Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Москва
30.11.2014
0
373
0

Методические рекомендации при изучении темы «Знакомство с оборудованием, инструментами и материалами на занятиях художественной обработки швейных изделий»

Россия,Кемеровская область,г.Белово
МКС(К)ОУ Школа - интернат №15
Учитель художественной обработки швейных изделий
Лучинина Т. С.

Изучение темы в 4 – 9 классах коррекционной школы VIII вида

 

            Программа  профильного обучения «Художественная обработка швейных изделий» в коррекционных школах VIII вида включает в себя разделы, посвящённые технологии выполнения русской вышивки, аппликации, лоскутной техники, мягких игрушек, сувениров, цветов, отделок из различных текстильных материалов, швейных изделий и отдельных узлов изделий.

В числе основных задач программы – научить учащихся осознанно подбирать инструменты и  материалы для изготовления изделий, организовывать рабочее место, соблюдать требования безопасной работы, поэтому изучение любого из разделов программы начинается со знакомства с оборудованием, инструментами и материалами.

Для успешного усвоения материала, формирования положительного познавательного интереса, увлечённости на уроках я использую игру «Путешествие в страну оборудования, инструментов и материалов» (Приложение №1).  Учащимся предлагается игровое поле, в каждой клетке которого написано название какого – либо оборудования, инструмента или материала. Отправная точка может находиться в любой клетке,  например, левый верхний угол, там помещается фишка или пуговица. Дальше обучающиеся идут по маршруту в зависимости от изучаемого раздела (в комплекте с игровым полем идёт несколько маршрутов   -  «Вышивка», «Аппликация», «Лоскутное шитьё» и т. д.). Для путешествия используется всё игровое поле. В качестве примера я хочу привести маршрут при изучении раздела «Ручная художественная вышивка»:

  1.       Вата – 2 хода вправо, 1 ход вниз – игла.
  2.       Игла – 2 хода влево – ткань.
  3.       Ткань – 2 хода вниз, 1 ход вправо – ножницы.
  4.       Ножницы – 1 ход вверх, 1 ход влево – нитки «мулине».
  5.       Нитки «мулине» - 2 хода вправо, 3 хода вниз – напёрсток.
  6.       Напёрсток – 1 ход влево, 1 ход вверх – пяльцы.
  7.       Пяльцы – 3 хода вниз, 1 ход вправо – карандаш.
  8.       Карандаш – 1 ход вправо, 1 ход вниз – утюг.
  9.       Утюг – 8 ходов вверх, 1 ход влево - бисер

Конечно, каждый учитель может построить свой маршрут в зависимости от изучаемой темы. К этому перечню инструментов и материалов можно что – то добавить, а что – то убрать по – своему усмотрению. Предложенное игровое поле я использую для всех разделов программы.

После каждого хода можно сделать остановку и поговорить о найденном инструменте или материале:

  1.       Выполнить на доске классификацию на группы:

 

Инструменты

Материалы

Оборудование

Игла

Ткань

Утюг

Ножницы

Нитки «мулине»

Швейная машина

Напёрсток

Бисер

 

Пяльцы

 

 

Карандаш

 

 

 

  1.       Из общего числа инструментов назвать опасные (игла, ножницы, утюг) и вспомнить технику безопасности при работе с ними.
  2.       Из предложенных загадок (приложение №2) найти ту, которая подходит для данного инструмента или материала. Объяснить свой выбор.
  3.       Послушать познавательный материал «Из истории» (приложение №3). 

 

Я не привожу полный перечень имеющихся загадок и текстов «Из истории», т. к. думаю, что у каждого учителя имеются свои подборки таких материалов.

 

Приложение №1

 

Игра.  Оборудование, инструменты, материалы

Вата

Шаблоны

Бисер

Трафарет

Бусы

Ткань

Поролон

Иглы

Угольник

Калька

Нитки

«Мулине»

Нитки

катушечные

Бумага

копировальная

 

Швейная

машина

Клей «Момент»

Синтепон

Ножницы

Кожа

Мыло

Выкройка

Проволока

Пяльцы

Линейка

Шило

Тесьма

Сантиметр

Флизелин

Напёрсток

Кружево

Блёстки

Булавки

Флизофикс

Шитьё

Ленты

Пуговицы

Рубка

Мех

Карандаш

Канва

Стеклярус

Крахмал

Мелок

Картон

Утюг

Клей ПВА

 

 

Приложение №2

Загадки

Швейная машина

На поляне шерстяной

            Пляшет тонконожка.

            Из -под туфельки стальной

            Выползает стёжка.

Булавка

Я, иголкина подружка,

           Только нет у меня ушка.

           Зато есть головка.

           Пришпилю вас ловко.

Утюг

То назад, то вперёд

            Ходит, бродит пароход.

            Остановишь – горе!

            Продырявит море!

Игла

Тонка,

            Длинна,

            Одноуха,                                                                                                                        

            Остра – Всему миру нужна!

 Карандаш

Не похож на человечка,

           Но имеет он сердечко,

           И работе круглый год

           Он сердечко отдаёт.

Напёрсток

      На пальце одном

           Ведёрко вверх дном..

Ножницы

           Инструмент бывалый

           Не большой, не малый.

           У него полно забот:

           Он и режет, и стрижёт!

 

Линейка

       Деревянная пластинка –

            Очень ровненькая спинка,

            С циферками на боку,

            Чертит ровную черту..

Угольник

     В уголок листа упрямо

           Он прижался носом прямо.

           Почему он так упрям?

           Потому, что угол прям!

Циркуль

Кто этот циркач лихой –

           Чертит круг одной ногой?

           Как гвоздём проткнул бумагу,

           Уцепился и ни шагу!

 

Приложение №3

 

Из истории напёрстка

В  ХVII веке в Амстердаме жил мастер – ювелир Николай  Бентотен. Он был влюблён в Аниту – дочь мрачного и известного своею скупостью соседа ван  Ранема. С иголкой в руках Анита целыми днями сидела над пяльцами. Иголки больно кололи пальцы усталой девушки. И вот в дом к Аните принесли маленькую золотую  шапочку с какими – то непонятными знаками. При ней было послание, написанное по правилам тогдашнего хорошего тона: «Уважаемую госпожу прошу принять в подарок это моё изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы».  И подпись:    Николай Бентотен.

В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрёл универсальный станок для производства напёрстков любого вида и размера. Так началось массовое производство напёрстков.

В конце ХIХ века напёрстки стали столь широко популярны, что их продавали и в качестве сувениров.

 

 

Из истории ножниц

Примерно 1000  лет  назад  какому – то ремесленнику пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами. Вот и получились ножницы. Как показало время, это устройство оказалось удобным.

Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездове. Изготовлены они были в Х веке.

Делали ножницы из железа, стали, серебра, богато украшали. Самые дорогие ножницы покрывали даже золотом. Иногда украшений становилось так много, что они мешали пользоваться этим нехитрым инструментом.

Одни из самых совершенных ножниц  дошли до сегодняшнего дня. Ножницы используются всюду:  и в слесарной мастерской, и в хирургическом кабинете, и в гараже, и в депо, и на космическом корабле, и на швейной фабрике, и, конечно, в школе на уроке труда.

 

Из истории карандаша

В ту ночь 1565 года в английском графстве Камберленд разыгралась буря. Непрерывно лил дождь, а порывы ветра были настолько сильны, что молодые крепкие деревья пригибались к земле. Не удивительно, что наутро жителям пришлось убирать с дороги много вырванных с корнем старых деревьев. Под одним из них обнаружили какой – то не встречавшийся ранее чёрный камень.

Прошло не так уж много времени, и королевским указом этот камень категорически запретили вывозить из Англии. Кроме того, камень разрешалось добывать только 6 недель в году. Нарушителей ждала смертная казнь. Что же это за камень, который стоил дороже человеческой жизни? Он не являлся самоцветом или алмазом, а ценился за одно качество: оставлял чёткие чёрные следы на ткани, бумаге, светлой коже. Так был найден графит, который стал основным материалом для производства карандашей.

Изобретением привычного нам простого карандаша человечество обязано случаю. Однажды владелец фабрики по изготовлению химической посуды  Гартмут  разбил чашку. Один осколок, пролетая, оставил на бумаге чёткий след. Гартмут, заинтересовавшись, выяснил, что в глину был добавлен порошок графита. Так появились стержни для письма, которые он назвал «кохинор» - не имеющий равных. Произошло это в конце ХVIII века. Французский же механик и живописец Конте предложил пишущие  стержни  из смеси глины и графита помещать в деревянную оболочку. За 200 прошедших лет технология изготовления карандашей практически не изменилась.

 

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения