Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Москва
01.12.2014
0
1384
2

Арт-терапия как инновационная технология преподавания хореографии

Россия, г. Москва
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Доцент кафедры педагогики и психологии
Мацаренко Т.Н.

В  современном обществе   всвязи  с   активным  вхождением  России в мировое образовательное пространство  наблюдаются перемены  в  Российской системе образования   ориентированные   на развитие арт-терапии,  активное изучение её новых форм и моделей. Назначение арт-терапии   в том, что  она открывает широкую творческую возможность выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе, обращена к сильным сторонам личности  и обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека [3].  Это направление является прогрессивным в образовании,  в нем используются  средства  современной дидактики, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.

       Арт-терапия означает исцеление посредством творчества  через   выражение человеком своего психо-эмоционального состояния.  Сам термин  был впервые употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях, поэтому только  в ХХ веке, основываясь на  научных исследованиях  искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, двигательная терапия и т.п).

       Согласно одной из трактовок международной классификации, терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).  М. Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.

         Существуют такие виды арт-терапии как: сказкотерапия, изотерапия, маскотерапия, песочная терапия, работа с глиной, видеотерапия, фототерапия, цветотерапия, драмотерапия. В настоящее время  частью  арт-терапии  является и хореографическое искусство, которое    приобрело  новый  смысл, новую роль  - танцтерапия [1]. Существует ряд областей и методик применения танцетерапии. Например, эвритмия, или  искусство движения с музыкой и речью  Рудолфа  Штейнера, метод «Пять танцев в вольном стиле» Габриэллы Рота.

        Танцевальная терапия -  психотерапевтическое использование танца как процесса, способствующего индивидуальному чувственному самовыражению,  что  дает возможность снять напряжение, избавиться от усталости, помочь замкнутым, необщительным обучающимся, выявить у них творческие способности. Танцтерапия не только помогает в преодолении депрессивного состояния и повышения жизненного тонуса, но и предназначена для личностного роста, самопознания, поддержания психической и физической формы. В процессе занятий  используются   элементарные задания танцевальной игры – это  телесный тренинг (базовые упражнения и работа со всем телом), игра с движением (ритмическая игра), свободные упражнения (импровизация).       

        Реализацию педагогического потенциала арт-терапии обеспечивают следующие условия [2]:

    - коммуникативные  предполагают наличие у педагога  толерантности, эмоциональной гибкости, умения оказывать помощь, поддержку;

   -   предметные отвечающие за подбор необходимых методов и приемов арт-терапии, соответствующего материала для занятий,  которые заключаются в вариативности, гибкости обучающих программ.

       Учет педагогом особенностей арт-терапии, соблюдение коммуникативных и предметных условий ее применения создает педагогическое пространство, адекватное для развития творческой индивидуальности.

        Сформулированы педагогические возможности танцтерапии: 1) искусство танца доступно для изучения  любому обучающемуся  независимо  от его  природных дарований и возраста; 2) в танце заложен огромный воспитательный  и обучающий потенциал. Танцевальная терапия способствует выходу на поверхность эмоциональных переживаний, импровизированные движения  позволяют раскрыть способности  обучающегося  в  процессе  занятия.  Танцтерапия  многогранно воздействует на человека, что обусловлено самой природой танца как   синтетического   вида  искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности,  совершенствуя   тело человека   физически,  воспитывая через музыку духовно, танец помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.

         Организуя самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый может реализовать свои способности и интересы,  педагог создает «развивающую среду». Его главной задачей становится мотивировать обучающихся  на проявление инициативы и самостоятельности.  Критериями личностного развития воспитанника  средствами танцтерапии являются следующие новообразования:

  •          переход к  новым способам деятельности и формам поведения;
  •          рост уровня активности, самостоятельности, самоорганизации,  самореализации;
  •          развитие физического потенциала, физиологических функций организма;  
  •          развитие уверенности в себе, предотвращение различных психологических комплексов, мышечных зажимов.

         В  основе преподавания  танцевальной  терапии  лежит   импровизация, которая  предполагает составляющие: первая – материальная, т.е.  знание танцевальной лексики, вторая – то, что составляет внутреннюю культуру  и  творческое воображение, т.е. знание литературы, музыки, живописи и т.д.  Например,   импровизация на заданную тему  (танец ветра, танец  «Невесомость»  и т.д.), импровизация с предметом (цветком, шарфом, мячом и т.д.),  при котором чередуются  ритм вальса, танго, польки или темпа музыки, импровизация на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств  («случайная встреча»,  «танцевальный ринг», «прогулка», «карнавал» и т.п.)  [5].

      Составляющей  танцевальной  терапии   является танцевальная  игра. Поскольку нет единой теории проведения танцевальных игр, множество разных подходов отражается в многообразии ее вариантов и способствует активизации  педагога  в развитии данного  метода.  Необходимо отметить,  что воспитанники  нуждаются в символической игре, которая включает воображение, фантазию, прорабатывая ситуацию “здесь” и “сейчас”.  Танцевальная  игра  включает  сюжет игры, танцевальную  импровизацию, предлагаемые обстоятельства (представление себя в рамках тех жизненных условий, в которых находится герой).       

    В играх учащимся предоставляется возможность «побыть» актёрами, исследователями, животными, при этом развиваются  их творческие возможности, становится богаче фантазия. Танцевальная игра, с одной стороны, помогает побороть свой страх, проиграть свои внешние и внутренние ощущения,  с другой стороны, способствует развитию фантазии и воображения, творческих способностей,  проявлению инициативы.

Танцевальная терапия  связана с реализацией интересов  в области художественно-эстетической культуры, с удовлетворением природной двигательной активности обучающихся и профилактикой распространенных отклонений в  физическом развитии.         Исследования в области арт-терапии  показывают, что хореография  развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учащихся, реализует познавательные интересы воспитанников. Хореографическое   искусство  является  с одной стороны  источником новых позитивных переживаний учащегося, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде , а с другой стороны продлевает психологическое здоровье, восстанавливает тонус тела.

       Изучение и развитие арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию альтернативных школ отечественного образования. Проблема требует детальной проработки, определения границ наук, соблюдение профессиональной этики. Технология  арт-терапии, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования.

 

                                        Список   литературы

  1.      Гренлюнд Э, Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика, ISBN: 5-9268-0316-0 , Издательство: Речь, 2004г.
  2.        Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования: диссертация  на соискание ученой степени канд. пед. наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
  3.      Лебедева Л. Д. Педагогические основы АРТ-терапии в образовании учителя : Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: Ульяновск, 2001 383 c. РГБ ОД, 71:02-13/174-8
  4.      Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. ISBN: 5-9268-0163-X, Издательство: Речь,

        2003 г.

  5. Раздрокина Л.Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги /Л.Л. Раздрокина. [Текст]  Ростов н/Д: Феникс, 2007.-157, [1] с.: ил. –  (Психологический   практикум).

 

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения