Малинина Евгения Васильевна
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:не указан
08.11.2016
0
57
0

Открытый районный урок по хоровому пению на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ В МЛАДШЕМ ХОРЕ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» сельского поселения

« Село Хурба »

Комсомольского района

Хабаровского края

 

Открытый районный урок по хоровому пению на тему:

 

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

В МЛАДШЕМ    ХОРЕ»

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:      Малинина Е.В.

 

 

с. Хурба

2015

 

Хоровое пение является доступной исполнительской деятельностью и эффективной формой музыкального воспитания. Хоровой класс в ДМШ  служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством.

Важнейшая часть всей хоровой работы является вокальная, вся вокальная работа должна быть подчинена задачи развития певческого слуха и голоса детей. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

Хоровое пение имеет свою специфику – перед певцами встает задача приобретения навыков пения в ансамбле, умение слышать не только себя, но и соседа, сливаться своим голосом с общим звучанием партии по высоте, тембру, динамике.

Работая над вокальной техникой хора первостепенная задача – это выработка единого звучания, единой манеры звукообразования, способа артикуляции. Таким образом, единство действий всех певцов хора, направленных на решение вокально технических и художественно исполнительских задач, является специфическим условием коллективного исполнительства.

Вся вокальная работа  в детском коллективе имеет свою специфику в отличие от взрослого, тем, что детский организм находится в постоянном росте и развитие. Голосовой аппарат и характеристика голоса младших школьников имеет свои особенности:

Небольшой диапазон

Преобладающее  головное звучание

Без тембровость

Короткое поверхностное дыхание.

На начальном этапе мы формируем такие навыки, как-

Певческая установка

Дирижерский жест

Затем обучаем и развиваем вокальным навыкам:

Звукообразование

Дикция

Певческое дыхание

 И хоровым:

Строй и ансамбль.

Все перечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.

 

Значительное место  в системе хорового обучения занимают вокально-хоровые упражнения.  Каждое занятие начинается с них, упражнения выполняют функцию настройки, разогрева, подготовки голосового аппарата к работе над репертуаром. Именно упражнения несут одну из главных ролей по формированию и развитию певческих навыков.

В своей работе я частично использую фонопедические упражнения  1 уровня обучения по методики Емельянова, традиционные упражнения, составной частью которых является упражнения по нотной грамоте и упражнения, которые придумываю сама.

Принципиальное значение имеет стабильность, постоянство упражнений и приемов, которые дают выработку поставленных задач.

 

Репертуар – еще одно  из необходимых условий формирования и развития певческих навыков, песня должна соответствовать возрасту детей, быть содержательной, понятной и интересной.

Песня – это синтез музыкального и поэтического искусства, которое передает содержание, художественный образ. Именно содержание песни в сочетании с музыкальным сопровождением диктует способы её выражения. Это может быть статика, может динамика. жесты и движения – все имеет смысловую нагрузку и усиливает эмоциональное исполнение. Со стороны исполнителя – это возможность выразить свои чувства, эмоции, свое отношение, подчеркнуть значение  произносимых слов. А зрителям – нравится пластика артиста, эмоциональная подача. И т.к.  певческий аппарат это есть двигательный аппарат, в союзе с движением рук представляют моторный стержень эмоций в пении и речи. Поэтому с первых занятий мы жестикулируем, дирижируем, делаем ритмическую  и танцевальную   разминку, добиваемся согласованности   движения рук, корпуса и певческого аппарата.

 Детям нравится, они откликаются, выражают себя.

Ну а итогом всей   вокальной работы,  конечно же является выступление, концерт, где демонстрируется дисциплина, сплоченность, музыкальность и эмоциональность коллектива.

Сегодня мы со своими ребятами в начале большого пути, где предстоит большая и интересная работа.

 

Детальный план урока :

 

1.  Артикуляционная гимнастика,скороговорки.

2.  «Машина» - трель губами, стакатто-легато по трезвучию –  с ми мажора)

3.   «м-ма-м-ма»  на одном звуке  с си мажора,

затем  с ре мажора двухголосие в терцию.

4.  «Мы поем» -  на 2х голосие в пределах терции от фа мажора -  в разных жанрах (марш – колыбельная)

В разной динамике – « ЭХО»

5.  До,ре,ми…-  сольфеджирование гаммы до мажор в разных темпах, оклуглая артикуляция, твердая дикция.

Медленно  -  стакатто, острым языком.

Быстро – легко, подвижно  в ансамбле.

6.  Родина моя – работа сольжеджио(способы движения мелодии) ,

    - одновременное начало и конец, пульсация и пружина в    звуке, дыхание по 4 такта -фраза на цепном дыхании.

7.  Солнышко вставало -  узнать песню по ритму (что такое ритм), какими длительностями поем?(легкий бег)

Это канон, что такое канон?(один голос догоняет др).

С 5 такта- отрабатываем мелодию и окончание в партиях в  умеренном темпе слова 2 и 3 куплета

 Тремя способами –

1-             Слушаем мотив и поем про себя.

2-             Слушаем мотив и артикулируем губами

3-             Поем вслух на цепном дыхании

( четкая дикция  в словах -  мчите, нас к сестрице, гранита, искры, высекали;  ударения во фразе и окончания безударные на цепном дыхании)

2,3 куплет поем каноном немым способом по команде – задача сохранить чистоту в мелодии и тональность

Исполняем целиком

 

8.  Муха в бане –  1 часть шопотом проговариваем в ритме текст утрированно на одном дыхании в единой округлой манере.

 

С 8-11т – «муха мылась…» отрабатываем легкий чистый и полетный скачок, фразу от  mp  к F, окончания «ся» - тише и мягко

 

 « кузнечики приходили»  поем на зили – лё лё, добиваюсь  упругого, звонкого и певучего звука на дыхании.

Слово ОПЯТЬ -  гласную Я  редуцировать к Ё,

  динамика в финале.

Форма песни:

1 -4 такт - альты,

 5-8 т -  сопрано,

 9-11 - затем вместе

ребро вывыхнула… альты

плечо вывернула -  Сопрано

«Эй мурашка, муравей» -  солистка

 С 21 – до конца -  весь хор.

показ целиком

 

9.  Гляди веселей  -  вспоминаем мотив 2хголосия в припеве, создаем созвучную гармонию в терциях и задорное настроение, закончим урок на позитивной нотке и споем всю песню.

 

Список используемой литературы:

 

1.   В. Емельянов  «Фонопедический метод развития голоса».

 

2.   Гребенщикова Ю. Е.  Методическая разработка «Формы работы над двухголосием в младшем хоре» Санкт- Петербург, 2013.

 

3.   Гринева С. В.  Рабочая дополнительная образовательная  программа  «Хор» Иркутск, 2012.

 

4.   Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992.

 

5.   Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982.

 

6.   Нотные материалы:  Г.Гладков, К Чуковский « Муха  в бане»; литовская нар. песня « Солнышко вставало»; Д. Тухманов, Р. Рождественский, переложение Малининой Е. В. « Родина моя»; К.Костин, М. Либеров « Гляди веселей»

 

 

Открытый районный урок по хоровому пению на тему:  «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ  В МЛАДШЕМ    ХОРЕ» Открытый районный урок по хоровому пению на тему:  «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ  В МЛАДШЕМ    ХОРЕ» Открытый районный урок по хоровому пению на тему:  «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ  В МЛАДШЕМ    ХОРЕ» Открытый районный урок по хоровому пению на тему:  «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ  В МЛАДШЕМ    ХОРЕ»
Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения