Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Педагогическое общение - важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса

Россия,Удмуртская Республика,г.Ижевск

АМОУДОД ДШИ №9

Преподаватель фортепиано, концертмейстер

Зорина Екатерина Владимировна

Содержание:

1.Введение;

2. Пять результатов учения;

3. Почему ребёнок становится трудным;

4. Из биографии Никколо Паганини;

5. Как учить не заставляя и не контролируя;

6. Игра как мотивация к познанию:

- сказки;

- рисунки;

- игры.

  1. Знать интересы ребёнка;

8. Главные «секреты» успеха.

  1. Список используемой литературы.

10. Приложения.

11. Прилагается диск с презентацией.

1.Введение.

В данной методической работе, хочу обратить внимание и поделиться такой проблемой - как сделать процесс обучения более эффективным, как больше заинтересовать ребёнка, чтобы он с удовольствием приходил на урок, как учиться с интересом?

Причиной выбора данной темы стало то, что беседуя с детьми, родителями, учителями понимаешь, что за неуспехами в учении часто кроются не столько трудности познания, сколько трудности общения с учителем.

Предлагаю посмотреть, что же думают по этому поводу психологи? Рассмотреть яркие примеры их жизни выдающихся людей.

2. Пять результатов учения.

Известный детский психолог профессор МГУ Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает нам учителям и родителям присмотреться для начала повнимательнее к процессу учёбы. Ребёнок чему-то учится, что получается в результате? На самом деле же пишет Юлия Борисовна результатов несколько и очень важно осознать их (слайд 2).

Первый, самый очевидный результат учения — это знания, которые ребёнок получает, или умения, которые он осваивает.

Второй результат менее очевиден: ребёнок учится организовывать свою жизнь и деятельность. Здесь взрослому стоит с самого начала передавать ему инициативу и заботу о результате.

Третий результат — эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете. Окажется ли предмет для ребёнка либо интересным и привлекательным, либо трудным и противным (слайд3).

Четвёртый результат- некоторый вывод о себе, о своих способностях. Здесь роль учителя очень важна: ему стоит подбирать задачи подходящей трудности, быть доброжелательным и терпеливым, уметь деликатно помочь, а когда надо — оставить ребёнка в покое, дать ему возможность справляться самому (слайд 4).

Наконец, пятый результат — тоже эмоциональный след, но уже от учителя и взаимоотношений с ним.

Ни в коем случае, пишет Гиппенрейтер, нельзя ориентироваться только на первый результат, остальные четыре гораздо важнее.

Самое важное отмечает она – это взаимоотношения с учителем, атмосфера, в которой происходит учёба (слайд5). Здесь участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получится что-то живо обсудить и порадоваться удаче.

Ни в коем случае не следует допускать критику и частые указания на ошибки.

Тем более не стоит впихивать знания. Всё это только ещё больше омрачит обстановку.

3. Почему ребёнок становится трудным?

Часто ребёнка не спрашивают, хочет ли он это учить, интересно ли ему это сейчас? Но, к сожалению, существует её величество программа, учение по которой игнорирует потребность ребёнка самому узнавать мир. И тут ребёнок, благодаря приказам, методам принуждения, посылает нам сигналы своим поведением — плохими отметками, ленью, упрямством и конфликтами. Часто слышишь: трудный ребёнок, ленивый, непослушный.

(слайд6)Вообще, как утверждает другой выдающийся педагог и психолог ХХ века Александр Нилл- ребёнок существо доброе. (слайд7) Трудными, непослушными, ленивыми делаем их мы взрослые — учителя, родители, принуждая их делать что-то без удовольствия, порой не оставляя выбора.

Здесь мы учителя можем выбрать первый или второй путь: (слайд 8)

в первом случае, ориентироваться на то, что школа должна учить, а ребёнок учиться. Главное оценки. Если плохие - значит, надо обратить на него внимание. Следует заняться исправлением его лени, разболтанности, дурного характера.

Второй выбор — быть союзником ребёнка — заботиться о его психологическом самочувствии в связи с учёбой. Задаваться вопросами: нравиться ли ему заниматься музыкой, есть ли трудности, интересно ли? Второй путь предполагает более гуманный подход к ребёнку.

4. Из биографии Николо Паганини.

(слайд 9)

Приведу пример из биографии Никколо Паганини: его отец был очень строг и даже жесток. Он заставлял сына упражняться на скрипке целыми днями, запирал дома, бил его по пальцам. Потом Паганини рассказывал своему биографу: трудно представить более строгого отца, чем мой. Когда ему казалось, что я недостаточно прилежен в занятиях, он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удвоить старания, так что мне пришлось много страдать физически, и это стало сказываться на моём здоровье.

Как же случилось так, что мальчик не возненавидел, в конце концов, игру на скрипке? Ответ мы находим в тех же воспоминаниях Паганини (слайд10). В возрасте семи лет оказавшись в церкви, он был поражён звуками органа и как зачарованный слушал музыку, погрузившись в неё и забыв обо всём. Это переживание стало ключевым в его жизни. С этого момента Никколо стал увлекаться скрипкой. «Я был в восторге от инструмента и занимался непрерывно, пытаясь найти какие-то совершенно новые, никому не ведомые прежде позиции пальцев, чтобы извлечь звук, который поразил бы людей. Что же произошло с мальчиком? Он пережил сильный эмоциональный подъём-состояние счастья, восторга, вдохновения. Такие состояния, как мы знаем, обладают свойством зажигать ребёнка. На языке научной психологии это называется рождением стойкого внутреннего мотива, который становится источником большой энергии. Так получается, Паганини стал виртуозом не благодаря принуждениям и наказаниям его первого учителя, а несмотря на них.

5.Но как быть в нашей обычной жизни, если ребёнок не гений? Если не заставлять и не контролировать, то как же он будет учиться?

Этот вопрос возражение снова и снова появляется у родителей и учителей, когда речь заходит о необходимости уважать свободу ребёнка (слайд11).

Вот как трактует свободу Александр Нилл: «Свобода — это не вседозволенность, а право ребёнка жить без внешнего давления — физического или психологического (слайд 12).

Очень яркий пример можно увидеть в биографии М. Цветаевой. Вот что она пишет: «Музыкального рвения — и пора об этом сказать — у меня не было. Виной, вернее причиной, было излишнее усердие моей матери, требовавшей от меня не в меру моих сил и способностей. С меня требовавшей — себя!». В рассказе М. Цветаевой видно, что честные усилия девочки не приводили к успеху, ибо они были подчинены не её воле, а требованиям матери. Занятия музыкой 2 часа утром и 2 часа вечером, превращались в механическое отбывание за инструментом под ненавистный звук метронома.

В своей книге А.Нилл приводит пример, противоположный примеру Марины Цветаевой, как одна женщина привела к нему на консультацию свою семилетнюю дочь. «Мистер Нилл, сказала она, - я прочла каждую написанную вами строку, и ещё до того, как Дафна родилась, я решила вырастить её в точности по вашим идеям». Я взглянул на Дафну, которая стояла на моём рояле в грязных ботинках. Оттуда она совершила прыжок на софу и чуть не пробила её насквозь. «Вы видите, как она естественна, - восхищённо прокомментировала мать. — Настоящий ребёнок, воспитанный по Ниллу».

«Именно различие между свободой и вседозволенностью и не могут ухватить многие родители и учителя», пишет Александр Нилл. В строгой суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на всё. Хороша та семья, в которой у детей и взрослых равные права. Это справедливо и для школы.

Итак, как учить и воспитывать иначе, чем мы привыкли? В психологии, педагогике, биографической литературе есть замечательные образцы практического опыта талантливых учителей и родителей, которые показывают, как ребёнок может с удовольствием учиться и что для этого стоит делать, а что делать не следует. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Некоторое время тому назад в Москве жил и работал учитель игры на скрипке Михаил Петрович Кравец (слайд13). Он любил выбирать себе учеников, «не способных к музыке», и многих из них доводил до уровня Центральной музыкальной школы при консерватории. Его увлекал, как он выражался процесс производства способностей: неспособных детей для него не существовало!

Его уроки всегда проходили на высоком эмоциональном подъёме. Ребёнок и учитель живо и разнообразно общались. Они вместе пели, подбирали к звукам картинки. Ребёнок бил в бубен и ритмично двигался под аккомпанемент учителя. На звуках сочинялись сказки, в звуках жили медведи и птички. Всё это сопровождалось интересными загадками и отгадками, оживлялось смехом, наполнялось радостным настроением.

Урок обычно заканчивался какой-то хорошо знакомой мелодией, которую неожиданно начинала играть музыкальная модель «спутника». Под ней ребёнок находил открытку с большой красной пятёркой, которую спутник дарил лично ему.

Сделаем ещё один шаг и спросим себя: а какой взрослый становится таким учителем? Детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер вот как отвечает нам на этот вопрос. Это — тот взрослый, который смог сохранить в своей душе живую энергию ребёнка, пронеся её через рутину официального образования, жёсткие рамки воспитания, трудности выживания в обществе и многое другое.

6. Игра как мотивация к познанию.

(слайд14)Что нравится детям, чем они живут, что любят? Дети любят игры, сказки, истории, загадки, дети любят рисовать. Всё это и поможет оживить обычный урок.

На уроке можно использовать игры различного назначения. Вот, например, игры на развитие координации движений, пальчиковые игры, коммуникативные подвижные игры. Но я считаю, что самое главное, игра помогает оживить атмосферу урока, даёт ребёнку возможность подвигаться, передохнуть (слайд 15).

У меня есть две ученицы с отклонениями. У одной ДЦП в лёгкой форме, у другой тугоухость.

При таких диагнозах страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Так вот эти игры и многие другие, просто спасение на уроке. Они помогают детям раскрепоститься, развивают речь, память, координацию движений. А самое главное они чувствуют себя в центре событий, а не изгоем. Для любого ребёнка, конечно, важно чувствовать себя нужным и полезным, но для детей с отклонениями особенно, иначе они совсем замкнутся и забьются в угол.

(слайд16). В игре взрослый-учитель участвует с ребёнком на равных, что даёт им возможность сблизиться. Очень важный момент в игре, мы можем видеть глаза ребёнка (слайд17). А это очень эффективный психологический приём — глаза в глаза. Встреча глаз устанавливает связь между людьми, она открывает возможность психологического сближения. Выражение глаз — всегда значимый признак для другого человека. Эффект общения глаза в глаза, как пишет доктор медицинских наук, врач невропатолог, профессор Валерий Леонидович Голубев, обеспечивает не только чисто зрительные функции, это ещё и инструмент взаимопонимания. Опытный врач устанавливает смерть, глядя в глаза умершему. При умирании глаза перестают быть живым местом на лице. В них гаснет свет живой души. В воспоминаниях Марины Цветаевой есть такие строчки: «Мать никогда не запрещала словами; глазами — всё».

Чем ещё можно заинтересовать ребёнка. Дети любят слушать и сами придумывать сказки (слайд18). Можно предложить им придумать историю или сказку на произведение, которое он играет.

Приведу личный пример. Моя дочь не гениальный ребёнок, учится играть на фортепиано, у неё замечательный педагог Козырева Ольга Дмитриевна. 4 года мы проучились. В этом году как-то не идёт у нас работа. За пианино садимся редко. Я говорю дочке: «Рита, напиши сказку на произведение, которое играешь». Она мне говорит: «А можно я напишу на вальс Грига которой, играла в прошлом году?» Ну конечно, говорю я. В итоге она насочиняла 3 страницы.

Вот отрывок из сказки:

«Сегодня в волшебном лесу грандиозный бал. Вот уже как сто лет этой замечательной традиции, и сегодняшний праздник не стал юбилейным. Ну наконец –то начинают прибывать первые гости. Кажется на нынешнем балу будет присутствовать сама королева фей, но она не одна, с ней прибыли и её многочисленная свита, и другие именитые феи с острова Непландия. Ну вот подъезжают и представители Страны Чудес! Появляется вся весёлая компания любителей чаепития: Безумный Шляпник, Алиса, Чеширский кот, Белый кролик, Мартовский заяц и мышка Соня. Однажды мне довелось побывать на безумном чаепитии и должна вам сказать, что Безумный Шляпник очень не тактичен, но его не стоит воспринимать всерьёз. Ну и всё-таки, вся эта компания до ужаса забавна и если вы собираетесь посетить Страну Чудес обязательно загляните на Безумное чаепитие».

В сказке Рита представила себя участницей событий. Несмотря на то, что ей почти 14 лет, ей хочется оказаться в сказке, где нет 6-ти дневной учёбы в школе, непонятных уроков и т.д.

Оказывается, в её голове живет столько сказочных персонажей, столько она всего нафантазировала. В конце она пишет, что пора возвращать в мир людей. На этом сказка и закончивается.

(слайд19)Замечательный пример мы можно найти у Марины Цветаевой в рассказе «Сказка матери». Это рассказ автобиографический: Марина (ей примерно 6 лет) и её младшая сестра Ася (на три года младше) слушают маму. Приведу отрывок из этого редкого по своему очарованию текста.

- Жила-была мать, у неё были две дочки…

-Муся и я! –быстро перебила Ася. — Муся лучше играла на рояле и лучше ела, а зато Ася… Асе зато вырезали слепую кишку, и она чуть не умерла.

-А зато старшая скоро состарилась, а младшая всегда была молодая, богатая и потом вышла замуж за генерала, Его Превосходительство, или за фотографа Фишера, - возбуждённо продолжала Ася, - а старшая за богадела Осипа, у которого сухая рука, потому что он убил брата огурцом. Да, мама?

- Да, подтвердила мать.

- А младшая потом ещё вышла замуж за князя и графа, и у неё было четыре лошади. А старшая — в это время — так состарилась, стала такая грязная и бедная, что Осип её выгнал: взял палку и выгнал.

-И вот, когда тот разбойник потребовал, чтобы она выбрала, она, обняв их обеих сразу…

Даже в этих отрывках обнаруживаются горячие точки переживаний девочек. Здесь и ревность и соперничество, борьба за превосходство и любовь матери.

В целом, сказка позволяет узнать о внутренней жизни девочек то, что они никогда не смогли бы рассказать прямо.

И так — с любыми детьми!

Более ста лет тому назад педагог, психолог, врач и философ Мария Монтессори приобрела мировую известность, благодаря своим новым взглядам детей, которые она блестяще воплотила в жизнь в организованной ею школе.

(слайд 20).Она говорила, что взрослый будь то учитель или родитель, во-первых должен наблюдать за ребёнком занятым делом, не вмешиваться. Здесь она основывалась на убеждении, что ребёнок изначально стремиться к саморазвитию, и это его внутренняя потребность.

Во — вторых, обогащать среду. Это значит, окружать ребёнка как можно более разнообразными пособиями, играми, задачами.

«Среда», по мнению Монтессори, стимулирует собственную активность ребёнка.

Вот несколько примеров (слайд21). Первый из воспоминаний Айседоры Дункан.

Благодаря моей матери вся наша жизнь в детстве была проникнута музыкой и поэзией. По вечерам она усаживалась за пианино и играла часами, забывая обо всём окружающем…

Мне кажется, что общее образование, получаемое ребёнком в школе, является абсолютно бесполезным. Настоящее воспитание я получала в течение тех вечеров, когда мать играла нам Бетховена, Шумана, Шуберта, Моцарта, Шопена и читала вслух Шекспира, Китса или Бернса. Эти часы нас очаровывали.

Марина Цветаева (слайд22) также с особенным чувством вспоминает свою мать, которая, по её словам, «залила» своих детей музыкой, и красота этой музыки обернулась для Марины «красотой лирики». Несмотря, на принудительные занятия музыкой, Марина Цветаева, всё же музыку любила, она не любила музыку «свою».

7. Знать интересы ребёнка.

Кроме этого психологи советуют разговаривать с детьми, не только на темы, касающиеся предмета, который мы преподаём (слайд23). Важно знать, чем живёт ребёнок. Спросить как у него дела в школе, что нового, о чём переживает, какое настроение, какую книгу читает, или не читает вообще, какую музыку слушает ит.д. Это также поможет сблизиться учителю и ученику.

Конечно, есть дети замкнутые, не общительные, которые не готовы выложить всё тайное и сокровенное.

Здесь нам могут помочь рисунки. Моим двум ученицам, очень похожим по темпераменту, не общительным, даже звали их одинаково Маринами, было предложено нарисовать рисунки. В результате, рисунки получились совершенно разные. У одной девочки рисунок яркий, красочный (см. приложения). У другой, печальный, серый ослик без хвоста. Думаю, здесь уместна такая трактовка, что причина замкнутости - нежелание идти на контакт у первой девочки связана именно с особенностями темперамента, а причина замкнутости другой, кроется в негативном отношении именно к занятиям музыкой. Возможно это совпадение, но вторая девочка год не доучилась, бросив музыкальную школу.

8. Главные секреты успеха.

(слайд24) Итак, что делать, чтобы ребёнок учился с интересом?

Детский психолог Гиппенрейтер предлагает успешные и неуспешные действия (слайд25):

Успешные действия:

1.Воздерживаться от вмешательств (предоставлять ребёнку свободу);

2.Поддерживать, когда ему трудно;

3.Озадачивать (будить мысли);

4. Вовлекать, увлекать, вдохновлять;

5.Быть рядом, принимать его;

6. Быть достойным образцом.

Неуспешные воспитательные воздействия: (Ю.Б. Гиппенрейтер советует их избегать):

1. Наставлять

2. Заставлять

3.Приказывать

4.Вынуждать

5.Требовать

6. Оказывать давление

7. Подчинять.

От себя хочу добавить, что единого рецепта для эффективности учебной деятельности нет, но мы должны найти ключик к каждому ребёнку. Не все из учащихся в музыкальной школе, в дальнейшем станут взрослыми музыкантами. Но, в любом случае, наша задача воспитать у ребёнка любовь к музыке, а не отвращение, так как знаю немало взрослых которые с ужасом вспоминают годы, проведённые в музыкальной школе.

Список используемой литературы:

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Как учиться с интересом»;
  2. Ю.Б. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»;

3. Ю.Б. Гиппенрейтер « Родителям: как быть ребёнком»;

4. В.Л. Голубев «Феномен общения «глаза в глаза»;

5.С.Ю. Бородулина «Коррекционная педагогика»;

6. Е.П. Ильин «Психология»;

  1. Т. Боровик «Таря — Маря». Коммуникативные и пальчиковые игры, координационно — подвижные игры и игровые песни для детей младшего возраста»;
  2. И.Э. Сафарова «Игры для организации пианистических движений»;
  3. О.О. Петрова, Т.В Умнова «Возрастная психология»;
  4. М. Цветаева «Мать и музыка».
Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности