Дьячкова Надежда Петровна
Должность:Воспитатель
Группа:Посетители
Страна:Российская Федерация
Регион:г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край
Статья" СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА- АУТИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА- АУТИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Боже, дай мне силы изменить то, что я

Могу изменить.

Дай терпение, чтобы принять то,

чего нельзя изменить.

И мудрости, чтобы отличить первое от второго…

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был здоровым и умным и похожим на других людей. «Как все», начал ходить.«Как все», начал говорить. «Как все», был понятным и послушным. А если ребенок не такой, «как все»? Означает ли это, что он не достоин Любви? Если он развивается по своему закону- «закону меньшинства»,- разве это основание для глубокой печали?!

Главное — верить в своего ребенка и принимать его таким, какой он есть. И всеми силами помогать ему развиваться.

Каждому из нас необходимо набраться прежде всего терпения и принятия своего «особенного» ребенка.

В нашей коррекционной группе два таких ребенка: мальчик Паша и девочка Аглая (имена изменены). Паша посещает группу два года, а Аглая поступила только в этом учебном году. Паша поступил из массовой группы. Никого не будем винить, но в таких группах, при количестве детей за двадцать- двадцать пять, построение воспитательно-коррекционного процесса просто невозможно. Все признаки аутизма были на лицо: замкнутость, отсутствие социальных связей, отсутствие речи, отсутствие реакции на эмоции других детей, привязанность к ритуалам ( бегание по кругу, выбор одной игрушки),использование периферического зрения при всех контактах ( не смотрит в глаза), стереотипность, повторяющиеся действия, проблемы в приеме пищи, внезапные эмоциональные перемены (смех, слезы). Как быть с таким ребенком? Казалось, что этот вопрос повис в воздухе. Однако, тесное взаимодействие с мамой Паши, ее советы, рекомендации, посещение занятий учителя- логопеда, общие требования дали свой результат. Несмотря на то, что ребенок не разговаривал, мы каждый день обращались к нему: «Здравствуй, Паша!» и кивали ему головой. Сначала никакой реакции, затем он тоже стал в ответ кивать головой. После шести месяцев посещения занятий учителя-логопеда появились звуки «Здра…». Паша вместе с другими детьми группы по образцу выполняет пальчиковую гимнастику, самомассаж, логоритмические упражнения под музыку, физические упражнения. Особенно необходимо отметить каждодневную работу по сенсомотороному развития. Мальчик научился собирать бусы, шнуровать, выкладывать образы пуговицами и декоративными камнями. Еще год спустя не мог самостоятельно раздеться и одеться, сейчас и эта проблема решена, причем смотря на других детей, старается вешать свою одежду аккуратно. Мир ребенка- аутиста непонятен никому. Нельзя допускать его погружение, уход в «свою скорлупку». Он должен быть постоянно чем-то занят, загружен, даже просто быть рядом. При привлечении внимания мы называем его по имени, чтобы он знал, что это касается его. Фразы и инструкции для таких детей должны быть четкими и лаконичными (3-4 слова). Например: «Паша, подойди ко мне», «Паша, мыть руки», «Паша, возьми ножницы». Кстати о ножницах, после длительного формирования навыка работы с ножницами, дети- аутисты, достаточно хорошо вырезают как по контуру, так и самостоятельно, но при организации данного вида работы присутствие педагога рядом должно быть обязательным, так как избавиться от стереотипных подергиваний руками совсем очень трудно и для обеспечения безопасности жизни ребенка и других детей необходимо вовремя остановить эти повторяющиеся действия.

Особое внимание следует уделить социальным контактам таких детей. Да, общепринято утверждать, что дети- аутисты никого не пускают в свой мир и сами не нуждаются во взаимодействии с этим миром. Но позвольте не согласиться с данным утверждением на примере наблюдения за Пашей. Действительно, когда он пришел в коррекционную группу, он четко показывал свое равнодушие к взрослым и сверстникам. Сейчас благодаря длительному процессу по установлению социального контакта, Паша смотрит в глаза, дает руку, ходит за руку с другим ребенком, позволяет себя обнять как взрослым, так и детям, танцует в паре с другим ребенком. Это длительный процесс. И здесь необходимо отметить усилия мамы Паши, которая длительное время занималась холдинг- терапией. Многие приемы подсказала и нам, педагогам: поглаживание, привлечение внимания с целью установления взгляда, обнимание, разрешение ребенку посидеть на коленях взрослого. После того, как у взрослых на группе был установлен контакт с Пашей, начался этап социализации со сверстниками. Это более сложная работа, так как в данной группе находятся дети с интеллектуальной недостаточностью и чтобы им объяснить, как контактировать с Пашей, требовалось время и терпение. Инструкции для детей тоже должны быть краткими и понятными: «Вероника, подойди к Паше, погладь его по голове», «Арсений, возьми за руку Пашу», «Вера, обними Пашу». Если дети не понимали, что от них требуется или Паша сопротивлялся, внедрялся педагог. Он спокойно, без категоричности показывал детям: как обнять, погладить, взять за руку Пашу. Результаты есть, ребенок открылся миру других людей, но еще есть над чем работать. Паша не понимает участие в игре, его действия пока просто манипулятивны. Но мы надеемся, что изменения будут.

Ребенок стал произносить звуки, слоги, он понимает, о чем его спрашивают, но разумеется, его молчание до 5,5 лет о многом говорит. Паша за воспитателем повторяет слоги: «Ма-ма Ма-ша, па-па Витя, ба-ба и другое». Он произносит почти все звукоподражания животных: «му», «га-га-га», «мяу», «гав-гав» и т.д. Он стал подпевать припев детской песенки про маму: «ля-ля-ля». Этому способствует каждодневная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, пропевание гласных звуков, повторение звукоподражания животным. Звуки льются у этого ребенка, но пока они нам не все понятны.

Второй ребенок- это девочка Аглая. У нее очень тяжелая форма аутизма. Она стереотипна в движениях, она почти не контактирует со сверстниками, но самое для нас сложное- она проявляет агрессию к себе и другим. Занятия с ней строятся только индивидуально, кратковременно, она быстроутомляема, неусидичива. Если она хочет заниматься, мотивировать ее практически невозможно. Однако, если ей понравилась какая-либо игра, необходимо использовать это как мотив к образовательной деятельности. Очень часто используем наблюдение за свечой. Это организует Аглаю и успокаивает. Используем в работе с этим ребенком принцип не только доступной наглядности, а самое главное, яркой наглядности, так как яркие цвета привлекают ее внимание. Наши результаты коррекционного процесса с Аглаей еще очень малы: научилась сидеть вместе со всеми детьми, танцует только с педагогом в паре (не допускает сверстника), дает руку педагогу, рисует вместе с педагогом, собирает мозаику, научилась открывать и нанизывать прицепки. Это очень мало, но процесс социализации, коррекции запущен. Мы надеемся, что за два года посещения группы у девочки произойдут изменения.

Самое главное в воспитании таких «особенных детей»- это настрой воспитывать правильно. Без пустых тревог и лишних переживаний, а с терпением и любовью. Даже маленькие достижения наших детей- это справедливое вознаграждение нашего труда. Подчеркну: не давления на ребенка, а доброго терпеливого труда.

Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности