Я считаю тему религии в настоящее время очень актуальной, потому что большая часть молодежи XXIв. не имеет даже понятия и представления о своей религии. У каждой народности проживающей в Республике Казахстан есть своя религия.
Наше государство делает все возможное по повышению религиозной грамотностинаселения, особенно молодежи, по предотвращению вовлечения граждан в деструктивные религиозные течения. Для это в городах нашей республики строятся мечети и церкви. Но меня больше всего заинтересовала тема мечетей, а именно история появлений мечетей в нашем городе Уральск.
Мечети города Уральск.
Одно из первых упоминаний о мусульманском культовом здании в Яицком городке связано с астраханским татарином К. Ислемесовым, который в 1717 г. после поездки по торговым делам в калмыцкие улусы заболел и был вынужден находиться до выздоровления в Яицке. При этом он около четырех месяцев проживал в районе татарской мечети.Поскольку сооружать постройки в городке имели право только яицкие казаки, то можно предположить, что это была войсковая мечеть.
По мнению исследователя Р. А. Абузярова, здания из жженого кирпича стали появляться в Яицке только в 1740‑е годы, поэтому первая мечеть была деревянной и сгорела во время пожара 1721 г. Вместо нее, по-видимому, была построена новая деревянная мечеть, а в 1807 г. в Куренях (районе города, где проживали преимущественно войсковые, в том числе татары), появилась первая каменная двухэтажная Белая мечеть, сложенная из жженого кирпича и выбеленная известью после очередного пожара. Мечеть, по свидетельству Нагима Зулькарнаевича Мусаева, стояла до 1946 года, пока её не разобрали на кирпич.Показательно, что современная улица Шамсутдинова, где располагалась эта мечеть, до революции 1917 г. называлась Мечетной. Строительство каменной мечети в Куренях, где проживали преимущественно войсковые уральцы, также указывает на то, что значительную часть среди ее прихожан составляли казаки из числа мусульман.
В 1826 г. хан Внутренней Орды Джангир обратился в Оренбургскую пограничную комиссию с ходатайством о разрешении старшине Букеевой орды ходже К. Бабаджанову, уполномоченному от мусульман Уральска, построить новую пятивременную мечеть. Из справки, полученной в ОМДС, выяснилось, что прихожанами каменной соборной мечети в то время было 815 человек м. п., но к этому времени произошло увеличение численности как местных, так и приезжающих по различным делам в город мусульман, и назрела необходимость строительства новой мечети. Разрешение было получено, и в городе появилась новая деревянная мечеть.
Но в1821 г. в Уральске произошел пожар, и часть татарского населения переселилась на другие земли при урочище Кайре — на юго-восточной окраине Куреней, где была основана новая Татарская слобода. В 1871 г. в новой Татарской слободе была сооружена Красная мечеть, которая сохранилась до наших дней.
В 1890 г. мусульмане города ходатайствовали перед ОМДС о строительстве еще одной каменной соборной мечети (четвертой по счету). В 1896 г. за решение этого вопроса взялся купец 2‑й гильдии М. Губайдуллин. Для этого он купил дворовое место в 1 части Уральска на Николаевской улице, расположенной рядом с единственным в городе базаром, где большинство торговцев и рабочих были мусульманами. К этому времени в Уральске были 2 мечети, расположенные в южной части города, а третья, соборная, — близ Казанской площади. Соборная мечеть едва вмещала 400–500 человек, а на молитву приходило до 960 человек, мечеть не могла вместить всех прихожан. Разрешение было получено, и в 1897 г. мечеть была построена.[1]
Красная мечеть.
Биография Красной мечети богата на истории, неожиданные повороты судьбы и загадки. Взять хотя бы тот факт, что историки до сих пор спорят, когда она была построена: в 1871 или в 1835 году? Точная дата постройки мечети так и не установлена.
В конце 20-х годов прошлого века решением Советской власти мечеть закрыли. Еще через несколько лет ее решили превратить в обычное типовое сооружение и сняли минарет. Так, в 1936 году в здании бывшей мечети обосновался дом инвалидов, а еще через 30 лет — ремесленное училище.
В 70-х мечеть и вовсе превратили в общежитие для студентов, что особенно негативно сказалось на ее состоянии. С момента закрытия капитальным ремонтом здания никто не занимался, памятником архитектуры его признали лишь в 1980 году, но было поздно. Веселый студенческий образ жизни привел к тому, что даже находиться рядом с мечетью стало опасным для жизни. Стены разрушились, а само помещение было завалено мусором, которым любили лакомиться все уральские вороны. Неудивительно, что в 90-х мечеть — вернее, то, что от нее осталось, — неоднократно предлагали просто-напросто снести.
Однако в 2000 году предприниматель и председатель Татарского культурного центра в Уральске Ришат Хайруллин взял здание мечети на баланс своего предприятия и через 5 лет занялся его реставрацией. Реставрация длилась 1,5 года. В воссоздании мечети были заинтересованы не только татары или мусульмане — помочь старались абсолютно все! Горожане помогали Ришату Хайруллину, чем могли.
Сами уральцы же любят вспоминать другую историю: во время работы над минаретом мечети в городе началась ужасная гроза. Весь вечер буря вырывала деревья с корнем и уносила кровли домов. Поэтому строители волновались, что же будет с мечетью — ведь минарет не был закреплен полностью. Его успели прикрутить всего двумя болтами, ибо погода в тот день стояла спокойная — ничего не предвещало начала стихии. Однако минарет не сдвинулся даже на миллиметр, в то время как у близлежащего торгового дома сдуло крышу.
Словом, несмотря ни на что, ремонт мечети завершился быстро — уже в 2006 году мечеть открыл Верховный муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали. С тех пор здесь читают молитвы, проводят обряды бракосочетания.[2]
Стара мечеть.
Каменная мечеть построенная в районе Нового базара в 1897 году на средства богача Муртазы Абдуллина официально называлась Яна мечеть,но более известна как Старая мечеть.
До 1929 года мечеть функционировала по первоначальному назначению.
В 1930 г. была взята под государственные учреждения: отделение связи, военный трибунал. Во время войны, в конце 1944 года, здание было вновь переданоподмечеть.
Это одноэтажное кирпичное здание. Построено в стиле восточной архитектуры. При строительстве мечети использован тип традиционной прямоугольной планировки: прямоугольной части здания, служащего молельной, примыкает прямоугольное сооружение меньшего размера, а к нему минаретное помещение шестиугольной формы, увенчанное небольшим минаретом. В мечети имеется михраб — молитвенная ниша (5 м2) помещен в обращенной к Мекке стене мечети. Стены здания украшены декоративным карнизом и узорной кирпичной кладкой. Покрытие деревянное, кровля металлическая. Внутри здание оштукатурено и побелено. Окна большие с полуциркульным верхом.
Эту мечеть помнят многие поколения уральцев, приходивших на базар ,живущих или работающих рядом . Когда зычный зов муэдзина возвещал о молитве- слышно было очень хорошо.[3]
Новая мечеть.
Самая Новая мечеть города Уральск была построена в 2005 году. Она считается самой новой из трех действующих мечетей города — отсюда ее название.
Мечеть, вместимость которой составляет 1500 человек, была построена на месте частных домов при участии нескольких стран. Величественный стеклянный купол над главным залом мечети был собран по немецкой технологии специалистами из России из итальянских витражей. Практически все залы мечети устланы французскими коврами, в отделке основных фрагментов Новой мечети использовали белый мрамор, привезенный из Китая. В мечети также установили отопительную систему с подогревом полов. Особым украшением здания мечети является орнамент из золотого и серебряного напыления на арке главного входа.[4]
На внутренних и внешних стенах Новой мечети установили электронные табло,как сообщаетКазинформ.
Электронные табло установлены по инициативе недавно назначенного имамом-представителем в ЗКО Руслана Султанова при поддержке частного предпринимателя.
Как сообщил пресс-секретарь Духовного управления мусульман Казахстана по ЗКО НурланСаматов, на электронном табло пишут хадисы и аяты по теме пятничной проповеди на казахском и арабском языках. Здесь же размещается информация о распорядке мечети, времени намазов, порядке чтения намаза, о значении чтения Корана.
Данная мера принята в рамках работы по повышению религиозной грамотности населения, особенно молодежи, по предотвращению вовлечения граждан в деструктивные религиозные течения.[5]
Вывод:
Таким образом в г.Уральске первые мечети были постоены во время существования Татарской слободы. Самыепервые мечети были деревянными, но из-за частых пожаров они сгорали, затем начали строительство мечетей из кирпича, которые сохранились до наших дней, например Красная мечеть.
Так же, при мечетях строились медресе. К концу XIXв. было три медресе: «Рахыйбия», «Гайния» и «Мутыйгия», они были названные в честь своих настоятелей ГабдулРахыйбаТулбаева, ГайнитдинаЗалялютдинова и МутыгуллыТухфатуллина.
При медресе «Мутыйгия» в здании, купленном Муртазой Губайдуллиным, действовали русские классы. На первом этаже здания располагалась большая комната и кухня для учителя, на втором — классная комната и учительская. В классе были ряды парт на 30 учеников (все три класса учились вместе), стол учителя, географическая карта, классная доска и т.д.[6]
В настоящее время в г. Уральск три мечети:
-Красная мечеть;
-Старая мечеть;
-Новая мечеть.
Заключение:
«Мы, казахстанцы , уважаем, любим свою религию — мусульманство. Но мы уважаем и все другие религии, веры, которые предпочитают наши граждане. На этой основе мы сохраняем единство, сплоченность и дружбу нашего народа».[7]
Н. А. Назарбаев