Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:Украина
Регион:Харьков
18.12.2013
0
3428
2

Творчество композиторов Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, представителей венского классицизма.





Россия, Республика Тыва, г. Кызыл

ГБОУ СПО «Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола»

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Баркова Н.А.

Творчество композиторов Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена,

представителей венского классицизма.

Тип урока: медиаурок-конкурс; повторение, систематизация и обобщение знаний на итоговом уроке в виде конкурсного соревнования.

Цели урока:

 - образовательная – актуализация и систематизация знаний учащихся о роли и значении творчества выдающихся зарубежных композиторов  2-й половины XVIII века, представителей венского классицизма, в истории мирового искусства;

 - развивающая – активизация познавательной деятельности учащихся, расширение кругозора в области мирового музыкального искусства; развитие аналитических способностей (сравнивать, анализировать, сопоставлять исторические факты, делать выводы) на примере изучения  творчества венских классиков;

 - воспитывающая – формирование эстетических взглядов, чувств, знаний и основных мировоззренческих идей в контексте музыкальной культуры эпохи венского классицизма.

Задачи урока:

 - обобщить и закрепить знания о творчестве Й.  Гайдна, В.А. Моцарта и Л. ван Бетховена;

 - формировать навыки позитивных типов учебного взаимодействия (работа в группе, сотрудничество, соревнование).

Используемые педагогические технологии: игровые, проблемно-поисковые, компьютерные.

Время реализации урока: 1 час 30 минут (два академических часа).

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа-проектор, экран.

Дидактическое обеспечение урока:

 - компьютерная презентация с содержанием конкурсных заданий;

 - таблицы выставляемых баллов для членов жюри конкурса-урока – 3 экземпляра.

I.                  Ход и содержание урока. Деятельность преподавателя и учащихся

1. Мотивация учащихся.

 Преподаватель знакомит учащихся с темой урока, его целями и задачами. Урок проходит в нестандартной форме – в виде конкурса среди двух команд студентов разных специальностей: 073002 Теория музыки, 073502 Хоровое дирижирование,  073401 Вокальное искусство, 073403 Сольное и хоровое народное искусство, 073101 Инструментальное искусство.  Данная игровая форма работы на итоговом уроке стимулирует деятельность учащихся и позволяет выявить степень освоенности изученного материала.

2. Знакомство с правилами конкурса.

Группа студентов (до 15-ти человек) делится на две команды. Из членов двух команд выбирается представители конкурсного жюри – они вместе с преподавателем (председателем конкурса) оценивают ответы двух команд, выставляя баллы в таблицу.

Конкурс состоит из трех туров (участие команд в каждом туре обязательное). Вопросы первого тура охватывают биографические факты из жизни композиторов Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Вопросы второго тура позволяют оценить знания произведений вышеперечисленных композиторов. Третий тур  - демонстрация знаний музыкального материала.

Первый и второй туры состоят из 9 вопросов (3 вопроса по творчеству каждого из композиторов), в третьем туре предлагается 9 музыкальных фрагментов (по 3 фрагмента из музыкальных произведений каждого композитора). Команды дают устный ответ на каждый вопрос в 1-м и 2-м турах после 30-ти секунд обдумывания и обсуждения. При этом учитывается быстрота, правильность и степень полноты ответа. Если команда первая дала верный ответ, то вторая команда может его дополнить, расширить, так как вопросы не предполагают односложных ответов. Правильный и наиболее полный вариант ответа  дается после того, когда обе команды озвучат свою версию.

В 3-м туре дан список музыкальных тем из разных произведений венских классиков. После первого прослушивания 9-ти фрагментов команда в течение 2-х минут обсуждает услышанную музыку, затем фрагменты прослушиваются второй раз. Задача этого конкурсного задания: правильно выстроить порядок звучащих фрагментов (заполнить таблицу).  

Каждый вопрос конкурса 1-го и 2-го туров имеет  примерно одинаковую степень сложности, поэтому оценивается по 5-ти балльной системе.

5 баллов –  полный, максимально развернутый ответ;

4 балла –  полный ответ с незначительными неточностями;

3 балла – неполный ответ, который требует дополнения или уточнения;

2 балла – ответ неполный, с множеством фактологических ошибок;

1 балл – ответ не верный.

В 3-м туре за каждый верно угаданный фрагмент жюри дает 2 балла,

 неверно угаданный номер – 0 баллов. Максимум баллов в 3 туре – 16.

Таким образом, команда, набравшая большее количество баллов, считается победителем конкурса.

3. Обобщение и закрепление знаний.

Обобщение и закрепление знаний происходит в процессе конкурса. Три тура конкурсных заданий позволяют охватить все аспекты творческой деятельности  выдающихся представителей венского классицизма и позволяют обобщить знания учащихся в области биографического и музыкального изучаемого материала.

I тур

по страницам биографий венских классиков

 1. Вопрос. Йозеф Гайдн написал своему ученику: «Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам». Назовите имя ученика Гайдна.

Ответ. Имя ученика  - Людвиг ван Бетховен. Гайдн занимался с ним недолго, Бетховен  впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил. Ученик считал, что учитель недостаточно внимателен к его стараниям. Однако позже Бетховен посвятил Гайдну три своих фортепианные сонаты.

2. Вопрос. В 1770 году 14-летний Моцарт вместе с отцом посетил Ватикан. В Сикстинской капелле раз в год исполняли духовное сочинение, ноты которого запрещалось выносить за пределы собора. Юный Моцарт, прослушав шедевр всего один раз, записал его по памяти. Римский папа за это «преступление» наградил композитора орденом Рыцаря золотой шпоры. О каком произведении идет речь?

Ответ. Духовное сочинение Miserere создал итальянский композитор Высокого Возрождения Грегорио Аллегри (первая половина XVII века). Произведение написано на текст Псалма № 50, предназначено для 2-х хоров и исполнялось на Страстной неделе раз в год.

3. Вопрос. Какой случай из биографии Людвига ван Бетховена изображен на этом знаменитом рисунке?

Ответ. Однажды Бетховен и Гёте, гуляя вместе в Теплице (курортном городе Чехии), встретили находящегося там императора Франца и императрицу в окружении их придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.

4. Вопрос.      Несмотря на  значительную разницу в годах (почти 25 лет), Йозеф Гайдн очень ценил дружбу с музыкантом, который ласково называл маститого композитора «папаша Гайдн». Назовите имя музыканта.

Ответ. Йозеф Гайдн много лет дружил с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Они восхищались друг другом и не позволяли кому-либо плохо отзываться о своём друге. В 1785 году Моцарт посвятил Гайдну шесть замечательных струнных квартетов. Композиторы творчески взаимообогащались, а их дружба – один из самых плодотворных союзов в истории музыки.

5. Вопрос. Известно, какую огромную роль в становлении и развитии музыкальной личности Моцарта сыграл его отец – Леопольд Моцарт. Однако Моцарт  всегда стремился усовершенствовать свою композиторскую технику. Назовите имена других педагогов Моцарта?

Ответ. В 8-ми летнем возрасте во время концертной поездки с отцом и сестрой в Лондоне Моцарт познакомился с Иоганном Христианом Бахом (младшим сыном великого И.С. Баха).  Под его влиянием Моцарт написал свои первые симфонии, ряд сочинений для клавесина и других инструментов.

В 14 лет во время пребывания в Италии Моцарт брал уроки у падре Мартини – выдающегося педагога, композитора,  музыкального теоретика. Он обучал Моцарта полифонии.

6. Вопрос. Из какого документа приведен данный  фрагмент: «…Итак, решено. - С радостью спешу я навстречу смерти. - Если она придет раньше, чем мне представится случай полностью раскрыть свои способности в искусстве, то, несмотря на жестокость моей судьбы, приход ее будет все-таки преждевременным, и я предпочел бы, чтобы она пришла позднее. - Но и тогда я буду доволен: разве она не избавит меня от моих бесконечных страданий?».

Ответ. Этот документ получил название Гейлигенштадтского завещания Бетховена. Он был написан в 1802 году и предназначался братьям Карлу и Иоганну. Бетховен пережил тяжелый душевный кризис,  сопровождавшийся мыслями о возможном самоубийстве в связи с прогрессирующей болезнью слуха. Однако творчество удержало его от этого рокового шага.

7. Вопрос. В.А.Моцарт родился и жил в австрийском городе Зальцбурге до 1781 года. Однако в течение многих лет он стремился уехать из родного города, пока окончательно не обосновался в столице Австро-Венгрии Вене (1781-1791 гг.). Почему Моцарт стремился  покинуть  Зальцбург?

Ответ. Причин покинуть родной Зальцбург у Моцарта было несколько. Во-первых, там не было оперного театра, а в творчестве Моцарта опера  - главный жанр музыки.      Во-вторых, его не устраивало унизительное положения музыканта при дворе зальцбургского архиепископа  Коллоредо, который неоднократно унижал великого музыканта, ограничивал его свободу. Моцарт писал в письме: «Я ненавижу архиепископа!».

8. Вопрос. Отец Бетховена – Иоганн ван Бетховен, как и отец Моцарта, был придворным  музыкантом. Тем не менее, в детстве юный Бетховен не получил должного музыкального и общего образования. В чем причина отсутствия систематического воспитания будущего композитора?

Ответ. Детство юного Бетховена было тяжелым. Его отец – легкомысленный и корыстный человек -  мечтал,  чтобы сын стал виртуозом-клаверистом, как юный Моцарт, заставляя играть много часов подряд технические упражнения. После неудачных концертов Иоганн ван Бетховен перестал интересоваться воспитанием сына, даже запретил посещать общеобразовательную школу.

9. Вопрос. Положение музыканта в XVIII веке приравнивалось к положению слуги, лакея в домах богатых аристократов. Моцарт, Бетховен  стремились к независимости, свободе. Йозеф Гайдн, старший их современник, практически всю жизнь находился на службе. Где, у кого и в каком качестве работал Гайдн?

Ответ. В течение 30-ти лет Гайдн служил капельмейстером  у богатого аристократического венгерского рода Эстергази. В его обязанности входило сочинять разнообразную инструментальную и оперную музыку, руководить постановками опер, разучивать партии с певцами, управлять оркестром. После смерти Николая Эстергази наследник назначил Гайдну пожизненную пенсию.

II тур

изучая шедевры венских классиков

 1. Вопрос. Имя этой девушки великий композитор обессмертил в своем знаменитом сочинении. Кто она? О каком композиторе  и произведении идет речь?

Ответ. Имя девушки – графиня Джульетта Гвиччарди.  В 1801 году композитор написал сонату № 14 и посвятил ее своей возлюбленной. Композитор назвал это произведение Sonata quasi una Fantasia – соната  в духе фантазии. Позже поэт Людвиг Рельштаб назвал сонату «Лунной».

2. Вопрос. Известно, что Гайдн, Моцарт и Бетховен были масонами. Однако лишь один композитор из триады венских классиков создал шедевр, насыщенный масонской символикой. Что это за произведение?

Ответ. В.А. Моцарт в 1791 году написал свою последнюю оперу-зингшпиль «Волшебная флейта» на либретто Э. Шикандера. Основная идея оперы - выход из духовной тьмы в свет через посвящение — является ключевой идеей масонов. Испытания, которые проходит главный герой, напоминают масонские ордалии. Символика числа ТРИ неоднократно использована в опере – три мальчика, три храма в виде пирамид  и т.д.

3. Вопрос. Музыкальный шедевр, созданный в поздний творческий период, принес композитору сенсационный успех. Сочинение написано во время концертной поездки в Лондон под влиянием гения эпохи барокко Г.Ф.Генделя.  Концепция произведения воплощает эстетические принципы классицизма.  Расскажите о нем.

Ответ. Ораторию «Времена года»  Гайдн написал в 1801 году. Сюжет оратории составляет картины крестьянского труда и быта, деревенской природы, мир чувств простых землепашцев, крестьянская психология. Гайдн прославляет людей труда, чистых сердцем, способных простодушно радоваться жизни. Идеи произведения воплощают взгляды французского просветителя Ж.-Ж. Руссо.

4. Вопрос. Этот великий французский полководец и государственный деятель,  выдвинулся во время Великой французской революции, идеями которой стали Свобода, Равенство, Братство. Впоследствии он изменил этим идеалам, чем  очень разгневал Бетховена. О каком эпизоде творчества Бетховена идет речь?

Ответ. Симфонию № 3 Es-dur (1804 г.) Бетховен изначально посвятил  Наполеону  в честь  его героической деятельности. Когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен в гневе воскликнул: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном!» -  вычеркнув его имя из посвящения. С тех пор симфония называется «Героическая».

5. Вопрос. Гайдн, по-видимому, был очень тактичным человеком. Именно это качество позволило ему написать симфонию, в которой он  «намекнул» своему хозяину Эстергази о выполнении долга перед своими слугами-музыкантами. Расскажите об этом произведении.  

Ответ. В 1778 году музыканты капеллы Эстергази обратились к своему руководителю Гайдну с просьбой об отпуске. Гайдн не стал спорить с хозяином, он сочинил симфонию, где в последней части группы музыкантов во время исполнения встают, тушат свечи, складывают ноты и уходят. Эта симфония-«намек» называется «Прощальная», № 45, fis-moll.

6. Вопрос. Известная легенда повествует о загадочной истории создания последнего незаконченного произведения великого Моцарта, начатого незадолго до смерти. Что об этой истории знаете вы?

Ответ. Последнее произведение Моцарта – заупокойная месса или Requiem, которое композитор не успел завершить. По наброскам Мастера сочинение окончено учеником Зюсмайером.  Мистическая история заказа Реквиема объясняется тем, что граф Вальзегг-Штуппах намеревался украсть произведение Моцарта, выдав за свое, поэтому заказал мессу анонимно. Моцарт же считал, что пишет Реквием для себя.

7. Вопрос.   Обнимитесь, миллионы!

                  Слейтесь в радости одной!

                  Там, над звёздною страной, -

                  Бог, в любви пресуществлённый!

С 1993 года текст немецкого поэта Фридриха Шиллера  стали  словами официального гимна Европейского союза. А кто сочинил музыку?

Ответ. Музыку, где использованы слова Оды Шиллера «К радости», написал великий Бетховен. Симфония № 9 d-moll – последняя симфония автора – имеет необычное строение: в финале композитор использовал хор и солистов.  Это произведение является вершиной бетховенского симфонизма.

8. Вопрос. За пьесу "Женитьба Фигаро" автор П.-О. Бомарше был брошен в тюрьму. Впоследствии  сюжет комедии  получил  новую жизнь в бессмертном музыкальном сочинении.  Правда, автору пришлось «сгладить» остроту  социальной сатиры великого французского драматурга. Что Вам известно об этом произведении?

Ответ. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» была написана в 1786 году в жанре итальянской оперы buffa.     Либретто  создал Л. да Понте, которому пришлось внести некоторые изменения в сюжет, т.к. пьеса была запрещена в Вене. Опера является образцом комического жанра, в которой есть черты серьезной оперы.

9. Вопрос. У Гайдна 104 симфонии.  Все они непрограммны, за исключением трех ранних симфоний, названных самим композитором -  «Утро», «Полдень», «Вечер» (№№  6, 7, 8). Все другие названия, данные симфониям Гайдна и закрепившиеся в практике, принадлежат слушателям. Назовите некоторые из них. 

Ответ. Некоторые из названий передают общий характер произведения: «Прощальная» № 45, «Траурная» № 44. Другие отражают особенности оркестровки: «С сигналом рога»  № 31, «С тремоло литавр» № 103, или акцентируют какой-то запоминающийся образ:  «Медведь» № 82, «Курица» № 83, «Часы» № 101. Иногда названия симфоний связаны с обстоятельствами их создания или исполнения: «Оксфордская»  № 92, шесть «Парижских», двенадцать «Лондонских» симфоний. Однако сам композитор никогда не комментировал образное содержание своей инструментальной музыки.

 4.  Подведение итогов.

         После окончания конкурса жюри подводит итоги и объявляет команду-победителя конкурса. Учащиеся самостоятельно оценивают свою  деятельность на уроке, степень своей активности в конкурсной игре. По итогам конкурса преподаватель выставляет оценки. Работа членов жюри оценивается преподавателем, при этом учитывается объективность, адекватность выставляемых баллов.

5. Домашнее задание.

Домашнее задание  группа не получает, так как урок был итоговым.

II.               Методические рекомендации

 

Обоснование использования урока.

Нестандартный урок в игровой форме целесообразней использовать при обобщении и закреплении ранее изученного учебного материала. Командная работа учащихся позволяет им раскрепоститься, открыто высказывать свое мнение, способствует развитию коммуникативных навыков. Использование на уроке компьютера, медиаресурсов позволяет увеличить объем охватываемого материала и ориентироваться на продуктивную, активную деятельность учащихся.

 Список  литературы: 

  1. Великие музыканты Западной Европы: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен: хрестоматия для уч-ся ст. кл. / сост. В.Б. Григорович. – М.: Просвещение, 1982. – 224 с.: ил.
  2. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран: учебное пособие. Вып. III. Изд. 4-е, перераб., доп. / под ред. Е. Царевой. – М, 1970.
  3. Гивенталь И. Музыкальная литература: учеб. пособие для муз. уч-щ / И. Гивенталь, Л. Щукина-Гингольд: в 2-х вып. – М.: Музыка,  Вып. 2: К. В. Глюк, Й. Гайдн, В.А. Моцарт. – 1984. – 480 с.: нот.
  4.  Грубер  П.И. История музыкальной культуры / П. Грубер.  -  Т.2. Ч.2. – М.: Музгиз, 1959.- 491 с.
  5. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: популяр. лекции: для студ. высш. и сред. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр Академия, 2000.  -  320 с.
  6. Конен В. История зарубежной музыки: учеб. пособие. Вып. III. – Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша. С 1789 года до середины XIX века. 5-е изд. – М., 1981.
  7. Левик Б. История зарубежной музыки: учебник для консерваторий. Вып. 2: втор. половина ХVIII в. 3-е изд. М.: Музыка, 1974. – 275 с.: нот.
  8. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: учеб. для муз. вузов. В 2-х кн. – М.: Музыка, Кн. 1-я: от Античности к ХVIII веку. – 1986. – 462с.: нот.
  9. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: учеб. для муз. вузов. В 2-х кн. – М.: Музыка, Кн. 2-я: От Баха к Моцарту. – 1987. – 469 с.: нот.
  10. Музыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие для муз. уч-щ. Вып. 2 / Г. Жданова, И. Молчанова, И. Охалова; ред. Е. Царева. – М.: Музыка, 2002. – 414 с.: ил.: нот.
  11. Розеншильд К. История зарубежной музыки: учебник для консерваторий. Вып. 2. – Изд. 2-е, доп.- М.: Музыка, 1969. – 534 с.

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:

 http://ru.wikipedia.org/wiki/ портрет Моцарта;

http://notopedia.ru/people/view/  детский портрет Моцарта;

http://ru.wikipedia.org/wiki/ портрет Грегорио  Аллегри;

http://www.google.ru/imgres?imgurl/ собор Св. Петра в Риме;

http://clubs.ya.ru/ Бетховен и Гёте в Теплице;

http://beethoven.ru/node/95/ цитата из книги Р.Роллана «Жизнь Бетховена»;

https://ru.wikipedia.org/wiki/ портрет Гёте;

http://ru.wikipedia.org/wiki/ портрет Гайдна;

http://www.google.ru/imgres?imgurl/ портрет молодого Бетховена;

http://www.21israel-music.com/ фрагмент Гейлигенштадтского завещания Бетховена;

https://www.google.ru/search?q/ страница из дневника Бетховена;

https://www.google.ru/search?q/ памятник Бетховену в Гейлигенштадте;

http://commons.wikimedia.org/wiki/ Л. Моцарт со своими детьми;

https://ru.wikipedia.org/wiki/ портрет И.Х. Баха;

https://ru.wikipedia.org/wiki/ портрет падре Мартини;

http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://shkolazhizni.ru/im/ портрет Гайдна;

http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://oculus.ru/image/ портрет Моцарта;

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/ портрет Коллоредо;

https://www.google.ru/search?q/ Зальцбург, дом Моцарта;

http://members.tripod.com/beethoven_page/portret.html/ портрет отца Бетховена;

http://www.google.ru/  портрет  Бетховена в детстве;

http://www.google.ru/ Бетховен в 30 лет;

http://www.google.ru/ портрет Бетховена;

http://upload.wikimedia.org/ дворец Эстергази;

http://www.liveinternet.ru/jo/ квартет музыкантов;

http://www.liveinternet.ru/jo/ Гайдн и Моцарт;

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Джульетта Гвиччарди;

http://www.google.ru/imgres?imgurl Наполеон;

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Фридрих Шиллер;

http://romanovaelena.ru /ноты сонаты № 14 Бетховена;

http://commons.wikimedia.org/wiki/ рукопись Реквиема   Моцарта;

http://commons.wikimedia.org/wiki/ Эммануэль Шикандер в роли Папагено;

http://www.google.ru/ масонский символ;

http://intoclassics.net/news /  портрет Генделя; 

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ портрет  Й.Гайдна;

http://commons.wikimedia.org/wiki/ титульный лист симфонии № 3 Бетховена;

http://belcanto.ru/or-mozart-requiem.html  Моцарт в окружении близких;

http://www.vokrugsveta.ru/ портрет Бомарше;

http://www.vokrugsveta.ru/ сценка из комедии Бомарше;

http://www.belcanto.ru портрет Гайдна;

http://mp3-blog.net/get/ Моцарт «Свадьба Фигаро», ария Керубино;

http://mp3-blog.net/get/  Моцарт Соната 11, 3 часть;

http://mp3-blog.net/get/ Моцарт Симфония 40, 4 часть;

http://mp3-blog.net/get/ Бетховен Симфония 5, 3 часть;

http://mp3-blog.net/get/ Бетховен, увертюра «Эгмонт»;

http://mp3-blog.net/get/ Бетховен Соната 8, 1 часть;

http://mp3-blog.net/get/ Гайдн «Времена года», ария Симона;

http://mp3-blog.net/get/ Гайдн Симфония 103, 1 часть;

http://mp3-blog.net/get/ Гайдн Соната ре мажор, 1 часть.

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения