С надеждой, верою весёлой
Иди на всё, не унывай;
Вперёд!
А.С.Пушкин,
«Руслан и Людмила».
Вы встречали фанатиков? Нет? Давайте познакомимся. Я фанатик. «Хорошенькое дело!» - думаете вы. Погодите, не надо смеяться. Это не желание соригинальничать. Просто… Просто расскажу одну историю.
1971 год. Выпускные экзамены. Позади десять безоблачных школьных лет, впереди вся жизнь, и надо сделать выбор: как и в каком качестве пройти этот путь. Родители везут меня в Иркутск, предлагают стать юристом. Но… втайне от них я сдаю документы в педагогический вуз.
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Я пришла, имея яркий пример для подражания: Мыльникова Лидия Яковлевна и Прокопченко Эмма Ивановна, мама и любимая учительница, — обе учителя русского языка и литературы. И вот уже 35 лет каждый день начинается для меня с музыки — с мелодичной трели школьного звонка. Это мне дорого, это важно, без этого я не могу обойтись!
Диплом педагогического вуза — всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. Давно, еще в студенчестве, читанные в учебнике педагогики и всегда казавшиеся высокопарными слова Л.Н. Толстого приобрели для меня особый смысл: "Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Размышляя о своем жизненном пути, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моё педагогическое новаторство, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем.
Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях, — это и есть моё педагогическое новаторство, моё педагогическое кредо.
С ужасом и тоской вспоминаю пару лет в школе без классного руководства. День начинался с тяжёлой думы о том, что меня никто не ждёт, что путь мой одинок и безрадостен. Что может быть хуже, тяжелее? Я перестала ходить на торжественные линейки, вечера, слёты, утратила интерес к жизни. Мир потерял краски и звуки.
Наверное, по этой причине четыре года назад восприняла нынешний родной 8 «Б» как награду, как подарок судьбы, как манну небесную. Появился интерес к жизни, мир засиял и зазвучал по-новому.
Первый снег превратился в выезд за пределы города; осенние полевые работы на дачах — в праздник картошки с рисунками, стихами, загадками, поделками из природного материала, рецептами блюд, их приготовлением и дегустацией; родительские собрания — в выездные сборы у костра. Поход на медосмотр — в коллективный выход в кафе. Рождение моей внучки стало поводом для ребят вспомнить, какими они пришли в этот мир, и оформить презентацию о постепенном взрослении. А создание гимназией Книги памяти зажгло в нас интерес к подвигам дедов и прадедов (кому, как не мне, дочери двух ветеранов Великой Отечественной войны, повести ребят по тропе поиска?). На уроках литературы мы вместе плачем над судьбой героев: Маруси из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», Муму И.С. Тургенева, Катерины Ивановны из рассказа Паустовского «Телеграмма». На уроках русского языка в сочинениях делимся сокровенным: мыслями о планах на будущее, о счастье, о любви…
У каждого учителя своя педагогическая инновация, своё новаторство. Моё — в соблюдении принципа трёх «У»: учу русскому языку и литературе и уважаю каждого мальчика или девочку как личность, способную научить меня чему-то новому.
Когда в праздничные дни, войдя в класс, читаю на доске слова: «Ольга Владимировна! Вы самая лучшая!», не задираю нос от гордости и не упиваюсь собственной значимостью в глазах учеников, а просто стараюсь во всём и всегда соответствовать статусу, который мне определили воспитанники.
Вот мы и познакомились. Я фанатик, который без общения с детьми, без школьного звонка не проживёт и дня!