Урок по истории: "Борис Годунов"
Скачать файл: godunov.doc
Посмотреть онлайн файл:
Предмет урока в VII классе:
интеграция истории, музыки, изобразительного искусства.
Тема урока в VII классе:
"Смутное время. Личность в истории, музыке, искусстве".
Тип урока: урок анализа и синтеза.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала и его связь с другими предметами.
Образовательная цель: рассмотреть вклад в историю России ярких личностей Смутного времени, охарактеризовать роль исторической личности в процессе выхода из глубокого кризиса, систематизировать знания о причинах и ходе Смутного времени.
Коррекционная цель: продолжить обучение интеллектуальным приёмам и методам познавательной деятельности; систематизация знаний, оформление выводов.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к истории России, её героическому прошлому.
Оборудование: репродукции картин, портреты основных участников Смутного времени.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Повторение ранее изученного материала.
Вводное слово учителя. В России главным лицом было наше великое и могучее государство: всё зависело от его нужд, его задач, и от огромной истории прошлого. Нередко судьба государства, а, следовательно, и людей, которые проживали в нём, зависела от одного человека и его поступков, действий. В России этим человеком был царь. Очень часто человечество выигрывало, если царь и его ближайшее окружение умели договориться, достичь взаимных уступок согласия, если им удавалось предотвратить войну, избежать столкновений, если политикам и государственным деятелям доводилось путём реформ содействовать прогрессивному развитию страны. Но так сложилось, что в определённый промежуток, период исторического времени, это место оставалось свободным, и этот исторический период был назван "Смутным".
Вспомните, и назовите, какие годы охватывает Смутное время? (1598 - 1613).
Вспомните, и назовите, почему этот период получил название "Смутное"?
Ответ: смутное время 1598 - 1613 года в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, великой разрухой Московского государства.
Сегодня мы будем говорить о ярких личностях Смутного времени. Рассмотрим их вклад в историю России, дадим характеристику через музыку, поэзию, искусство. Тема нашего сегодняшнего урока: "Смутное время. Личность в истории, искусстве, музыке".
Как вы думаете, могла ли одна личность повлиять на судьбу страны?
Ответ: да, одним из деятелей смутного времени был Борис Годунов.
Вспомните, и назовите, каким путём Борис Годунов получил царскую власть.
Ответ: после смерти Ивана IV его приемником стал сын Фёдор Иванович. Власть практически перешла к шурину, Борису Годунову. В 1591 году умер младший сын Ивана IV Дмитрий. В 1598 году умер бездетный Фёдор: династия Рюриковичей прервалась. При поддержке патриарха Иова Борис Годунов на земском соборе был избран в цари.
Вспомните, и назовите, какую роль в возвышении Бориса Годунова сыграл акт учреждения патриаршества?
Ответ: в 1589 году после принятия патриаршества русская православная церковь стала независимой от константинопольского патриарха, укрепилось международное положение России.
Вспомните, и назовите направления деятельности Бориса Годунова.
Ответ: построена крепость в Смоленске, новые города; в Москве построена колокольня Ивана Великого; учёба за границей дворянских детей Бориса Годунова; открыл царские запасы, во время голода в 1601 - 1603 году.
А вот что сказал по этому поводу историк Кобрин:
"голод погубил Бориса Годунова. В массовом сознании народа возникло представление, что беды связаны с тем, что Годунов не являлся природным, а значит законным царём".
Связь с литературой. Давайте вспомним эти события этого периода, используя стихотворение Д. Кедрина.
В Москве был голод этим летом,
к зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом:
гробы по воздуху летят.
Что вдруг откуда - то лисицы,
понабежали в погреба.
Что в эту ночь на Вражек Ситцев,
падут три огненных столба.
Недавно в Угличе Димитрий,
средь бела дня зарезан был.
Но от народа Шуйский хитрый,
об этом деле правду скрыл
Сказав; зело прискорбный случай!
На все господня воля.
Что ж поделаешь, когда в падучей,
наткнулось дитятко на нож?
Но всё же очевидцы были,
и на базарах с их них слов.
Сидельцы бабам говорили.
Что промахнулся Годунов.
И Годунову прямо в спину,
шёл слух, как ветер по траве.
Что он убил попова сына,
а Дмитрий прячется в Литве.
Связь с музыкой. Опера M. П. Мусоргского "Борис Годунов".
В центре любой литературной интерпретации стоял вопрос: "виновен ли Борис Годунов в смерти царевича?" Пушкин в своей трагедии Бориса Годунова представляет царя как благородного, умного человека, который признаёт вину за убийство Дмитрия, и получение короны таким незаконным способом, становится большим грузом. По трагедии Пушкина "Борис Годунов" композитор Модест Петрович Мусоргский создаёт оперу с таким же названием. Мусоргский сильнее, чем Александр Сергеевич Пушкин акцентирует тему вины и изображает Бориса Годунова, который мучается от угрызений совести. В опере видения убитого, окровавленного мальчика преследуют царя, и в конце концов, сводят его с ума. Знаменитый "монолог страха" во втором акте считается одной из самых впечатлительных арий в оперном репертуаре композитора.
Представьте, могучий звон колоколов сопровождает венчание Бориса Годунова на царство, казалось, Борис должен быть рад, но в самой первой его ариозо мы слышим душевный разлад, плохие предчувствия. Давайте послушаем. (Звучит фонограмма).
Образ Бориса сложен и противоречив: народ восстаёт против царя Бориса Годунова, на трон восходит Лжедмитрий. Опера заканчивается словами предсказания юродивого: лейтесь, лейтесь, слёзы горькие. Плачь, плачь, душа православная! Скоро враг прейдёт и настанет тьма, темень, тёмная, непроглядная. Горе, горе, Руси! Плачь, плачь, русский люд, голодный люд.
Связь с изобразительным искусством. Современный русский художник Сергей Николаевич Присекин пишет психологически глубоко точные исторические портреты. Образно говоря, это слепки душ, изображённых на них людей. Его работы задевают древние, родовые пласты русской души. В 90 - е годы им был написан портрет нашего русского царя Бориса Годунова. Перед нами предстаёт почти в полный рост царь Борис.
В царской одежде: шуба, подбитая ручной работы партой, бобровый воротник - ожерелье. На голове монашеская шапка. В руках символы государственной власти: скипетр и держава, украшенная драгоценными камнями. Обратите внимание на лицо царя. На нём отпечатались события, которые происходили в государстве. Внешне суровое строгое лицо скрывает внутренние проблемы души. Его глаза направлены к зрителю с пронзительным взглядом, которые стремятся разгадать ваши мысли.
Царь Борис Годунов в картине Ильи Глазунова словно всматривается в вашу душу, стремясь рассмотреть ваши намерения.
Эта эпоха названа историками также эпохой самозванцев. На уроках истории мы с вами рассмотрели 2 - х самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Давайте вспомним:
Вспомните, и назовите, кто на самом деле скрывался под именем Лжедмитрия I? Опишите его портрет.
Ответ: беглый монах Григорий Отрепьев из Чудово монастыря. В 1603 году в Литве провозгласил себя чудом спасшимся Дмитрием.
Вспомните, и назовите основные цели политики самозванцев в России.
Ответ: во - первых, завоевать российский престол, и передать земли польским феодалам, и во - вторых, обратить православные, русские земли в католическую веру.
Вспомните, и назовите, в чём причина падения Лжедмитрия I в России?
Ответ: во - первых, свадьба на Марине Мнишек по католическим обрядам (дочь польского магната), и непосильные налоги на монастыри, во - вторых, боязнь распространения католичества.
Связь с изобразительным искусством. Две исторические личности - Лжедмитрия Первого и Марины Мнишек оставили в народной памяти Российского государства самые негативные впечатления. Портреты с их изображением можно встретить в старинных гравюрах. Хочу вам напомнить, гравюрой называется вид графического искусства, в котором изображение получается в виде оттиска на бумаге с печатной формы - доски из металла, дерева или линолеума. Акцентирую ваше внимание, что Марина Мнишек изображена в одежде позднего средневековья, а Лжедмитрий Первый - в одежду польских шляхов. (Обратим внимание на гравюру).
Вспомните, и назовите, что такое правление семи бояр? Какие годы охватывает правление семи бояр?
Ответ: правление семи бояр в истории Русского государства - вместо царя стали править семь знатных бояр во главе с князем Мстиславским, поляки захватили всю страну и вошли в Москву. Они пришли в прямой сговор с королём Речи Посполитой Сигизмундом и согласились принять его сына Владислава на престол. (1610 - 1612 года).
Началась открытая польская интервенция нашей России - это был самый сложный период и для народа, и для государства после татаро - монгольского ига. Нам всем известно, что русский народ проявляет истинную любовь к Отечеству во время трудных испытаний. Любовью, уважением, состраданием славился русский народ в стародавние времена: не раз Родина была суровой матерью своего народа.Она как бы, проверяла его на крепость и силу, и убеждалась в истинной любви своих детей.
Скажите, изменился ли характер гражданской войны с усилением иностранной интервенции?
Ответ: она приобрела характер освободительной: создавались военные организации - ополчения.
Вспомните, и назовите цель создания первого ополчения, и кто его руководитель? Опишите его портрет.
Ответ: освободить Москву от польских шляхтичей. В 1611 году - создана под предводительством Прокопия Ляпунова, возглавил отряд Дмитрий Пожарский. Их деятельность не увенчалась успехом.
Вспомните, и назовите, кто стал собирать второе ополчение? (Кузьма Минин). Расскажите о совместной деятельности двух великих патриотов - Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Ответ: они возглавили второе ополчение осенью 1611 года в Нижнем Новгороде. 22 октября 1612 года взят Китай - город, а 26 октября гарнизон сдался.
Поволжье Минин призывал,
он ополчение собирал.
Всех одевал, всех обувал,
кормил, поил и снаряжал,
И эту рать в туманной мгле:
по нераспаханной земле.
Где колос уж давно не цвёл,
к Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села:
всё прибывала и росла.
Сюда пришёл Пожарский князь,
за ним текла людей река.
И с Мининым объединяясь,
сплотились русские войска.
Добрый памятник поставлен:
двум героям всей страной.
В знак того, что был избавлен,
от бесчестья край родной.
Н. Кончаловская.
Связь с изобразительным искусством.
Прекрасным образцом такой композиции стал московский памятник Минину и Пожарскому (открыт в 1818 году), исполненный Иваном Мартосом (1764 - 1835). Главной идеей памятника является призыв Минина подняться на освобождение России, поэтому композиционной доминантой становятся его поднятая рука и стержень меча. Ёмок и выразителен жест Минина: его рука не только зовёт полководца к битве, она возносится к небу, как бы взывая к справедливости, широким движением, словно сплачивая заполнивший её народ, указывает на Кремль, как на символ Родины. Другой рукой Минин держит меч, решительным движением передавая его Пожарскому, - он убеждён в правильности своих действий. Пожарский колеблется, его пальцы лишь слегка касаются рукоятки, они не сжались в кулак. Но он внимательно прислушивается к словам: мгновение, и он встанет и поднимет меч в борьбе против иноземных захватчиков - меч становится не только центром композиции, но и символом духовного единения ополченцев.
И Минин, и Пожарский изображены скульптором богатырями с могучими спинами. Их лица классически красивы и благородны. Глядя на них, зритель, даже не знакомый с русской историей, понимает, что эти люди бились за правое дело и что битва было выиграна. Ножны меча, на которых встречаются руки Минина и Пожарского, покрыты декоративными рельефами. Плавная замедленность ритмов рельефов, их величавость, которая перекликается с торжественностью фигур Минина и Пожарского, окончательно раскрывает смысл памятника: Мартос рассказывает в нём не только о вождях ополчения, но и о величии народного духа, о самоотверженной и бескорыстной любви русских людей к своей отчизне. Незаурядные способности военачальников: твёрдость, осмотрительность, распорядительность. Этими качествами обладали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Кузьма Минин получил в народе чин "Выборный всей землёю человек". Навеки остались в памяти русского народа имена Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.
Освободительная борьба породила многих героев и среди простого народа.
Связь с музыкой. Ребята, всем вам известен подвиг костромского крестьянина - Ивана Сусанина жившего в селе Домнино. Вот его портрет и фотография села. В честь него стоит памятник в городе Костроме. Подвиг Ивана Сусанина был описан в думе Рылеева "Иван Сусанин", которая легла в основу оперы И. И. Глинки "Жизнь за царя". Сейчас эта опера ставится во многих лучших театрах мира и собирает большое количество зрителей. Это говорит том, что и сейчас события тех дней нас трогают.
В опере композитор представляет главного героя со спокойным, мужественным характером: речь его нетороплива. Для исполнения роли Сусанина Глинка задумал подобрать голос - бас (низкий), чтобы передать мужскую силу. Сусанин сильно переживает ослабление Руси польской шляхтой.
Он поёт арию: горю нет конца, затоптан хлеб в полях, рыдает мать - земля.
Из истории Вы знаете, что рыцари войска польского после поражения русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского решают обходными путями зайти в тыл нашим войскам, а также найти юного царя, который прячется в монастыре и убить. Для этого они находят проводника и приходят в дом к Ивану Сусанину. Сусанин хочет отвлечь врагов от похода.
Эх, господа! Откуда знать. Где стан, где Минин тут стоит! Здесь глушь, живём своим семейством.
Поляки злятся, не знают, как подступиться к Ивану Сусанину и решают подкупить. Иван Сусанин делает вид, что согласен на подкуп и начинает торговаться с ними.
Да, Ваша правда! Деньга сила. Червонцы лучше, чем могила, - сказал герой Иван.
А сам Сусанин уже решился на великий подвиг и говорит своему приёмному сыну Ване:
"Туда я заведу их, где глушь и топь".
Пусть я умру, но их сгублю!
А ты скорей седлай коня.
Во весь опор лета в посад,
ударь в набат, буди народ.
Развязка наступает в четвёртом действии: измученные польские шляхты еле бредут по лесу, но, не дойдя до стана русских, решают заночевать. Герой России, Иван Сусанин знает, что ночь эта последняя для него в жизни, и с приходом зари его хитрость раскроется и он умрёт. Давайте послушаем арию Ивана Сусанина, о чём он думает.
Ты взойдёшь, моя заря, взгляну в лицо твоё. Последняя заря. Настало время моё.
Какая мелодия арии? (Проста, напевна, выразительна). Интонации Ивана Сусанина неторопливы, величавы, мужественны. Музыка строга, сдержанна, в ней мы не слышим ноток раскаяния. Сусанин полон мыслей о том, что поступает правильно.
Поляки говорят Ивану Сусанину: "Нарочно завёл?"
Сусанин: Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал, куда и первый рван костей не заносил. Туда завёл я вас, где глушь и гладь. Где вам от лютой вьюги погибать.
Последняя мысль Ивана Сусанина за свою Родину:
Родной край спасён!
О, Русь моя, живи вовек.
Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобеждённым. Эпилог оперы: народ празднует в Москве победу русского войска и славит победным хором родную землю.
Давайте споём "Славься" хором. Славься. Хор из оперы "Иван Сусанин". Музыка Михаила Глинки слова знаменитого русского поэта Городецкого.
Славься, славься ты, Русь моя.
Славься ты, русская наша земля.
Да будет во веки веков сильна,
любимая наша родная страна.
Славься, славься, из рода в род,
славься, великий наш русский народ!
Славься, славься, родная Москва,
славься, великой страны голова!
Живи, возвышайся на радость нам,
на счастье, народам, на гибель врагам.
Слава, слава героям - бойцам,
родины нашей отважным сынам!
Кто кровь за Отчизну свою прольёт,
того не забудет народ.
Будь жив, будь здрав, весь наш край!
Домашнее задание: ребята, давайте представим себе, что вы оказались в России в Смутное время и встретились с одной из личностей того времени. Напишите сочинение эссе на тему: "Встреча с яркой личностью".