. – М.: «Музыка», 1987г.

 

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения