link14751 link14752 link14753 link14754 link14755 link14756 link14757 link14758 link14759 link14760 link14761 link14762 link14763 link14764 link14765 link14766 link14767 link14768 link14769 link14770 link14771 link14772 link14773 link14774 link14775 link14776 link14777 link14778 link14779 link14780 link14781 link14782 link14783 link14784 link14785 link14786 link14787 link14788 link14789 link14790 link14791 link14792 link14793 link14794 link14795 link14796 link14797 link14798 link14799 link14800 link14801 link14802 link14803 link14804 link14805 link14806 link14807 link14808 link14809 link14810 link14811 link14812 link14813 link14814 link14815 link14816 link14817 link14818 link14819 link14820 link14821 link14822 link14823 link14824 link14825 link14826 link14827 link14828 link14829 link14830 link14831 link14832 link14833 link14834 link14835 link14836 link14837 link14838 link14839 link14840 link14841 link14842 link14843 link14844 link14845 link14846 link14847 link14848 link14849 link14850 link14851 link14852 link14853 link14854 link14855 link14856 link14857 link14858 link14859 link14860 link14861 link14862 link14863 link14864 link14865 link14866 link14867 link14868 link14869 link14870 link14871 link14872 link14873 link14874 link14875 link14876 link14877 link14878 link14879 link14880 link14881 link14882 link14883 link14884 link14885 link14886 link14887 link14888 link14889 link14890 link14891 link14892 link14893 link14894 link14895 link14896 link14897 link14898 link14899
Королькова Викторина Викторовна
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:не указан
Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра

Нижневартовск 2015

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья. С конца ХХ века частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в два раза и по разным данным составляет от 6 до 9%. При сохранении этой тенденции прогноз будущего для населения нашей страны крайне пессимистичен. Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящими у окна и наблюдающими за сверстниками.

ХХIвек, являющийся веком подавляющего развития информационных технологий и совершенствования таких наук как психология и социология, заставляет человека пересматривать свои взгляды во многих важнейших сферах его существования. Одной из таких стратегических для общества сфер есть образование. Как повысить эффективность обучения в целом? По видимому, необходимо адаптировать методику преподавания под способности каждого ребенка или групп детей, схожих по каким либо критериям. Именно эта цель является определяющей для инклюзивного образования. Наибольшая актуальность в применении его принципов присутствует в обучение детей-инвалидов. Такие дети в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Успешно включить их в социум, подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование. В нашей школе занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики и здоровья каждого ребёнка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. В моём классе занимаются два мальчика с расстройством аутистического спектра. Данные методические рекомендации — результат опыта работы с детьми-аутистами.

Термин аутизм происходит от латинского слова autos — “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Наиболее существенные симптомы аутичных детей:

· одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;

· отгороженность от внешнего мира;

· сопротивление любым переменам обстановки;

· склонность к стереотипиям;

· однообразие интересов и пристрастий;

· слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

· неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

· речевые нарушения;

· повышенная тревожность;

· недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

· наличие ритуалов;

· наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Наблюдается ряд характерных стереотипий — непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий. Аутизм — это форма психоза, она характеризуется определёнными симптомами, которые могут проявляться на разных уровнях и в различной степени. Проявления эти влияют на умственную деятельность, физическое состояние и эмоции ребёнка, но во многих своих проявлениях каждый такой ребёнок - уникальная личность, индивидуальность которой скрывает обобщённый диагноз, превратившийся в некий ярлык. На сегодняшний день наука не знает способов лечения аутизма, однако существуют методы, позволяющие свести к минимуму его последствия и изменить к лучшему поведение и жизненные перспективы такого ребёнка.

Почему именно музыка?

Занятия музыкой могут служить страдающему ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, в чём он мучительно нуждается, а также средством выразить себя на доступном ему уровне.

Музыка во многих аспектах — поразительно гибкое и податливое средство, способное затронуть личность с любым интеллектом или уровнем образованности. Ребёнок с аутизмом воспринимает то, что он видит, не так хорошо, как то, что он трогает. Это относится и к слуховому восприятию. Это замечание пригодится, если использовать музыку как специфическое средство, способствующее развитию ребёнка с аутизмом. Одна из причин, почему музыка здесь так притягательна, заключается в том, что она не требует участия речи столь трудной для большинства детей с аутизмом. Представляется, что когнитивные нарушения, влияющие на развитие, влекут за собой нечто гораздо большее, чем просто проблемы с интеллектом. Они приводят к неспособности устанавливать эмоциональные и социальные отношения или же мешают ребёнку стать частью окружающего мира и даже понять, как соотносятся между собой части его же собственного тела. Ребёнок страдает от неспособности постичь логику явлений, хотя он в силах до некоторой степени разобраться в причинах и следствиях конкретной ситуации. Вот тут и обнаруживается ценность музыки, поскольку ее можно воспринимать на конкретном уровне, без того чтобы постигать абстрактные процессы. Любая музыкальная деятельность контролируется главным образом слуховым восприятием, и в основе её лежат способности звука проникать внутрь, ассоциироваться с каким-либо событием и оставаться в памяти. Звуки могут быть пронизаны эмоциями, отложиться на сознательном или подсознательном уровне. Способность к запоминанию звуков и их последовательности совершенно необходима для освоения вербального или невербального разговорного языка или языка музыки, хотя эти два процесса происходят в двух разных частях мозга. Вербальный язык требует понимания, кодирования и декодирования символов, имеющих общепринятое значение. С музыкой дело обстоит иначе, она мыслится как универсальное средство коммуникации. Музыкальная терапия широко использует союз речи и мелодии. Мы знаем, что музыка или звук способны спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться началом речевого высказывания. Это обнаруживает стремление к коммуникации. Цель в данном случае — установить позитивный контакт между ребёнком и средой, стимулировать его и дать толчок к переменам в нём.

Установление контакта с ребёнком.

На первом этапе главная задача педагога — помочь ребенку с РАС адаптироваться к новой для него обстановке. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные предметы, телефон. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать эффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение — когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общаться с ребенком нужно негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть не ярких тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему. Главным на этом этапе вызвать интерес, расположить к себе, создать благоприятную психологическую атмосферу. Этот период может длиться несколько уроков от одной недели до одного месяца.

Дети с аутизмом по-разному реагируют на физическое соседство взрослых. Некоторые из них сопротивляются тому, чтобы их трогали. Это приходится учитывать, прежде чем налаживать с ребёнком какие бы то ни было доверительные отношения. Другие дети нуждаются в физическом контакте, подобном тому, какой устанавливается у ребёнка с матерью. Отклик на такую физическую потребность может дать музыкальный опыт, например, когда педагог, играя на фортепиано, или напевая, просто держит или мягко качает ребёнка на коленях или обнимает ребёнка, и они вместе покачиваются под музыку. Постепенно ребёнок вовлекается в совместную с педагогом деятельность. У ребёнка должна родиться ассоциация «педагог — удовольствие и свобода», которые он познал. Ребёнок начинает доверять педагогу, несмотря на то, что может продолжать упрямиться. Пытаться манипулировать педагогом, злиться или бунтовать.

Аутичные дети известны своими поведенческими проблемами, которые проявляются в виде приступов. Как правило, выделяют три стадии развития подобных приступов, каждая из которых требует особого вмешательства.

Первая стадия — предвестник приступа.

Симптомы: грызение ногтей, напряжение мускулов, заикание, усиление самостимулирующего поведения (махание кистями рук, быстрое хождение взад и вперед или кругами и др.).

Что делать: следует оставаться предельно спокойным, дать возможность ребёнку некоторое время побыть в этом состоянии - это своего рода «самостимуляция», которая является необходимой для таких детей. Затем ненавязчиво переключить внимание на что-то интересное. На этот случай мы используем мешочек с сюрпризами, в котором есть: светящийся домик, поющий петушок, песочные часы. Можно зажечь свечу и подуть на огонь — это уже дело фантазии педагога, главное, чтобы ребёнок не испугался, а успокоился и настроился на дальнейшую работу.

Вторая стадия — ярость. Эта стадия возникает, если ситуация не разрешилась на стадии предвестников приступа.

Симптомы: ребенок растормаживается и действует импульсивно: плач, удары, пинки, щипки, ломание вещей или самоповреждение или быть интернализованным (замыкание в себе).

Что делать: в первую очередь нужно обеспечить безопасность ребенка, а также защитить школьное и личное имущество. Важно помочь ребенку восстановить контроль над собой и сохранить достоинство. Как правило, эти ребята приходят на занятия с родителями, поэтому нужно привлечь их, также можно обратиться к психологу, если он есть в учебном заведении. В случае необходимости можно прибегнуть к физическому удерживанию.

Третья стадия — восстановление. После срыва ребенок — аутист часто не способен вспомнить, что с ним происходило. Некоторые дети становятся угрюмыми, замыкаются в себе. Иногда они отрицают, что у них был приступ, часто они настолько физически истощены, что им нужно поспать.

Что делать: на стадии восстановления ребенок, как правило, не готов продолжать учиться, поэтому педагогу необходимо помочь ему вернуться в нормальное состояние. Для этого ребенка можно замотивировать заданием, которое легко выполнить, например, предложить исполнить любимую песенку или поиграть в игру. После того, как ребенок успокоится, инцидент можно вместе с ним проанализировать.

На втором этапе, когда контакт с педагогом установлен и можно начинать обучающую деятельность, аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от педагога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится слушать музыку, то занятие можно начинать с прослушивания мелодий. Не всегда учащиеся проявляют изначальный интерес к фортепиано, поэтому мы используем на начальном этапе игру на ложках под аккомпанемент фортепиано, игру на металлофоне. Очень важна на уроке частая смена деятельности (5 минут на каждый вид работы). В течение урока ребенку-аутисту во избежание пресыщения или утомления важно своевременно переключаться и отдыхать. Можно разрешить выйти из класса или сделать зарядку под музыку. Помогают в работе карточки с описанием последовательных действий. Так же в занятия можно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата. При выполнении какого-либо задания ни в коем случае нельзя торопить аутичного ребенка — для него это стресс, который может спровоцировать «отключение или срыв.

И, несомненно, педагог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма. Так как ребенок привыкает к одному педагогу — преподавателю по фортепиано, то целесообразность будет в комплексном обучении. На уроке фортепиано учащийся осваивает навыки игры на инструменте, знакомиться с музыкальной грамотой, слушает и анализирует музыку, т.е. получает знания по предметам: «сольфеджио» и «слушанию музыки».

Чтобы облегчить сложный процесс музыкального образования педагогу необходимо прибегнуть к фантазии, импровизации и уметь применять в своей работе порой нестандартные приемы и методы.

Знакомство с клавиатурой.

Знакомство с клавиатурой целесообразно проводить в игровой непринуждённой форме. На уроке необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребёнку психологическую комфортность, уверенность в своих силах и возможностях. В тех случаях, когда ребёнок ошибается, нужно избегать назидательных замечаний, больше хвалить ребёнка, поддерживать его.

В работе с «особыми» детьми нужно быть готовым к любой ситуации: если тот или иной предложенный персонаж не нравится, то меняем ход предложенной сказки или истории на ходу. Учащийся сам может предложить своих героев (чаще всего это персонажи компьютерных игр).

Примерный план занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуй, Илья! Давай улыбнёмся друг другу и скажем:

Мы спокойны и добры

Будем с музыкой дружны!

Я рада видеть твою улыбку. Сегодня у нас необычный урок, надеюсь, что он принесёт тебе радость.

- Давай послушаем, как звучит фортепиано. Играю мелодию (если ребёнок захочет).

2. Активизация познавательной деятельности.

У. — Присаживайся к инструменту.

Ребёнок садится, затем вместе корректируем посадку, чтобы было удобно.

У. — Сегодня к нам пришла в гости музыкальная сказка.

Давным-давно в старом замке жила прекрасная фея с очень необычным именем «Клавиатура».

У феи были любимые котята белые и чёрные (ребёнок показывает клавиши). Белые котята всегда ходили дружным строем, все по порядку, а черные?

Р. — Дружили по 2 и по 3.(ребёнок может не ответить на вопрос, тогда педагог помогает и показывает).

У.- Давай назовём их: двойняшки и тройняшки

У. — Самой главной в замке была принцесса нотка ДО, она любила играть с двойняшками, давай её найдём. Ищем клавишу до. Нотка «До» обожала петь. Давай с тобой исполним её песенку. Исполняем в ансамбле пьесу «Колокольчики». (нотку до можно отметить цветными стикерами)

У.- Услышали песенку двойняшки и тоже захотели поиграть.

У. — Давай исполним эту песенку. Играем «Калинку», используя 2 чёрные клавиши.

У. — А как же наши тройняшки? Неужели они останутся без песенки?

Исполняем упр. «Лесные голуби» с педалью. (2 и 3 чёрных клавиши поочерёдно).

А сейчас в нашей сказке антракт (перерыв). Проведём весёлую минутку и немного отдохнём. Встаём, выполняем упражнения: Шалтай-болтай; «Черепашка». «Хлоп-топ».

У. — Наша сказка продолжается. Устраиваемся удобно. Котятам нравилось гулять по лужайке. Однажды они повстречали кузнечика. Как же нам его изобразить звуками? Даём характеристику кузнечику (прыгучий). Ребёнок сам пытается исполнить, учитель помогает. (Упр. «Кузнечик»).

У. — Прыгал наш кузнечик и вдруг услышал, что кто-то низким голосом сердито ревёт. Кто бы это мог быть?

Р.- называет персонажа (медведь) или педагог предлагает персонажа

У.- Давай придумаем песенку для медведя.

У.- проговаривает чётко рифму:

Здравствуй Мишка

Угости нас шишкой

У. - предлагает прохлопать ритм стихотворения.

3. Творческая работа

У.- Используя 2 и 3 чёрные клавиши придумывает песенку медведя, учащийся может участвовать в процессе, а может просто созерцать и слушать.

У.- Замечательная песенка получилась, я думаю, что медведю она понравилась

У.- А теперь давай скажем нашей сказке до свидания.

Сказка, сказка до свидания, всем спасибо за внимание!

4. Рефлексия

У.- Интересная сказка у нас получилась. Тебе понравился наш урок? Фея «Клавиатура» благодарит тебя за твоё творчество и дарит тебе сюрприз (угощение конфетой).

После того, как учащийся освоит расположение клавиш и их название, можно приступать к освоению попевок или знакомых песенок. Как правило, мы начинаем с 2 звуков: «Бай, бай, мой малыш» из сб. Г. Игнатьева. Далее следует попевка на 3 звуках: «У кота-воркота». Знакомясь с этой песенкой ребенок получает знания о мажоре и миноре. Затем идет попевка «Василек» на 4 звука; «Веселые гуси». Звукоряд-гамму мы исполняем тоже, как песенку, слова которой придумываем по настроению. Например: «Тимофей хороший мальчик, он играет хорошо» или «мы поедем к брату Вове, чтобы вместе поиграть», главное замотивировать ребенка на выполнение задания. Иногда учащийся долго не может приступить к самостоятельному исполнению, в этом случае используем метод игры «Рука в руке». Или педагог показывает направляющим движением пальца звуки мелодии.

Примерно на втором году обучения мы переходим к игре двумя руками, используя в левой руке один бас или квинту. Учащийся при этом, как бы «схватывает» с рук педагога. В самом начале педагог может играть руками ребенка, если тот конечно захочет. Чтобы перейти к этой нелегкой для ребенка задаче, мы снова используем сказку.

&n

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности