Баишева Мария Ивановна
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:не указан
01.01.2015
0
427
0

Статья "Организация творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста"

Организация творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста

Баишева М.И.,

к.п.н. , доцент

Педагогический институт,

Северо-Восточный федеральный университет

имени М.К. Аммосова

г. Якутск, Россия

 

Пересказывание, рассказывание – ведущая сензитивная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Считая фольклор продуктом творческого акта в младших возрастах, следует учить детей творческому рассказыванию. Как показывает исследование, творческое отношение ребенка является одним из главных личностных оснований ребенка. Фантазия и творческая активность являются его специфической потребностью. Однако, как показывает практика и психолого-педагогические исследования, у 6-летних детей активность и самостоятельность в отношении к новому выражены слабо. Причины такой инертности связаны с условиями воспитания. Подобная инертность преодолевается только при  определенных условиях воспитания. Потому в педагогическом общении следует учитывать эти особенности, и предусмотреть различные виды творческого рассказывания: в старшей группе – от третьего лица, от имени основных героев и других персонажей; в подготовительной к школе группе от первого лица, неодушевленных объектов; коллективное рассказывание и придумывание сюжетов, рассказывание по собственным рисункам и т.д. Такой подход заостряет эмпатийное и рефлексивное отношение ребенка к ценностям фольклора, друг другу и способствует активному продвижению ребенка на сознательном и бессознательном уровнях, также является эффективным средством решения личностных комплексов: позволяет лучше понимать себя, других и актуализирует ценности для поведенческих поступков. Для развития связной речи ребенка, закрепления навыков рассказывания можно широко применять пропп-карты, по которым дети составляют собственные рассказы и устанавливают причинно-следственные связи, планируют и прогнозируют действия персонажей фольклора. Психологи Т.Д. Зинкевич, М.А. Михайлов утверждают, что различные формы рассказывания детей позволяют решать такие задачи как:

-                              выявление актуальной проблематики ребенка, его эмоциональное состояние;

-                              развитие фантазии, воображения;

-                              развитие умения выражать свои мысли;

-                              развития памяти, внимания;

-                              развитие способностей слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования;

-                              сплоченность группы;

-                              развитие способности к децентрированию;

-                              умение встать на место другого, посмотреть с разных сторон.

Преимущество рассказывания перед чтением заключается именно в возможностях выражения и рефлексии ребенком своего отношения к событиям и ценностям фольклора на осознанном и бессознательном уровнях.

Организация творческого рассказывания детей требует от педагога соблюдения гибкости, такта, максимум внимания к собственным интерпретациям детей.

Для того, чтобы дети легко входили в образ, можно использовать пальчиковые куклы с соответствующим декоративным фоном и народные матерчатые куклы в образе героев. При помощи кукол дети обыгрывают свой рассказ–чтение. Кроме кукол, детям можно рекомендовать отдельные атрибуты персонажей: богатырский шлем, накидки и т.д. Прежде чем проигрывать свой рассказ – чтение, дети  могут придумывать различные ситуации и обыгрывать их совместно с педагогом. Это один из важных моментов, ибо такие ситуации обогащают мир чувств, эмоций ребенка, учат его понимать внутренний мир других людей.

-                              При обучении детей пересказыванию от первого лица и для того, чтобы ребенок успешно рефлексировал свое отношение к героям фольклора, очень важна содержательная организация сюрпризных, загадочных моментов. Такие ситуации вводят ребенка в мир волшебный, настраивают детей на сотворчество. Важен и другой момент – свобода выбора героя, в которого хочет ребенок превратиться, и от имени которого он будет говорить. Педагогу необходимо поддерживать превращение ребенка в разных героев, ибо, чем больше моделей поведения, тем больше понимания внутреннего мира персонажей и больше обогащается собственный мир ребенка, и тем легче становится детям взаимодействовать с окружающими людьми. Рассказывание ребенком от первого лица требует очень тонкого корректного прочувствования ребенка и своевременной поддержки педагогом. Такой вид рассказывания больше характерен для детей 6-7 лет. Учет подчеркнутых моментов способствует развитию не только психологических процессов и развитию речевых навыков, но и важных межличностных качеств как умение вставать на место другого и понимать его изнутри, учит сострадать, сочувствовать, формирует способность к терпимости. У детей с любыми отклонениями: страдающими хроническими заболеваниями или нарушениями в психическом развитии (характерно для детей, живущих в зоне  риска и  природных катаклизмов) ориентировочный рефлекс гипертрофирован, поэтому идентификация и встреча с сильными героями стимулирует внутреннюю активность детей; а насколько в дошкольном возрасте удается показать значение устоявшихся ценностей, привлечь к ним внимание, тем будет устойчивее базовая позиция личности.

 

 

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения