В современную эпоху получения новых знаний большую роль играют информационные технологии, которые активно вводятся в образовательный процесс. Многие исследователи этой проблемы, опираясь на опыт учителей-практиков, считают, что они наиболее продуктивны в сфере преподавания гуманитарных дисциплин, в частности, литературы. К примеру, В.А. Доманский утверждает, что «гуманитарное мышление - это бесконечное познание мира и его оценка, включение личности в процесс мышления и извечный диалог, полилог культуры, логик, сознаний. Человек гуманитарного мышления как бы общается с людьми разных стран и эпох, разными «разумами» по «последним» вопросам бытия. Гуманитарное мышление - это умение понимать и принимать разные точки зрения, разные логики, разные типы сознания» [1, с. 28].
Современные информационные технологии расширяют возможности творческих поисков, поэтому служат важным подспорьем в работе учителя над конкретной темой. Их функции безграничны, они позволяют представить материал в текстовом, визуальном, аудиовизуальном виде, дополнять, видоизменять, структурировать материал таким образом, чтобы достичь зрительной наглядности; выбрать нужный шрифт для текста, озвучить его и т.п. То есть, принципиальное отличие современных информационных технологий от традиционных источников — их полифункциональность, что позволяет использовать их в преподавании литературы, истории, мировой художественной культуры. Но главное их преимущество заключается в том, с их помощью ученики с разным уровнем подготовки и разными интересами могут самостоятельно и творчески осваивать учебный материал.
Для иллюстрации вышесказанного продемонстрируем возможности информационных технологий как инновационной составляющей при изучении в 9 классе интегрированной историко-литературной темы «Русский классицизм». Информационные технологии выступают здесь как один из эффективных способов погружения в культурную эпоху 18 века и в ее семантические пласты. К сожалению, на эту сложную по содержанию тему по программе отводится всего 1 учебный час. Поэтому учителю необходимо тщательно продумать структуру урока, содержание индивидуальных заданий, которые в большинстве своем должны носить творческий характер.
При разработке этой темы в течение нескольких лет мы собрали обширный и разнообразный материал, который носит информационный, познавательный характер, адаптировали для своих целей. В нашей методической копилке имеются фотографии архитектурных памятников эпохи классицизма (Дом Пашкова, Адмиралтейство, Казанский собор в Петербурге» и т.д.; фотографии интерьеров помещений; гравюры художников XVIII — XIX веков, к примеру, «Панорама Петербурга» и т.п.. Также ученики знакомятся с портретами исторических деятелей и писателей-классицистов (С.Г. Мусоргский «Парные портреты Петра I и Екатерины I», Д.Г. Левицкий «Портреты Екатерины Законодательницы», «Портрет архитектора Кокоринова», В.Л. Боровиковский «Портрет А.Б. Куракина» и т.д.). Им предлагаются также репродукции картин эпохи классицизма: А.П. Лосенко «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой», В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», фотографии скульптур (М.И. Козловский «Памятник Суворову», К. Растрелли «Бюст Петра I» и др.
Все это позволяет ученикам изучать биографии М.В. Ломоносова, А.Д. Кантемира, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина и их творчество с использованием так называемой внешней наглядности.
После предварительного ознакомления учеников с видеоматериалом в интерпретации учителя или заранее подготовленных учеников предлагается выбрать из предложенных красочных метких определений обобщающее название к материалам: «безумный и мудрый» век, век «божественных» наук, «осьмнадцатое столетие». То есть ученики включаются в процесс добывания знаний о классицизме, используя приемы «внешней» наглядности: развивают навыки коммуникативной направленности, творческой самостоятельности, формируют собственную эстетическую позицию. Сразу же осуществляются межпредметные и внутрипредметные связи, позволяющие активизировать художественное восприятие.
Следующие задания ориентированы на самостоятельное освоение данной темы. Учитель может использовать элементы проектной методики, ведь проектная деятельность прежде всего предполагает коллективную работу детей под его руководством. Каждый из участников проекта отвечает за свою часть работы и состоит в постоянном творческом общении с остальными. При этом акцент делается на самореализацию различных индивидуальных качеств учащихся, таких, как аналитические, художественные, музыкальные, артистические, коммуникативные и другие таланты и способности. Выполнению проекта также способствует наличие в современной школе SMART-доски и мультимедийного проектора. Учитель выступает в данном случае и консультантом, и советчиком, и помощником каждого ученика.
Каждый из учащихся получает задание, ориентированное на самостоятельное создание продукта при помощи новейших информационных технологий:
- создать сценарий слайд-фильма о Петербурге 18 века;
- провести виртуальную экскурсию по Петербургу;
- подобрать экспонаты для книжной выставки о классицистах;
- выступить в роли экскурсовода-искуствоведа в портретной галерее;
- оформить к изданию альманах из произведений 18 века.
Главное преимущество этих творческих заданий заключается в том, что они позволяют избежать копирования уже готовых источников. Учителю же предстоит помочь участникам каждого мини-проекта выбрать траектории их исследований, отобрать информационно значимый информационный материал. Прежде всего, именно под его руководством ученики должны усвоить содержание теоретических понятий «литературное направление», «классицизм», «особенности русского классицизма». Далее он координирует поиск учениками материалов, касающихся петровской эпохи, знакомство с биографиями писателей-классицистов, художников и архитекторов 18 столетия. Постижение реалий культуры и быта петровского времени должно происходить через обращение к портретной, исторической и пейзажной живописи, архитектуры эпохи классицизма и составление комментариев и аннотаций к ним.
Роль учителя возрастает на втором этапе работы учеников над своими заданиями, когда они самостоятельно осуществляют интерпретацию собранного и изученного ими материала. Учитель помогает каждому ученику выбрать целевую аудиторию, что определяет характер речевого жанра: сценарий фильма, виртуальная экскурсия с гидом-искусствоведом, статья литературоведческого характера и т.п. К примеру, один из возможных вариантов проведения консультаций при оформлении к изданию альманаха из произведений 18 века и составлении альбома живописи «Русский классицизм» может выглядеть следующим образом. Учитель составляет перечень вопросов-заданий, касающихся данного мини-проекта:
- подумайте, какие произведения вы поместили бы в этот альманах? Прокомментируйте их;
- напишите вступительную статью к Вашему изданию;
- подумайте о названии альманаха;
- сделайте отбор репродукций произведений живописи и фотографий архитектурных памятников для иллюстрации литературных текстов.
На последнем этапе осуществления учениками творческих заданий по данной теме и подготовки презентации в виде слайд-фильма учитель помогает им сделать словесное описание зрительного ряда кадров, составить сопроводительный текст к кадрам; ввести в субтитры комментарии к произведениям живописи, архитектуры; подобрать для субтитров художественные тексты и документальныйо материал.
Как видим, все задания по довольно трудной теме «Русский классицизм» носят творческий характер, учащимся представлена свобода в достижении поставленных целей, это активизирует их самостоятельность, позволяет раскрыться их интеллектуальным и художественным способностям.
Работа такого рода учит их быть толерантными и интерактивными, то есть открытыми к общению, в процессе коммуникации и всецело отвечает мудрости Конфуция: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - может быть, я запомню; вовлеки меня — и я пойму».
Литература:
1. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе.- М.: ФЛИНТА; НАУКА, 2002. - 368 с.