Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Москва
23.12.2014
0
911
0

Второстепенные члены предложения. Дополнение прямое и косвеннное

Республика Казахстан,Акмолинская область, город Кокшетау

Областная специализированная  школа-интернат для  одарённых  детей (с казахским   языком обучения), г. Кокшетау, Акмолинской области

Учитель русского языка и литературы

Нурсеитова Баян Каирбеккызы

Тема

                                 Второстепенные члены предложения.  Дополнение прямое и косвеннное

                                           Урок-коллаж                                                      

                                    Традиции,  обычаи и  обряды

Цель

усвоят  материал о второстепенных членах предложения, углубят знания о дополнении,  прямом  и косвенном

Задачи

на основе материала учебника изучают грамматическую  тему,  отличают прямое и косвенное дополнение,  раскрывают лексическую проблему  урока,   совершенствуют речевую деятельность

Ожидаемые результаты

знают второстепенные члены, определяют прямые и косвенные дополнения,  рассказывают о традициях и обычая казахского народа, на основе  материала   урока получают установку  подготовить  сообщение  о традициях, обычаях русского народа

Ключевые идеи

новые понятия

Главные  и второстепенные члены,  прямое и косвенное дополнение.  Традиция,  обычай, обряд.

Вид урока

Коллажирование

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Время

Результат

Модуль

Организация деятельности

 

Создание коллаборативной среды

Деление на группы

1. «Наш разум  наследует разум наших дедов!»  акын Тлеуке (1738 -1819 г.

2. «Слова старших, их наставления не высказываются зря». Махмуд Кашгари

3. «Слова мудрых не пропадают зря». Ибрай Алтынсарин [1].

 

 

1 мин.

 

микрогруппы

 

 

Новые подходы

Мотивацион

но-целевой

Учитель:

К чему призывают великие люди?

 

Какова тема высказываний?

 

Почему необходимо соблюдать традиции и обряды?

 

 

Примерные ответы учащихся:

Представители старшего поколения стремятся помочь молодым быть достойными своих предков, укреплять нравственные традиции рода, не нарушая заветов отцов.

Эти высказывания выражают мысли об укреплении  национальных традиций, о воспитании  уважения к старшим, об ответственности родителей за подрастающее поколение.

 

2 мин.

Устные размышления учащихся

Новые подходы

Этап   определения  граммати

ческой  темы и целепола

гания

- Какова грамматическая тема?

Какие термины мне не знакомы

О чём я хочу узнать?

1. Анализ терминологического словаря,   перевод терминов с казахского на русский (стр. 70, 71):

главные члены и второстепенные

члены  предложения, подлежащее, сказуемое,  дополнение , определение, обстоятельство, прямое дополнение, косвенное дополнение, дополнение в форме В. п. без предлога, дополнение в форме Р. п. без предлога, переходный глагол, непереходный глагол

Составление толстых вопросов:

  1.      В чём отличие словосочетания от предложения?

2. Почему подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения?

3. Какова роль второстепенных членов в предложении?

В чём особенности прямого и косвенного дополнения?

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу  узнать

Узнал

1мин.

подготовка к стадии вызова

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

Стратегия

Знаю. 

Хочу узнать.

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

Толстые и тонкие вопросы

Диалогическое обучение Критическое мышление

Стадия вызова

 

Склонение: традиция, обычай, обряд

Падежи

традиция,  обычай, обряд

Словосочетания

падежи

 

 

 

 

 без предлога

с предлогом

Соблюдать…

Изучать…

Интересоваться…

Развивать…

Преклоняться…

Выбрать из

Раскрыть благодаря

Рассказать про

Размышлять о…

Вывод:   заполнение диаграммы Венна:

Отличие прямых и косвенных дополнений.

  1.      Прочитать  материал к упр.2, 3, 4, 6 и раскрыть понятия ( учебник «Русская речь», Алматы «Мектеп», 2008

1 группа: традиции

2 группа:  обычаи

3 группа:  обряды

3. Групповая работа. Синтаксический разбор.  Указать вид дополнений. 

1 уч.  Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - "салт" и обычаи народа - "жора-жосын",

дәстүр.

Обряд: ритуал (әдет-ғұрып; ғұрып; жора; кәде; рәсім; салт; ырым)

2 уч. .Обычаи и традиции - это ценные жемчужины национальной культуры

3 уч. Национальная культура – это национальная память народа.

4       уч. Она позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Выполняя разбор, ученики указывают прямое дополнение

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамматический тренинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма Венна:

находят общие признаки и отличительные

 

 

 

Взаимопроверка по ключам

 

 

Диалогическое обучение

Критическое мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалогическое обучение

Критическое мышление

 

 

 

Обучение соответственно возрастным особенностям

 

Оценивание для обучения

 

 

Стадия осмысления

Речевой тренинг

Речевая деятельность  учащихся на основе опережающего  домашнего задания по теме

Коллективное составление  критериев формативного оценивания             

 

1 группа:

Кто придумал первый календарь? (упр. №5. стр. 62, учебник «Русская речь», Алматы «Мектеп», 2008)

2 группа: смотреть Приложение №1    

Календарь казахского народа «Мүшел»

3 группа:  Новогодняя традиция: встреча Нового года: (упр. 1 на стр.65, упр. 6 на стр. 67 учебник «Русская речь», Алматы «Мектеп»), 2008)

Коллажирование (рисунки, тексты по теме, фломастеры): иллюстративное изображение темы «Прямое и косвенное дополнение»   в текстах на темы:

1 группа:

«Детские обряды казахского народа»

2 группа:

«Традиции питания казахского народа»

3 группа:

«Юрта. Традиции гостеприимства. Искусство»

Задание: указать вид дополнений

(Текстовый материал самостоятельно  по  выбору учащихся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 мин. -  на подготовку

 

 

 

Монологическое устное высказывание

 

Критерии оценивания:

1) умение извлечь информацию,

2) понять и выделить главную мысль,

 3) обобщить данные;

4) монолог (введение, основная часть, заключение),

5) культура речи, эстетичность оформления коллажа

 

 

(рисунки, тексты. выбор  фрагментов лексического  материала по теме)

 

Диалогическое обучение

 

Оценивание для обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критическое мышление

Диалогическое обучение

 

 

 

 

 

 

Защита проектов

 

Оценивание

8 мин. -   на защиту

 

 

Презентация коллажа.

Диалогическое обучение

Оценивание для обучения

 

Стадия рефлексии

 

Почему мы должны знать национальные традиции, обычаи и обряд?

Ученики записывают на стикеры ответы  и приклеивают  к материалам коллажа

Примерный ответ учащихся.

Традиции, обычаи, обряды –  наши национальные истоки, наши корни.  Они    всегда  напоминают   о  себе.  Каких  бы  высот  человеческого  познания  мы  ни  достигли,  нам  не  обойтись  без  наших  истоков.  Они  всегда  незримо  будут  присутствовать  рядом,  и  нельзя  уничтожить  тягу  к  ним.  Нам  следует  знать  свои  историю  и   национальную  культуру, традиции и обычаи  – эти  важные  составляющие  духовного  богатства  человечества.

Синквейн

Традиция, обычай, обряд

национальные, духовные

наследовать, сохранять, завещать

Я люблю свой народ

Корни

 

3 мин

 

 

Критическое мышление

Диалогическое обучение

Обратная связь

 

Какие чувства возникли у меня?   О чём я размышлял на уроке?   Как я работал на уроке?

1 мин

 

Критическое мышление

Домашнее задание

подготовит презентацию-проект «Русские народные традиции,  обычаи  и обряды»

 

1 мин

 

 

 

Для учителя:

Критерии оценки результативности проектной и исследовательской работы:

- нахождение информации;

 - организация  отображения информации и оценка полученной информации,

- умение читать с целью получения информации, умение наблюдать и слушать с целью получения информации,

- умение интерпретировать  рисунки, находить факты, относящиеся к ней

умение распознавать проблему,  делать выводы.\

Критерии оценки качества работы:

- организация ответа (введение, основная часть, заключение):

- умение анализировать, делать выводы:

-   иллюстрация своих мыслей,

- точность в использовании фактического материала:

-  достоверность, культура речи.

Приложение №1

http://festival.1september.ru/articles/606875"Детские обряды казахского народа". Нсанова Гульвира Махашевна

Обряд “Мүшел” (Достижение определенного возраста).

В истории развития любой человеческой цивилизации просматривается стремление к упорядочиванию повседневной жизни и религиозно-обрядовой составляющей определенным циклам: смене времен года, движению Земли вокруг Солнца, фазам Луны, и. т. п. Каждому циклу соответствовали определенные хозяйственные дела и обряды.

Казахский цикл “мүшел” образуется каждые 12 лет, подобно буддийскому “циклу зверей” и ежегодному “зодиаку”. Когда ребенку исполняется 13 лет, заканчивается один “мүшел”. Далее к каждому циклу прибавляется по 12 лет.Таким образом, первый возраст “мүшел” наступает в 13 лет, второй – в 25 лет, третий – в 37 лет, четвертый – в 49 лет, пятый – в 61 год, шестой – в 73 года, седьмой – в 85 лет, восьмой – в 97 лет.

В народе существует легенда о появлении подобного летоисчисления:

В давние времена один из тюркских каганов решил изучить тактику одного из сражений, которое произошло некоторое время назад. Однако, определить его точную дату он не смог. Тогда он обратился к своему народу:

– Мы запутались в датах, а что будут делать наши потомки? Надо дать каждому году свое название. И пусть это станет традицией для нас и наших потомков.

Народ согласился с таким решением, и мудрый каган приказал перегнать через реку  Или всех диких животных. Не все животные смогли переплыть реку. Первой вышла мышь, поэтому первый год цикла стали называть годом мыши. Затем из реки вышли: корова, барс, заяц, улитка, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака и свинья.

Так, каждый год 12-летнего цикла получил название определенного животного.

Приложение №2

         Давным-давно жили на земле люди, которых называли германцами. У них были свои обычаи, обряды. Германцы поклонялись вечнозелёному дереву – ёлке. Они считали, что  в ней  живёт дух леса, который заботится о всех растениях, оберегает зверей,  охраняет птиц.

         Вожди племени приходили к самым большим ёлкам, чтобы оказать почести духу леса, умилостивить его. На ветвях ёлки развешивали украшения.

         Потом этот обряд почитания ёлки перешёл к другим народам, но совершался он в канун нового года.

         В морозный  и снежный день  1 января 1700 года , когда всё было покрыто белым пушистым снегом, по указу царя  Петра 1 дома Москвы впервые украсили  зелёными ветками ёлок.  В этот день в знак  всенародного праздника палили из пушек. А вечером  в тёмном небе вспыхивали разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, пели, поздравляли друг друга с Новым годом.

            С тех пор ёлка – символ вечной молодости, силы,  желанный гость  в каждом доме в новогоднюю ночь [3].

                                                                                                     Литература

1. http://el.kz/m/articles/view/content-15375  Мақала  Большое значение придавалось роли отца семейства в укреплении рода и воспитании достойных детей

2. http://festival.1september.ru/articles/606875"Детские обряды казахского народа". Нсанова Гульвира Махашевна

3. Русская речь 5 класс. Жанпеисова У. А., Кожакеева Ш. Т.

 

http://kazakhistory.ru/post9.php Обычаи и поверья казахов.

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения