Александр
Должность:не указана
Группа:Команда портала
Страна:Харьков
Регион:не указан
05.02.2014
0
1014
0

Информационный проект «Я остаюсь с вами»

Казахстан, г. Кокшетау

КГУ "Сервисно - технический колледж №1"

Преподаватель истории 

Муратбекова Умут Омиржановна

Информационный проект «Я остаюсь с вами»

Введение. Обоснование темы.

 

            «В 1835 г. – в год очередного приближения кометы Галлея к нашей Земле – в одном из аулов бескрайней казахской степи, родился мальчик, которому суждено было стать первым географом, этнографам, путешественником, первым ученым своего народа. Видные умы востоковедения 19 века назовут Шокана Уалиханова «промелькнувшим метеором» над нивой востоковедения и географической науки России. Перед ним открывалось блестящая карьера, но он предпочел дружбу с опальным Достоевским, общение с Дуровым, Потаниным, Бекетовым и другими передовыми людьми той эпохи, через которых близко познакомился с идеями демократии, разделял их позиции». (приложение  фото №1)

Жизнь его  оборвалась рано, но имя  его, его дела остались     в памяти народа навечно.

            Сегодня, в 21 веке, казалось бы, жизнь и деятельность  Уалиханова исследованы и изучены глубоко. Перед нами встает Шокан – ученый, Шокан – художник, Шокан – литератор, Шокан – с взглядами на чопорную Англию и англичан, Шокан – насмешливый, с искрометными шутками, а в конечном итоге - Шокан – Человек, обогнавший Время. Шокан жив в памяти любимого им народа, увековечен в продолжающихся исследованиях его трудов, увековечен в камне, бронзе, на полотнах художников.

            В суете жизни, пробегая тысячи раз мимо памятника Шокану в городе Кокшетау, лишь однажды я задумалась: кто, как, с каким замыслом вложил в свой труд в память о нем? 

Мы помним авторов произведений из школьного курса, знаем исполнителей полюбившихся песен, узнаем актеров, интересуемся даже их личной жизнью, но редко задумываемся о режиссерах фильмов, авторах песен и тем более, о создателях памятников, бюстов, скульптур. Только ли я не знаю этого? Я задала вопрос: «Кто увековечен? Кто автор памятника?». Все опрошенные прохожие (их было 7 человек) знают,  чей это памятник, но не знают ничего об авторе. Среди опрошенных были 14 – летние подростки, студент вуза, женщины средних лет.                                                                                                     

В  колледже  я задала этот же вопрос своим сверстникам. Результат оказался тот же. Незнание требовало поиска ответа. Так родилась тема моего исследования.

Цель: изучить   истории создания памятников Шокану Уалиханову .

 

 Из поставленной цели выделены задачи:

- изучить историю создания памятников Шокану

- изучить литературу об авторах памятников

- изучить легенды памятников

- проследить роль памятников в воспитании уважения к человеку, истории, Родине.

 

Предмет исследования: памятники Шокану на могиле

(Алматинская область), памятник в городе Кокшетау, памятник в городе Омске, памятники в городах Алматы, Семее, описание бюста в городе Кокшетау.

 

Этапы работы:

  1. Сбор и обработка материалов. Работа в архиве, в библиотеках, центре по охране историко-культурного наследия.
  2. Поиск связи с родными и близкими скульптора

Т. Досмагамбетова

  1. Написание проекта. Выпуск свода памятников Шокану.

Методы, использованные в ходе работы:

  1. Работа с архивными материалами.
  2. Работа с материалами Центра по охране историко-культурного наследия Акмолинской области.
  3. Интервьюирование.
  4. Анкетирование.
  5. Подготовка слайдов. Составление свода памятников.

Практическое применение: документы могут быть использованы на уроках истории, литературы, истории композиции, культурологии, внеклассных мероприятиях.

 

Новизна исследования: использованы газетные материалы, не использовавшиеся ранее, фотографии из личных архивов.

            Представленная работа является началом исследования. Изучение произведений монументального искусства, посвященных памяти Шокана Уалиханова будет продолжено.

  1. I.       Основная часть 
  2. 1.      1. История памятника над могилой Шокана

 

Из  материалов  исследователя   И. Самигулина  «История памятника над могилой Шокана»:

«Шокан Уалиханов скончался в апреле 1865 г. в ауле султана Тезек, в урочище Кошен – Тоган, напротив Алтынемелского хребета в Семиречье. По распоряжению султана Тезека (он являлся не только братом жены Шокана, Айсары, но и родственником Шокана) над могилой был сооружен мазар из жженого кирпича. С этой сводчатой гробницы сохранились фотографий и карандашный рисунок, сделанный другом, соратником Шокана Г. Потанином. В одну из стен мазара была вмонтирована деревянная доска с надписью. В первый части была помещена выдержка из Корана, в другой сообщалось, что здесь похоронен «Чокан, сын Чингиза, сына Валия, сына Абылая, знаменитого хана Средней Орды скульпторы и потомка Чингиз – хана». Через 4 года был сооружен другой мазар, а вокруг него соорудили саманную стену.

В 1867 г. по пути в Ташкент могилу посетил известный русский военный деятель, инженер – генерал, командующий войсками Туркестанского военного округа, Туркестанский генерал – губернатор Константин Петрович Кауфман. Поклонившись памяти Шокана, ознакомившись с состоянием памятника,  в 1871 г. Кауфман возвращается в Кошен – Тоган уже в сопровождении писателя Маева.

Впоследствии Маев писал: «Надгробие не обещает долгого существования, уже и теперь многие части надгробной часовни местами обвалились, надпись на деревянных дверях, а имени и годе смерти Валиханова, смоется осенними ливнями – и погибнет в киргизском народе, дорогая для русских память о султане Валиханове. Что бы поддержать разрушающийся памятник генерал – губернатор изъявил желание заказать мраморную плиту, часовня тоже будет поддерживаться».

Переводчик Ибрагимов, когда – то работавший с Валихановым, составил проект надписи на мраморной плите. Ибрагимов пишет: «Кауфман заказал на собственный счет мраморную плиту и приказал вырезать надпись  на киргизском языке: «Под этим камнем погребен прах султана Средней Орды Чокана Валиханова, скончавшегося в 1865 г. Он был верный слуга царю, защитник правды. За верную и усердную службу, за любовь к добру и порядку и за отличное познание в науках Государь император пожаловал его чином ротмистра. Господь рано призвал его к себе. Да успокоит Аллах его душу вместе с праведными. Этот камень положен по приказанию Туркестанского генерал – губернатора Кауфмана в 1871 году в память уважаемого и любимого всеми покойного Чокана Валиханова». Кауфман одобрил текст Ибрагимова, внес небольшие изменения и направил Семиреченскому военному губернатору Колпаковскому Г.А. с сопроводительным письмом от 26 ноября 1871 г..   В письме говорилось: «…имею честь Вас, милостивый государь, просить сделать распоряжение о приискании мастера, который бы мог аккуратно и без ошибок вырезать означенную надпись на русском и киргизском языках на мраморной плите, которую обещал мне приготовить из Джаман – Алтын – Эмеля В.В. Кузнецов. По окончании  работы покорнейше прошу Вас прежде, чем положить плиту тщательно проверить надпись.» (ЦГА РК. Ф.  И- 44. Оп. 1. Д. 38595. Л. 1). Однако изготовление и установление плиты затянулось до 1881 года. В ходе выполнения распоряжения было сделано 2 плиты. Одна – мастером Беданиным в городе Екатеринбурге, по заказу купца Кузнецова. Но по пути из Екатеринбурга плита затерялась. Это побудило Колпаковского, по неоднократному напоминанию Кауфмана заказать другую плиту верненскому камнерезу Л.Ластовскому. Л.Ластовский был сослан в Семиречье из Польши за участие в национально – освободительном движении 1863-1864 гг.  В архивах сохранились документы о причастности Ластовского к изготовлению плиты: «1880 г. ноября 29 дня я, ниже подписавшийся, даю сию подписку бухгалтеру Семиреченского правления Г. Калачеву в том, что я обязался сделать плиту из мрамора с надписью по размеру до двух и более аршин, а толщиною не менее шести вершков на могилу ротмистра  Валиханова с доставкою на место за 40 рублей. Дворянин Л. Ластовский» ( ЦГА РК. Ф. И – 44. ОП. 1.Д.40421. Л. 1).

Эта плита была изготовлена и установлена на могиле в июле – августе 1881 года (приложения № 4,5). Но история на этом не заканчивается. В центральном архиве хранится документ с сообщением чиновника по особым поручениям при Семиреченском военном губернаторе востоковеда, археолога этнографа Пантусова Н.Н. Документ называется « Могила Ч. Валиханова». В ней говорится: « Могилу эту я посетил 1 августа 1898 года. Находится она влево от почтовой дороги, верстах в 5 –ти от станции Куян – Кузской и вида с дороги. … Могила в настоящее время совершенно разрушается, не будучи никогда ремонтирована. Памятник над могилой состоит из 4 столбов, сделанных из жженого кирпича, на которых основался купол; теперь купола нет  и признаков, он разрушился и свалился. Длина сооружения 7 с половиной аршин, ширина 6 аршинов, высота 4 аршинов. Над могилой положена плита  из белого мрамора, на которой надпись: «Здесь покоится прах штаб - ротмистра Чокана Чингизовича Валиханова, скончавшегося в 1865 г.. По желанию туркестанского генерал – губернатора, генерал – адъютанта фон Кауфмана 1 – го, во внимание ученых заслуг Валиханова положен сей памятник генерал – лейтенантам Колпаковским в 1881 году.».   Рядам с сею надписью имеется перевод её по – киргизски». Далее Пантусов делится с тревожащими его мыслями: на православном кладбище в Верном он видел такую же плиту.  « Если эта плита и теперь лежит где – нибудь на кладбище, то это совсем некстати: она может ввести в заблуждение читателя». По этому поводу известный краевед Н. Ивлев в статье « Загадка мраморной плиты» высказывает свои предположения. На православном кладбище могла оказаться плита, изготовленная по заказу купца Кузнецова, затерявшаяся по пути из Екатеринбурга. Она была найдена и доставлена в Верный спустя более 2 лет, после установления плиты Ластовского. Чиновники областного правления, поставленные в затруднительное положение не нашли                лучшего решения, чем отвезти плиту на православное кладбище и оставить там. Пантусов, увидев плиту,  не обратил внимание на дату изготовления. Это вновь поставило вопрос: а может это не екатеринбургская плита, а испорченный экземпляр работы Ластовского? Вопрос так и остался открытым.

            Плита, установленная у надгробья,  сохранилась до настоящего времени, правда, с большими дефектами. В 1917 году кто-то из местных жителей решил использовать ее как материал для изготовления жернова для ручной мельницы. Здесь возникает вопрос об этичности поступка и состоянии охраны могилы. Ведь у каждого народа место последнего приюта человека священно. Неизвестный отбил по периметру большие куски, сбил углы и пытался зубилом, молотком разрубить ее на две части. К счастью надпись,  осталась чудом сохранена. Отскочивший кусочек мрамора попал в глаз. Работу пришлось прекратить, а вскоре человек скончался от воспаления роговой оболочки».

            Прошли годы. Тот первый памятник разрушен временем. Как это ни прискорбно, лишь после Великой Отечественной войны на могилу Чокана обратили должное внимание. В 1958 году был сооружен надгробный памятник из розового кордайского гранита. Автор проекта памятника московский архитектор М. Ващенко, бронзовый горельефный портрет – работа алматинского скульптора Усачева П.

            Памятник представляет собой пятиметровый обелиск (приложение №6),покоящийся на ступенчатом стилобате. На вершине обелиска водружен шар – глобус как символ путешествий. На одной из сторон обелиска высечена надпись. На южной стороне стилобата вмонтирован сохранившийся фрагмент мраморной плиты работы Ластовского.

В 1985 году, в год 150-летия ученого, отмеченного под эгидой ЮНЕСКО, на территории, прилегающей к могиле, сооружен мемориальный комплекс «Атынемель» - «Золотое седло» (приложение №7). В комплекс входят – обелиск на могиле, бронзовый памятник, музей, гостиница, площадь с каскадами прудов. Главное звено ансамбля – музей. В композиции авторы отразили основное в научной деятельности Чокана – исследование культуры народов Центральной Азии. Авторы прекрасно соотнесли форму музея с традициями казахской архитектуры – « төрт құлақ». Внутреннее пространство представлено как юрта, шатёр. Основные цвета в интерьере – чёрный пол, красные стены и белый парящий потолок – символизируют соотношение трёх миров в художественной культуре – неба, земли, подземного мира. Этот комплекс в 1987 году в г. София (Болгария) занял 2 место, награждён серебряной медалью конкурса « Интерарх». По воспоминаниям авторов проекта архитекторов Б. Ибраева, С. Рустембекова, Р. Сейдалина, инженеров А. Котова, А. Гусева, художника А. Ермекбаева « … работалось легко, какие- то невидимые силы помогали творить…».

Памятник, входящий в комплекс, создан московским скульптором И. Рукавишниковым и архитектором А. Миловидовым. Особенность этого памятника – прекрасное сочетание с музеем, придаёт мемориалу торжественность. Шокан предстаёт в образе путешественника, как – бы оглядывающего просторы Азии.

            Подводя итоги исследования памятника над могилой Шокана, хочется обратить внимание на такие факты: в увековечивании памяти учёного принимали участие люди разных национальностей, чинов и рангов. Этим ещё раз подчёркивается величие и значимость Уалиханова не только для своего народа, но и для России, и мировой науки, культуры. Возникает вопрос: «Какой вклад в сохранение памяти внесли родственники учёного?». Долгое время считалось, что  только благодаря царским властям был установлен памятник, содержался в надлежащем порядке. Однако сейчас установлено, что родственники принимали активное участие и в первый раз, когда поднимали надгробие, и активно помогали  в дальнейшем при установлении плиты. В источниках называются дяди по материнской линии Муса Шорманов, младший брат Жакып, султан Тезек. Да и сам Шынгыс не мог не посетить могилу, не поклониться памяти сына, не мог не провести поминальный ас, и естественно, не мог не вложить деньги  в памятник. Краевед Н. Ивлев в своих исследованиях придерживается этого мнения.

            В сравнении с другими видами искусства в скульптуре образ Шокана передан точнее, выразительнее. Так считают многие искусствоведы. Причиной этого может быть тот факт, что искусство пластики традиционно для казахской степи. К тому же и сам Шокан уделял внимание исследованию каменных балбалов, каменных скульптур.

            У скульптора Т. Досмагамбетова есть изображение Шокана прислонившегося к каменной скульптуре (приложение №9). Учёный изображён задумавшимся, одухотворённым. Т. Досмагамбетов изобразил здесь Шокана исследователем монументального искусства.

            В творчестве Досмагамбетова Шокан занимает особое место. «В изображении Шокана скульптор сумел передать его характер»   писали искусствоведы.                                       

 

1.2. История памятника Шокану в  г. Кокшетау

            Долгое время на малой родине Шокана не было монументов учёного. В 1965 году Министерство культуры Казахской ССР объявило конкурс проектов памятника Уалиханова. Из воспоминаний О.Прокопьевой:  « В 1965 году мы с Толегеном (приложение №10) закончили Репинский институт искусства и прибыли в Алма- Ату. Впереди были долгие годы творчества, мы были молоды, одержимы, полны творческих замыслов. Узнав о конкурсе, в котором принимали участие и казахстанские скульпторы и московские, мы решили тоже участвовать.    Я была соавтором  скульптуры. Одной из причин,  побудивших Толегена взяться за работу,  было то,  что он тоже из Кокшетау, родины великого Шокана. Здесь мне хочется рассказать о жизни Толегена. Он родился в нынешнем Кызылтусском районе (Уалихановский район Северо –Казахстанской области). Оставшись рано сиротой, пережил много трудностей. Как художник Толеген стал воспринимать себя в юношестве, когда судьба подарила ему возможность с первой попытки стать учеником художественного училища. Это случилось в 1954 году в Алма-Ате, куда мальчик приехал со старшим братом. Блестящие успехи обеспечили возможность поступить  в Ленинградский институт живописи, ваяния и архитектуры им. Репина. В 25 лет, с отличием окончив институт, вернулся в Казахстан. Дух бойца, лидера, порой романтика руководил им с первых шагов творчества. Работа над образом Шокана захватила его. Иногда мы работали до раннего утра,  не замечая времени. Конкурс был выигран. Каковы были замыслы скульптуры? Толеген перечитал много трудов Шокана, исследований о нём, встретился  с родными учёного, посетил Сырымбет – родину Шокана. «Я хочу изобразить его просто человеком. Близким, понятным землякам» - говорил он»

Наконец, в 1971 году в Кокшетау торжественно был открыт памятник великому земляку. Подумать только, прошло 106 лет и вот он – первый памятник на родине! Перед нами копия статьи из газеты «Степной маяк» от 21 августа 1971 года «Первому казахскому учёному, просветителю – демократу»: вчера тысячи жителей областного центра заполнили перекрёсток улиц Советской и Куйбышева. Они пришли на открытие памятника Чокану Валиханову…» (приложение № 11). На высоком постаменте Шокан (приложение №2) предстаёт стремительным, порывистым как в жизни, сжимающим в руке свиток рукописей. Сжав полный свиток в руке, он смотрит на синеющие вдали сопки, словно говорит нам: «Я с вами. Я вернулся». Высота фигуры из бронзы, отлитой в Ленинграде, 5 метров, общая высота памятника более 9 метров. На отделке постамента и прилегающей площади использованы редкие граниты, мозаичная плитка, сплетённая в национальный узор. На площадке стилобата, выполненного из чёрного полированного гранита, 2 цветника. Первоначально памятник был установлен на пересечении улиц Советской и Куйбышева, затем перенесён на ул. Школьную (ныне М. Жумабаева), на площадь рядом с городским акиматом. Архитектором памятника является Карим Абдалиев.

            Балташ Сеитов, ветеран Великой Отечественной войны, помнит те, волнующие моменты открытия памятника: «Мы, кокшетауцы, ждали это событие. Помню,  мелодии  торжественных композиций,  помню радость на лицах людей. Ещё долго после торжества  горожане не расходились с площади. Они как- бы вновь и вновь приветствовали «вернувшегося» Шокана»

            1.3. История памятника Шокану Х.Наурызбаева. 

            Творчество скульптура Х. Наурызбаева (приложение №13) неразрывно связано с темой Шокана. Хакимжан Наурызбаев родился в 1925 году, Кустанайской области (кстати, здесь расположен Кушмурун, где родился Шокан). Скульптор  окончил Харьковский художественный институт.  Начиная с 1960года, неоднократно обращается к образу Шокана. Среди его работ особо выделяются портрет «Шокан Уалиханов» 1972 года (приложение №14) и памятник у Академии Наук Казахстана 1969 года (приложение №15). Этот памятник, удостоенный в 1970 году Государственной премии Казахской ССР, и ныне считается достижением в монументальном искусстве. Памятник отлит из бронзы, высота – 8 метров. Монумент установлен в городе Алматы на перекрёстке улиц Шевченко и Красина (приложение №15).  Шокан в военной форме, в эполетах. Правая рука опущена, левая прижата. Ученый  изображён в глубоком раздумье. Такое изображение позволяет зрителю самому задуматься о предмете раздумий. Зная ту историческую эпоху, можно предложить, что это - думы о времени, о народе, о будущем. Весь облик изображения естественен,  без пафоса.

            На постаменте высечены отрывок высказывания Шокана и национальный орнамент. По правой и левой стороне монумента 12 небольших плит по 6 на каждой стороне. Всё это гармонично выписывается в архитектуру площади, где установлен монумент. Архитектором памятника является потомок Шокана – Шота Уалиханов, автор Герба Республики Казахстана. Исследователь Кумарова С. так  отзывается о памятнике:

«… скульптору удалось феноменально передать Шокана как человека, гуманиста, думающего, прежде всего не о своём благе, а о судьбе народа… ».

            1.4  Памятник в городе Семее

            Шокан был близко знаком с русским писателем Ф. Достоевским, отбывающим каторгу вместе с Дуровом С. в Омске. О Достоевском Шокан много слышал в семье Капустиных и Гутковских в Омске.

Первое их знакомство произошло в 1854 году в городе Омске, в доме Ивановых. Эта встреча выявила некоторую общность их взглядов, стремлений и они стали друзьями. Шокану в ту пору было 19 лет. Встречи продолжились в Семипалатинске и Петербурге и поддерживались шестилетней перепиской с 1856 по 1862 годы. Их встреча в  Семипалатинске – одна из ярких страниц биографии Шокана. Эта встреча запечатлена на фотографии, сохранившейся до наших дней (приложение №16). Фотография была сделана в мае 1859 года. На основе фотографии, в 1977 году скульптор Д. Элбакидзе создал памятник дружбе двух великих людей. По мнению некоторых искусствоведов, скульптура не передаёт силы той дружбы, привязанности Шокана и Достоевского. Тем не менее, это ещё одна дань уважения памяти. Композиция установлена на невысоком постаменте на площади перед литературно- мемориальным музеем Ф. Достоевского (приложение №17). В одном из писем Достоевский пишет Шокану: «Не бросайте заниматься. У вас есть много материалов. Напишите статью о степи… Вы бы могли,  так устроить судьбу свою, что были бы необыкновенно   полезны своей родине. Помните, что Вы первый киргиз, образованный по – европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дала Вам и душу и сердце…». По  моему мнению, памятник как нельзя лучше отражает  мысль  этого письма.

            1.5. Памятник Шокану в городе Омске.

            Как сказано выше, Шокан получил прекрасное образование. Окончил курс одного из лучших учебных заведений того времени – Омского кадетского корпуса. По мнению декабриста Завалишина Омский кадетский корпус  «был рассадник просвещения и патриотизма».

Город Омск стал второй родиной Шокана. Здесь, на здании бывшего корпуса установлена мемориальная доска памяти Шокана. Улицы города хранят память о пребывании здесь великого сына казахского народа. В рамках Года Казахстана в 2004 году в городе был установлен памятник. Вот сообщение об этом событии: «Вчера, 31января, в городе Омске Российской Федерации был установлен памятник казахскому учёному Шокану  Уалиханову. На церемонии открытия памятника выступили аким Северо – Казахстанской области Таир Мансуров, губернатор Омской области Леонид Полежаев, потомок Шокана – Шота Уалиханов, представители интеллигенции и казахской диаспоры Омска».

            По замыслу автора скульптуры, члена Союза художников Республики Казахстан Азата Баярлина, Шокан (приложение № 18) предстал в полусидящей позе с раскрытой книгой на колени. Одной рукой поддерживая книгу, Шокан задумался на время. Его взгляд устремлён далеко, как бы желая охватить родную степь. Юное лицо Шокана, одухотворённое, светится, отражая глубинные знания не по годам эрудированного, даровитого нашего земляка. Здесь уместно вспомнить воспоминания друга Шокана Григория Потанина: «Чтение занимало в жизни Шокана первое место. Уже через 2-3 года ( после  поступления в корпус) он обогнал идеями весь свой класс, и тот класс, который был старше двумя годами…».

            Памятник преподнесён в дар Омску Президентом Казахстана Назарбаевым Н.А.  В закладке камня памятника участвовала жительница нашего города Кумис Ануарбековна Муратбекова, любезно предоставившая фотографию с этого события и поделившаяся впечатлениями. «Мне посчастливилось быть в те дни в составе делегации в г. Омск. Закладка будущего памятника в каждом из участников оставила неизгладимые впечатления. В тот момент я испытала гордость за свой народ, даже некую сопричастность к славе Шокана. Ведь признание его заслуг, это-признание целого народа.  Народа, явившего на свет такую Личность» (приложение № 19).

            Академик Российской Академии Наук Гадильбек Шалахметов  отметил, что скульптурный портрет удался, и памятник достойно представляет суверенный Казахстан дружественному народу России, которые, несмотря на разные исторические перипетии, сохранили великую дружбу и добрые отношения. Не тому ли свидетельство – решение увековечить память Шокана в России?

 

       1.6. Бюст Ш.Уалиханову на площади перед зданием университета им. Ш. Уалиханова, г. Кокшетау.

               Среди художников, скульпторов Казахстана немало обратившихся к образу Шокана. Среди них немало и непрофессиональных ваятелей. Студенты Кокшетауского университета – будущие преподаватели художественно- графического искусства. Возможно, среди них учатся будущие Досмагамбетовы, Наурызбаевы. В университете, носящем гордое имя Шокана, открыт музей, но не было скульптурного изображения. В 1998 году у здания университета состоялось открытие бюста Шокана (приложение №20). Особенность этого бюста – он изготовлен преподавателями и студентами художественно- графического факультета Кокшетауского университета имени Уалиханова.

            Памятник представляет собой бюст на высоком постаменте, облицованном керамическими плитками чёрного цвета. Погрудное изображение Шокана решено в реалистической манере с передачей портретных черт. На лицевой грани постамента надпись «Ш. Уалиханов» и даты жизни 1835- 1865.

1.7. Другие памятники

            Среди других памятников хочется упомянуть о скульптуре Ж. Алимбаева «Шокан Уалиханов» (приложение №21). Эта работа была дипломным проектом выпускника Художественной академии СССР. Работа выполнена в необычном стиле – в стиле античной скульптуры. Творческий поиск присущ этой работе, также как и самому молодому Шокану. Гипс, из которого сделана фигура,  придаёт работе необычную пластику, движение. Работа находится в фондах академии.

Скульптура Х. Наурызбаева.

Х.Наурызбаев  - признанный лидер среди авторов монументов Шокану. В 1984 году скульптор ещё раз обращается к образу учёного. Эта работа отличается от других его работ необычной манерой исполнения (приложение №22). Китель спущен с плеча, Шокан, кажется вот – вот сделает шаг. Движение в этой работе чувствуется во всём изображении. К сожалению, работа редко выставляется и хранится в личном фонде скульптора.

 

II. Заключение

            Из всех видов изобразительного искусства монументальному искусству принадлежит особое место. Они предназначены не для выставок и музеев, а для реальной жизненной среды. Они призваны увековечить память о значительных людях и событиях. Если посещение музеев и выставок, дело в какой- то степени избирательное, то памятники не требуют специального времени для посещения. Они – часть нашего города, села. Рождаясь сегодня, они передают будущим поколениям наши представления и идеалы.

            Я попыталась узнать историю памятников Шокану и узнала много нового. Известно, что первым скульптурное изображение учёного создал в 1950 году алматинский скульптор А. Пономарёв (приложение №23). К сожалению, мне не удалось найти сведения об этой работе.

Работа над проектом увлекла меня, заставила по – иному взглянуть на историю Родины, на значение  ученого, сына  казахского народа -  Шокана Уалиханова. Величие этого человека должно сохраниться в памяти народа. В 2004 году в Республике была принята Программа по сохранению, изучению и охране историко-культурного наследия. В городе Кокшетау создан Центр по охране и использованию историко-культурного наследия. Из беседы с главным специалистом Центра С. Есенбековой я узнала о мероприятиях по охране памятников. Каждый памятник города закреплен за школами, вузами, организациями. За памятником и бюстом Шокана ухаживают студенты КГУ им. Уалиханова. Работая над проектом, я тоже внесла свою лепту: приняла участие в субботнике по благоустройству территории памятника. Анализируя проделанную работу, я сделала вывод: монументы изображают Шокана стремительным, порывистым, лёгким. Он парит над миром, над вечностью. Лёгкая грусть пронизывает все композиции, как бы желая показать сожаление о «промелькнувшем ярком метеоре», Человеке ушедшем, но навечно оставшемся с нами.

 

 

 

                             Использованная литература

  1. С. Мухтарулы. Шокан и искусство. Алматы – 1985.
  2. Ч. Валиханов. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Алма- Ата – 1984.
  3. С. Муканов. Промелькнувший метеор. Алма- Ата – 1987.
  4. И. Самигулин. История памятника над могилой Шокана. Алматы – 2005.
  5. 3-11-94. Копии технической характеристики памятника Чокану Валиханову в городе  Кокшетау.
  6. Описание памятника Ч. Валиханова. Центр по охране памятников. г. Кокшетау.
  7. Н. Ивлев, А. Сатаев. Его знали на берегах Иртыша. Алма – Ата- 1978.
  8. Деловая неделя. Открыт памятник Ш. Уалиханову в г. Омске. 2004.
  9. С. Беккулова. Творчество Т. Досмагамбетова. Алматы – 2000.

10.   4-95-71. Копия газеты «Степной маяк». Государственный архив г. Кокшетау.

11.   Фотографии из личных архивов Муратбековой К. А.

12.   Изобразительное искусство Казахстана . Алматы. 2003.

13.   Памятники культуры Казахстана. Алма – Ата. 1998.

14.   Эхо. Узбекали Джанибеков. Алма – Ата. 1997.

15.  Скульптор. О творчестве Наурызбаева Х. Алма – Ата. 2000.

 

                            Глоссарий   

Аршин – русская мера длины. 16 вершков = 0,711 м. = 71,1 см.

Вершок  - русская мера длины. 4,445 см. «От горшка два вершка»- 9 см.

Стилобат – ступенчатое основание монумента, здания.

Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более, чем на половину своего объёма.

Постамент – подножие, основание  памятника, статуи и т.п.

Монумент (лат. - напоминать) – архитектурное или скульптурное сооружение в память выдающегося события или лица; памятник.

Скульптура – 1) ваяние, пластика – один из видов пространственных искусств, создающий объёмные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса и т.п.;

2) произведение этого  вида искусства, а также совокупность таких произведений

 

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения