Трякина Ольга Аркадьевна
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Казахстан
Регион:не указан
16.02.2015
0
1890
4

Открытый урок на тему: «Работа над музыкальным образом в миниатюре «Легенда» в классе фортепиано, с применением традиционной и инновационной технологий».

Открытый урок на тему:

«Работа над музыкальным образом в  миниатюре «Легенда»

 в классе фортепиано,

с применением традиционной

 и инновационной технологий».

Подготовила  преподаватель   Трякина О. А., с учащейся  2 класса   Макешевой Аружан

Тема:  «Особенности национального колорита в работе над звуком. Пьеса  Г. Жубановой  «Легенда».

Цель: Показать работу над звуком, с учётом индивидуальных способностей ученицы.

Задачи урока:

Образовательные:

·        Формировать пианистические умения и навыки с помощью образных впечатлений;

·        Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (легато, маркато, нон легато), обучение выразительному исполнению;

Развивающие:

·        Развивать познавательный интерес к изучению региональной музыки; расширять общий кругозор учащейся;

·        Знакомство  с  новой терминологией, дорийским и фригийским ладами характерные для казахской музыки.

Воспитательные:

·        Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах казахской музыки;

·        Воспитывать положительное отношение к решению творческих задач при работе над музыкальным  произведением.

 

Методы:

·        Словесный

·        Наглядный

·        Практический

Реализуемые технологии:

·        Развивающего обучения

·        Художественно-эстетическая

·        Информационно-компьютерная

Оборудование:

·        Фортепиано, кобыз.

·        Стул

·        Сборники нот

·        казахские народные сказки

·        Ноутбук

·        Синтезатор

·        Портрет композитора

Ожидаемые  результаты:

·        Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;

·        У неё сформирован музыкальный образ;

·        Ученица свободно и правильно  владеет штрихами и динамическими оттенками.

План урока:

1.     Начало урока:

-организационный момент;

- сообщение темы и постановка задач;

2.     Основной этап:

           Прослушивание пьесы «Легенда» в исполнении преподавателей         Трякиной О. А.,  (ф – но), Кумаровой А М. (кобыз), в записях  интернета.

         - теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств   выразительности;

- практическая часть: работа над произведением;

3.     Заключение:

- оценивание;

- домашнее задание.

Задачи:

1.     Обучающая. Знакомство с миниатюрой «Легенда» Г. Жубановой.

2.     Точность исполнения штрихов, артикуляция.

3.     Воспитательная. Воспитание интереса к региональной музыке.

4.     Слуховой контроль.

5.     Ознакомляющая. Знакомство  с  новой терминологией, дорийским и фригийским ладами характерные для казахской музыки.

 

Ход урока:

1.     Организационный момент

2.     Прослушивание пьесы «Легенда» в исполнении преподавателей Трякиной О. А.,  (ф – но), Кумаровой А М. (кобыз), в записях  интернета.

3.     Работа над миниатюрой «Легенда».

 

 

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

-развитие мышления

Оборудование:  фортепиано, кобыз,  2 стула.  Нотные пособия.   Портрет Г. Жубановой.  

 

                                                       

ЖУБАНОВА ГАЗИЗА (1927-1993) - композитор, народная артистка Казахстана и СССР, лауреат Государственной премии Каз. ССР, профессор. В произведениях этого композитора ощущается благотворное воздействие  мастеров старшего поколения. Ее музыка получила широкую известность далеко за пределами республики. Она была постоянно ищущим художником, открытым для художественных влияний современного искусства и стремящимся своей музыкой открыть другим культурам казахскую музыку.

В творчестве композиторов Казахстана наметились две тенденции первая – глубокая связь с традиционным песенным и инструментальным искусством казахов и других народов, проживающих в Казахстане. Это – переложение домбровых кюев, авторские обработки народных песен. Вторая тенденция связана с опорой на русскую музыкальную культуру (дореволюционного и советского периода) и западноевропейское фортепианное искусство. Эти тенденции взаимно проникают  и дополняют друг друга. Причём многие авторы работают в русле того и другого направления.

Плодотворна связь фортепианных жанров казахской музыки с инструментальной и вокальной культурой народа.

Прежде всего, эти  направления проявляются в предпочтении миниатюр и это не случайно, т. к. самые развёрнутые и значительные по содержанию Кюи звучат не более 5 – 6 минут.

Сохранение и изучение традиций казахского народного искусства стало для современной педагогики Казахстана жизненным  принципом во всех звеньях системы музыкального  образования. Следует отметить, что фольклорная основа воплощает дух казахского народа, психологическую сущность, особенности народного характера.

Просмотрев ряд пьес композиторов Казахстана, мы с Аружан, остановились на пьесе Г. Жубановой «Легенда».

Мы выяснили  с Аружан, что такое легенда в поэзии и музыке.

«Легенда» - поэтическое или историческое предание, о каком – либо событии, лице. Например, о героях Отечественной войны слагаются легенды.

«Легенда» - инструментальная пьеса, обычно спокойно – повествовательного характера, как бы рассказ о событиях давних времён.

- Послушай и определи  характер в «Легенде»?

  Прослушав «Легенду»,  Аружан, определила характер пьесы.

- Характер спокойный, напевный.

- Правильно. Но, не смотря на  напевность и широту, в этой пьесе есть напряжённые  места, яркая кульминация, что, несомненно, украсило эту пьесу.

- Аружан, давай обратимся к нотам. Какая форма пьесы? Что ты можешь о ней сказать?

- Трёхчастная. В этой пьесе 1 и 3 части почти повторяются, а средняя часть отличается по музыке  – она яркая, более выразительная.

-  Согласна.

-  В какой тональности написана пьеса?

-  Тональность  соль минор.

-  Правильно.

- А в каком темпе написана «Легенда»?

-Andanteconmoto. Спокойно cдвижением.

-  Вступление длиться 1,5 такта в правой руке, оно создаёт звуковой фон и поэтому должно  прозвучать  тихо, tenuto  (без  tenuto исчезнет протяжённость, и непрерывность аккомпанемента)

 Перед Аружан, была поставлена задача, услышать все интервалы квинты, терции, секунды, чтобы не пропал ни один звук. Это помогает воспитывать слуховой контроль выравненности звучания и внимание к тембру. Очень важно, чтобы аккомпанемент  звучал на другом уровне, чем мелодия.

- Сейчас, Аружан, попробуй исполнить это вступление. Для этого  пальцы должны быть упругими, предельно собранными, но звук должен быть мягким, спокойным.

- Хорошо. На этом фоне аккомпанемента вступает глубокая, проникновенная  мелодия.

- В каком регистре написана тема?

- Тема написана в низком регистре (малая октава), в  басовом ключе.

- Да, ты права. Давай познакомимся с новым термином, который называется артикуляцией. Артикуляция  (с латинского  articulo) – способ извлечения звуковой последовательности голосом или на инструменте с различной степенью слитности или расчлененности звуков. А теперь посмотри, какой основной вид артикуляции встречается в нашей пьесе?

-  Legato,marcato, non legato.

- Ясогласнастобой. Но тема  должна звучать без толчков на marcato, с первых  же звуков  вытекает необходимость мягкого, но в то же время глубокого звукоизвлечения, поэтому сюда подойдёт только этот штрих.

- Аружан, что такое marcato?

-  Это штрих, который нужно исполнять, подчеркивая мелодию.

- Хорошо. Но мы её будем выделять на фоне аккомпанемента.

Для этого мы, с Аружан, послушали  в исполнении преподавателя Кумаровой А. М., как звучит  тема этого  произведения  на  инструменте кобыз. Это помогло  Аружан, услышать  широту и глубину этой мелодии. А главное то, чтобы она нашла нужную окраску.

- Аружан, попытайся теперь исполнить тему так же  глубоко и протяжно.

Очень важно дослушивать звук до конца в сочетании с ощущением движения музыки это поможет  тебе достичь певучего легато, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани.

- Давай попробуем ещё раз. Хорошо дослушивай каждый звук, если это не делать, твой пальчик становится пассивным, рука расслабляется, и каждый твой звук мелодии не выливается из предыдущего, а берётся  как бы заново, в этом твоя ошибка.

- Вот теперь, хорошо.

- Давай ещё раз  попробуй исполнить тему, только теперь вместе  с аккомпанементом.

-  Достаточно. Конечно, это очень трудная задача, но выполнимая  только при слуховом контроле, работой по голосам, путём объединения и закрепления.

Мы, с  Аружан, очень долго работали  над звукоизвлечением, пока не достигли определённого  результата, при этом постоянно следили  за свободой  игрового аппарата.

-  Аружан, значит в первой части, какой характер?

- Спокойный, задумчивый.

 -  Правильно. Что ты, можешь сказать о второй части? Послушай её.

-  Она также как и первая часть начинается с аккомпанемента, который проходит только теперь в левой руке, а тема перешла в правую руку.

- 

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения