Королькова Викторина Викторовна
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:не указан
16.03.2019
0
20
1 Специфика работы с детьми, имеющими растройство аутистического спектра на занятиях фортепиано

 Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра посредством музыкальных занятий

 

Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешному обучению детей с детским аутизмом, является нарушение коммуникативных навыков. Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствии разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. При детском аутизме способность к коммуникации и установлению социальных связей нарушено в той или иной степени. Дети специфически реагируют на попытки вступить с ними в контакт в зависимости от тяжести самого аутизма и от того микросоциального контекста, в котором они находятся. Данная методическая разработка представляет собой исследование влияния музыки на ребенка с аутизмом. Она рассказывает, как педагог может помочь наладить разнообразные способы коммуникации при помощи различных форм работы, используя методики, в которых учтены трудности, возникающие у данного конкретного ребенка. Работа основана на личном педагогическом опыте работы с детьми – аутистами. На протяжении опыта работы два мальчика выпустились из школы пройдя пятилетний курс обучения по адаптированной мной программе для детей с расстройством аутистического спектра. В настоящее время в моем классе второй год занимается мальчик, имеющий данный диагноз.

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм. Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Наиболее существенные симптомы  аутичных детей:

  • одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • сопротивление любым переменам обстановки;
  • склонность к стереотипиям;
  • однообразие интересов и пристрастий;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
  • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
  • речевые нарушения;
  • повышенная тревожность;
  • недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
  • наличие ритуалов;
  • наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

       Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий. Аутизм – это форма психоза, она характеризуется определёнными симптомами, которые могут проявляться на разных уровнях и в различной степени. Проявления эти влияют на умственную деятельность, физическое состояние и эмоции ребёнка, но во многих своих проявлениях каждый такой ребёнок - уникальная личность, индивидуальность которой скрывает обобщённый диагноз,  превратившийся в некий ярлык. На сегодняшний день наука не знает способов лечения аутизма, однако существуют методы, позволяющие свести к минимуму его последствия и изменить к лучшему поведение и жизненные перспективы такого ребёнка. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики и здоровья каждого ребёнка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые должен принять педагог и следовать за ребенком.

Почему именно музыка?

      Музыка есть пространство человеческого опыта, которое влияет на мышление, тело и эмоции. Она способна изменить поведение слушателя или исполнителя. Музыка проникает в подсознание и может вызвать к жизни многое из того, что там сокрыто. Она также может способствовать осознанию окружающего независимо от того, «нормален» ли человек или же у него есть какие-либо нарушения. Занятия музыкой могут служить страдающему ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, в чём он мучительно нуждается, а также средством выразить себя на доступном ему уровне. Музыка во многих аспектах – поразительно гибкое и податливое средство, способное затронуть личность с любым интеллектом или уровнем образованности. Ребёнок с аутизмом воспринимает то, что он видит, не так хорошо, как то, что он трогает. Это относится и к слуховому восприятию. Это замечание пригодится, если использовать музыку как специфическое средство, способствующее развитию ребёнка с аутизмом. Одна из причин, почему музыка здесь так притягательна, заключается в том, что она не требует участия речи столь трудной для большинства детей с аутизмом. Представляется, что когнитивные нарушения, влияющие на развитие, влекут за собой нечто гораздо большее, чем просто проблемы с интеллектом. Они приводят к неспособности устанавливать эмоциональные и социальные отношения или же мешают ребёнку стать частью окружающего мира и даже понять, как соотносятся между собой части его же собственного тела. Ребёнок страдает от неспособности постичь логику явлений, хотя он в силах до некоторой степени разобраться в причинах и следствиях конкретной ситуации. Вот тут и обнаруживается ценность музыки, поскольку ее можно воспринимать на конкретном уровне, без того чтобы постигать абстрактные процессы. Любая музыкальная деятельность контролируется главным образом слуховым восприятием, и в основе её лежат способности звука проникать внутрь, ассоциироваться с каким-либо событием и оставаться в памяти.  Звуки могут быть пронизаны эмоциями, отложиться на сознательном или подсознательном уровне. Способность к запоминанию звуков и их последовательности совершенно необходима для освоения вербального или невербального разговорного языка или языка музыки, хотя эти два процесса происходят в двух разных частях мозга. Вербальный язык требует понимания, кодирования и декодирования символов, имеющих общепринятое значение. С музыкой дело обстоит иначе, она мыслится как универсальное средство коммуникации. Музыкальная терапия широко использует союз речи и мелодии. Мы знаем, что музыка или звук  способны спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться началом речевого высказывания. Это обнаруживает стремление к коммуникации. Цель в данном случае – установить позитивный  контакт между ребёнком и средой, стимулировать его и дать толчок к переменам в нём.   Прежде чем, начать образовательный процесс с данной категорией детей, нужен подготовительный этап, на котором устанавливается контакт педагога с ребенком. Этот этап очень важен, поскольку из него вытекает дальнейшее проектирование развития «особенного» ученика. При установлении контакта, главное расположить ребенка к себе: внушить безопасность, доверие, заинтересовать, вызвать положительные эмоции, так как музыка должна нести арттерапевтическую,  здоровьесберегающую фнкции. Ребенок должен освоить новую для него обстановку класса. В общении с детьми-аутистами речь должна быть не многословной, тон доброжелательный, эмоционально ровный, спокойный. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Ни в коем случае не торопить ребенка, быть терпеливым и наблюдательным. По необходимости давать время для самостимуляции, очень свойственной поведению аутистов (навязчивые повторяющиеся слова, выкрики, хождение по классу, порой убегание из класса). Через минуту другую следует замотивировать ребенка чем-то для него интересным. Иногда помогает временное игнорирование (заняться своим делом), тогда ученику станет скучно и он продолжит занятие. Обязательно поближе познакомиться с родителями, побеседовать с ними: узнать о характере, предпочтениях, индивидуальных особенностях. По мере необходимости родители могут присутствовать на занятиях. На подготовительном этапе ребенок может по разному реагировать на музыку, даже игнорировать звучание фортепиано. В этом случае мы использовали сначала игру на деревянных ложках, затем на метлафоне и уже потом стали музицировать на фортепиано. Общаться с ребенком  нужно негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть не ярких тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему. Главным на этом этапе вызвать интерес, расположить к себе, создать благоприятную психологическую атмосферу. Этот период может длиться несколько уроков от одной недели до одного месяца. 

      Дети с аутизмом по-разному реагируют на физическое соседство взрослых. Некоторые из них сопротивляются тому, чтобы их трогали. Это приходится учитывать, прежде чем налаживать с ребёнком какие бы то ни было доверительные отношения. Другие дети нуждаются в физическом контакте, подобном тому, какой устанавливается у ребёнка с матерью. Отклик на такую физическую потребность может дать музыкальный опыт, например, когда педагог, играя на фортепиано, или напевая, просто держит или мягко качает ребёнка на коленях или обнимает ребёнка, и они вместе покачиваются под музыку. Постепенно ребёнок  вовлекается в  совместную с педагогом деятельность. У ребёнка должна родиться ассоциация «педагог – удовольствие и свобода», которые он познал. Ребёнок начинает доверять педагогу, несмотря на то, что может продолжать упрямиться, пытаться манипулировать педагогом, злиться или бунтовать.

       Аутичные дети известны своими поведенческими проблемами, которые проявляются в виде приступов. Как правило, выделяют три стадии развития подобных приступов, каждая из которых требует особого вмешательства.

 Первая стадия – предвестник приступа.

Симптомы:  грызение ногтей, напряжение мускулов, заикание, усиление самостимулирующего поведения (махание кистями рук, быстрое хождение взад и вперед или кругами и др.).

Что делать: следует оставаться предельно спокойным, дать возможность ребёнку некоторое время побыть в этом состоянии - это своего рода «самостимуляция», которая является необходимой для таких детей. Затем ненавязчиво переключить внимание на что-то интересное.  На этот случай  мы используем мешочек с сюрпризами,  в котором есть: светящийся домик, поющий петушок, песочные часы. Можно зажечь свечу и подуть на огонь – это уже дело фантазии педагога, главное, чтобы ребёнок не испугался, а  успокоился и настроился на дальнейшую работу.

Вторая стадия – ярость. Эта стадия возникает, если ситуация не разрешилась на стадии предвестников приступа.

Симптомы: ребенок растормаживается и действует импульсивно: плач, удары, пинки, щипки, ломание вещей или самоповреждение или быть интернализованным (замыкание в себе).

Что делать: в первую очередь нужно обеспечить безопасность ребенка, а также защитить школьное и личное имущество. Важно помочь ребенку восстановить контроль над собой и сохранить достоинство. Как правило, эти ребята приходят на занятия с родителями, поэтому нужно привлечь их, также можно обратиться к психологу, если он есть в учебном заведении. В случае необходимости можно прибегнуть к физическому удерживанию.

Третья стадия – восстановление. После срыва ребенок – аутист часто не способен вспомнить, что с ним происходило. Некоторые дети становятся угрюмыми, замыкаются в себе. Иногда они отрицают, что у них был приступ, часто они настолько физически истощены, что им нужно поспать.

Что делать: на стадии восстановления ребенок, как правило, не готов продолжать учиться, поэтому педагогу необходимо помочь ему вернуться в нормальное состояние. Для этого ребенка можно замотивировать заданием, которое легко выполнить, например, предложить исполнить любимую песенку или поиграть в игру. После того, как ребенок успокоится, инцидент можно вместе с ним проанализировать.

     На втором этапе, когда контакт с педагогом установлен и можно начинать  обучающую деятельность,  аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от педагога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится слушать музыку, то занятие можно начинать с прослушивания мелодий. Не всегда  учащиеся проявляют изначальный  интерес  к фортепиано, поэтому мы используем  на начальном этапе игру на ложках под аккомпанемент фортепиано, игру на металлофоне. Очень важна  на уроке частая смена деятельности (5 минут на каждый вид работы). В течение урока ребенку-аутисту во избежание пресыщения или утомления важно своевременно переключаться и отдыхать. Можно разрешить выйти из класса или сделать зарядку под музыку.  Помогают в работе карточки с описанием последовательных действий. Так же в занятия можно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата. При выполнении какого-либо задания ни в коем случае нельзя торопить аутичного ребенка – для него это стресс, который может спровоцировать «отключение или срыв. 

И, несомненно, педагог  должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма. Так как ребенок привыкает к одному педагогу – преподавателю по фортепиано, то целесообразность будет в комплексном обучении. На уроке фортепиано учащийся осваивает навыки игры на инструменте, знакомиться с музыкальной  грамотой, слушает и анализирует музыку, т.е. получает начальные знания по предметам: «сольфеджио» и «слушанию музыки».

Чтобы облегчить сложный  процесс музыкального образования педагогу необходимо прибегнуть к фантазии, импровизации и уметь применять в своей работе порой нестандартные приемы и методы.

      Самое главное  создать на уроке радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребёнку психологическую комфортность, уверенность в своих силах и возможностях. В тех случаях, когда ребёнок ошибается, нужно избегать назидательных замечаний, больше хвалить ребёнка, поддерживать его, иногда поощрять конфетой.       

         В работе с «особыми» детьми нужно быть готовым к любой ситуации: если тот или иной предложенный персонаж не нравится, то меняем ход предложенной сказки или истории на ходу. Учащийся сам может предложить своих героев.            

                       

 

 

 

                                    Как строится наше занятие?            

                                                  

- Здравствуй, Илья! Давай улыбнёмся друг другу и скажем:

Мы спокойны и добры

Будем с музыкой дружны!

Я рада видеть твою улыбку. Сегодня у нас необычный урок, надеюсь, что он принесёт тебе радость.

            - Давай послушаем, как звучит фортепиано. Играю мелодию (если ребёнок захочет).

  1. Активизация познавательной деятельности.

У. – Присаживайся к инструменту.

Ребёнок садится, затем вместе корректируем посадку, чтобы было удобно.

У. – Сегодня к нам пришла в гости музыкальная сказка.

Давным-давно в старом замке жила прекрасная фея с очень необычным именем «Клавиатура».

У феи были любимые котята белые и чёрные (ребёнок показывает клавиши). Белые котята всегда ходили дружным строем, все по порядку, а черные?

Р. – Дружили по 2 и по 3.(ребёнок может не ответить на вопрос, тогда педагог помогает и показывает).

У.- Давай назовём их: двойняшки и тройняшки

У. – Самой главной в замке была принцесса нотка ДО, она любила играть с двойняшками, давай её найдём. Ищем клавишу до. Нотка «До»  обожала петь. Давай  с тобой исполним её песенку. Исполняем в ансамбле пьесу «Колокольчики». (нотку до можно отметить цветными стикерами)

У.- Услышали песенку двойняшки и тоже захотели поиграть.

У. – Давай исполним эту песенку. Играем «Калинку», используя 2 чёрные клавиши.

У. – А как же наши тройняшки? Неужели они останутся без песенки?

Исполняем  упр. «Лесные голуби» с педалью. (2 и 3 чёрных клавиши поочерёдно).

А сейчас в нашей сказке антракт (перерыв). Проведём весёлую минутку и немного отдохнём. Встаём, выполняем упражнения: Шалтай-болтай; «Черепашка».  «Хлоп-топ».

У. – Наша сказка продолжается. Устраиваемся удобно. Котятам нравилось гулять по лужайке. Однажды они повстречали кузнечика. Как же нам его изобразить звуками? Даём характеристику кузнечику (прыгучий). Ребёнок сам пытается исполнить, учитель помогает. (Упр. «Кузнечик»).

У. – Прыгал наш кузнечик и вдруг услышал, что кто-то низким голосом сердито ревёт. Кто бы это мог быть?

Р.- называет персонажа (медведь) или педагог предлагает персонажа

У.- Давай придумаем песенку для медведя.  

У.- проговаривает чётко рифму:

Здравствуй Мишка

Угости нас шишкой

У. - предлагает прохлопать ритм стихотворения.

  1. Творческая работа

У.-  Используя 2 и 3  чёрные клавиши придумывает  песенку медведя, учащийся может участвовать в процессе, а может просто созерцать и слушать.

У.- Замечательная песенка получилась, я думаю, что медведю она понравилась

У.- А  теперь давай скажем нашей сказке до свидания.

Сказка, сказка до свидания, всем спасибо за внимание!

  1. Рефлексия

У.- Интересная сказка у нас получилась. Тебе понравился наш урок? Фея «Клавиатура» благодарит тебя за твоё творчество и дарит тебе сюрприз (угощение конфетой).

     После того, как учащийся освоит расположение  клавиш и их название, можно приступать к освоению попевок или знакомых песенок. Как правило, мы начинаем с 2 звуков: «Бай, бай, мой малыш» из сб. Г. Игнатьева. Далее следует попевка на 3 звуках: «У кота-воркота». Знакомясь с этой песенкой ребенок получает знания о мажоре и миноре. Затем идет попевка «Василек» на 4 звука; «Веселые гуси». Звукоряд-гамму мы исполняем тоже, как песенку, слова которой придумываем по настроению. Например: «Тимофей хороший мальчик, он играет хорошо» или «мы поедем к брату Вове, чтобы вместе поиграть», главное замотивировать ребенка на выполнение задания. Иногда учащийся долго не может приступить к самостоятельному исполнению, в этом случае используем метод игры «Рука в руке». Или педагог показывает направляющим движением пальца звуки мелодии.                                              

      Примерно на втором  году обучения (это очень индивидуально) мы пробуем играть  двумя руками, используя в левой руке один бас или квинту. Учащийся при этом, как бы «схватывает»  с рук педагога. В самом начале педагог может играть руками ребенка, если тот конечно захочет. Чтобы перейти к этой нелегкой для ребенка задаче,  мы снова используем сказку.

                                                  «Сказка о крабике»

Жил на свете очень одинокий крабик, который любил гулять по берегу моря. (исполняем упражнение «Крабик» 1 и 5 по пальцами по квинтам поочередно по всей клавиатуре) ведь берег моря очень длинный и путь у крабика непростой, можно отдохнуть и посмотреть на море в бинокль, сделанный из ладошек рук. Но одному крабику очень скучно, ему обязательно нужен друг, с которым они могли бы весело играть. И вот однажды, когда крабик смотрел на море, он увидел веселую креветку (исполняем на 3 звуках правой рукой песенку креветки: «Я веселая креветка буду с крабиком дружить». Предлагаем ребенку исполнить песенку двумя руками, чтобы крабик действительно подружился с креветкой, ребенок будет заинтересован выполнением задания,  потому что захочет, чтобы крабик обрел друга.

После того, как  учащийся освоит данный прием исполнения можно играть с квинтой и другие песенки, придумывая разные истории.                                                         

       После того как учащийся познакомился с клавиатурой, запомнил расположение клавиш и уже исполняет попевки или упражнения самостоятельно или с помощью педагога возникает вопрос: как же изучать нотную грамоту? Мы решаем этот вопрос с помощью красочных сборников И. Корольковой «Крохе-музыканту». На каждой странице определённая нотка с песенкой и аккомпанементом для учителя. Таким образом, проигрывая эти песенки, учащийся ненавязчиво, в игровой форме знакомится с нотной грамотой и параллельно с ритмом: белые нотки – длинные звуки; чёрные – короткие. Для начала прохлопываем ритм стихотворения. Также используем в работе нотные прописи Л. Пиллипенко. Дети – аутисты не всегда охотно выполняют кропотливую работу по написанию нот, в этом случае задания выполняем поочередно.  Две - три нотки пишет педагог, одну нотку – ученик, затем меняемся заданиями. Используем в работе красочно нарисованный нотный стан и красивую пуговицу или маленького игрушечного зайчика. Проводим игру «Займи нужный домик», в которой пуговка или игрушка должны занять место предложенной нотки.                                                                     

          Игра в ансамбле с педагогом  – настоящая находка в развитии   «особенных детей».  Ребенок чувствует себя гораздо увереннее, когда рядом педагог. Учащийся исполняет 2-3 ноты, а значительную партию играет учитель, при этом создается впечатление, что ребенок играет достаточно сложную пьесу. В этой работе  важны импровизация и игровая форма. Например: придумываем сказку «Кошкин дом». Исполняем партии поочередно по ролям: ученик – кошка; учитель – курица, потом меняемся ролями. При такой работе стараемся как можно чаще поймать взгляд ребенка и обращаем внимание чтобы он обязательно посмотрел нам в глаза. Такой вид деятельности развивает у ребенка навыки коммуникации так необходимые детям с таким диагнозом. Выступления на концертах и конкурсах (у моих учеников есть такие достижения) также приемлема игра в ансамбле, так как ребенок чувствует поддержку учителя и становится более уверенным в своих силах.

      Еще одно действенное средство в развитии коммуникацивных навыков - это совместное слушание музыки. Положительные реакции ребенка с аутизмом на музыку, которую он слушает, часто непредсказуемы, поскольку его поведение нерационально. Мы  можем увидеть у ребенка признаки удовольствия или недовольства, способность впитывать и запоминать, желание повторить опыт или же избежать его. Мы можем наблюдать и другие факторы: непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр музыки. Дети могут выказывать страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие, а может и вовсе игнорировать этот процесс. Также мы можем наблюдать переход от слышания к слушанию и видеть, что ребенок вступает в ту область, где музыка и звуки воспринимаются осознанно. Какую музыку выбрать для занятий с аутичным ребенком – задача довольно сложная. Одни дети предпочитают «живую музыку», которую им играет педагог, и наслаждаются тем, что видят, и тем, что слышат. Другим нравится музыка, льющаяся из магнитофона, самостоятельно включать или выключать, регулировать громкость звучания. Ученые многих стран провели множество исследований на предмет того, какая музыка больше всего подходит для детей с аутизмом. Моцарт упоминался чаще всего. На своих занятиях мы с удовольствием слушаем «Маленькую ночную серенаду» и Симфонию № 40. Большой популярностью у нас пользуется  «Детский альбом» П.И. Чайковского. Один из учащихся даже придумывает историю к каждой пьесе. К выбору репертуара нужно подходить очень индивидуально, потому что прослушиваемая музыка должна приносить удовольствие ребенку и вызывать положительные эмоции.

    Немало важную роль в развитии коммуникативных качеств играют концертные выступления ребят. Мы стараемся устраивать для ребят тематические творческие встречи, где обязательно присутствуют родители и приглашенные учащиеся школы.  Также ребята  принимают участие в городских конкурсах-фестивалях для детей с ограниченныи возможностями.                                        

       Все без исключения аутичные дети могут учиться и развиваться, если им оказывать помощь и поддержку. Степень нарушения обучения у таких детей может быть разной: одни способны осваивать учебный материал самостоятельно, хотя и не без специальной подготовки, другим нужно, чтобы кто-нибудь все время находился рядом – родители, педагог, психолог или тьютор.

     Какими же качествами должен обладать педагог, занимающийся с «особенными детьми»:

-  любить своего ученика;

-  обладать большим терпением;

- владеть  профессиональной методикой преподавания своего предмета;

- уметь применять нестандартные приемы и методы в работе;

- иметь теоретическую базу знаний об особенностях детей-аутистов;   

- быть способным интуитивно чувствовать  потребности ребенка-аутиста;              - быть готовым приблизиться к внутреннему миру этого ребенка, а потом незаметно выводить ребенка на другой уровень общения;

-  уметь фантазировать и импровизировать во время занятий;

- быть щедрым на похвалу и всегда отмечать успехи, а неудачи не замечать или относится к ним с чувством юмора. Главным девизом такого педагога должно быть следующее: «Что не получилось сегодня, обязательно получится завтра!» И нужно помнить, что основная задача педагога не столько научить, сколько социализировать данных детей и насколько это возможно помочь им адаптироваться в обществе. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

 

^

скачать dle 12.1


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

Яндекс.Метрика

    Персональные сообщения