Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Санкт-Петербург
Особенности применения метода проектов при обучении литературе в образовательных учреждениях СПО

Россия,Московская область,г.Москва

ГБОУ Учебно-методический центр "Детство"

Методист

Плетёнкина Н.Д.


Россия,Московская область,г.Москва

ГОУ СПО Технологический колледж № 28

Преподаватель-методист русского языка и литературы

Безина Е.Д.

Аннотация: В современных условиях становления информационного общества перед системой профессионального образования стоит задача подготовки интеллектуально развитых высококвалифицированных специалистов. С введением ФГОС по профессиональному образованию особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций учащихся, т.к. духовно-нравственное содержание человека неразрывно связано с его деятельностью: активно воздействуя на формирование личности, способствует ее развитию и духовно-нравственному обогащению. Способом для решения поставленной задачи является метод учебного проектирования, который находит обоснование своего применения в литературном образовании обучающихся СПО через активизацию развития учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению социального, литературно-исторического, культурного и духовного наследия человечества, определения, значения художественного мира для социализации молодого человека в современном поликультурном пространстве.

Ключевые слова: информационное общество, высоко квалифицированные специалисты, профессиональное образование, компетентностный подход, личностно ориентированное обучение, многоуровневость, непрерывность до вузовского профессионального образования, литературное образование, духовно-нравственные ценности, метод учебного проектирования, практикоориентированность, развитие познавательных способностей, типология проектов, система педагогических условий, синтез учебно-познавательных приёмов, само презентация проектного продукта, рефлексия и перепроектирование.

В современных условиях становления информационного общества подготовка интеллектуально развитых высококвалифицированных специалистов, способных к обучению в течение всей жизни, является основной целью системы среднего профессионального образования (СПО). По мнению разработчиков пособий нормативно-правовых актов по внедрению ФГОС в систему профессионального образования, введение нового ФГОС, является «отражением социального заказа, своего рода общественным договором, согласующим требования современного рынка труда, семьи, общества и государства»[1]. Перед СПО поставлена непростая задача: формирование духовно богатой и творчески развитой личности учащегося.

«Духовной культурой» народа[2], его особой ценностью и достоянием всегда являлось литературное наследие. Основой базового компонента литературного образования в ссузе является направленность на достижениеконкретных практических целей:

  • дать представление о литературе как виде искусства и объективной художественной реальности;
  • дать основные литературоведческие понятия, выработать представление о художественном мире произведения, закономерностях развития литературы, о мировом литературном процессе;
  • научить всестороннему анализу произведения и умению отличать подлинно художественные памятники от явлений массовой культуры;
  • показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа.
  • определить становление русской книжности, показать преемственность литературных эпох.
  • определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.
  • объяснить феномен классики, позволяющей произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

В условиях системы СПО проблема литературного образования стоит особенно остро: сокращение учебного времени в пользу усиления профессионального обусловлено практикоориентированностью образовательного процесса. Но более значительное сокращение часов для изучения литературы на базовом уровне в СПО (117 часов — обучение 1 год), даже по сравнению с базовым школьным образованием, создает предпосылки для зарождения серьезных противоречий. Так, с одной стороны, целью гуманизации СПО является раскрытие способностей каждого учащегося, с другой стороны, — ставит под сомнение целесообразность использования имеющихся средств обучения: до сих пор отсутствует разработанная система педагогических условий, способствующих реализации творческой деятельности в гуманитарной сфере в практической деятельности обучающихся в СПО. Несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках гуманитарного цикла, присутствующих и в программах по литературе, разработка технологии самостоятельной творческой деятельности учащихся остается только делом преподавателя. Так, например, по программе начального профессионального образования (НПО) рекомендуемое количество часов на освоение материала дисциплины в разряде максимальной учебной нагрузкой выделено всего 117 часов, столько же часов составляет и обязательная аудиторная нагрузка, в то время, как в разряде самостоятельной работы обучающегося предполагается 0 часов. Безусловно, преподаватель поставлен в условия «творческого поиска», когда на самостоятельную работу обучающегося ему необходимо изыскать резерв за счет других «инновационных» решений.

Другая, не менее серьезная проблема, - это проблема учебных пособий. До сих пор не разработаны в должном объеме линии учебников для среднего профессионального обучении. В основном используются учебники для общеобразовательных школ: 10 класс Ю.В. Лебедева в 2х частях, 5-е издание, М, Просвещение 2004 г, и 11 класс под редакцией В.П. Журавлева в 2-х частях, 6-е издание, изд-ва Просвещение, Московский учебник, М.,2003. Весьма ограничено использование учебного пособия для СПО Е.П. Педчак, Литература. Русская литература конца XVIII- XIX века; Зарубежная литература. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2004. и Литература: практикум: учеб. Пособие для студ. сред проф. Учеб. заведений; под ред. Г.А. Обернихиной - М.: Издательский центр «Академия»,2006.

Такая же «история» с другими учебными предметами из «общего образования»…

В системе среднего (начального) профессионального образования общеобразовательные дисциплины занимают все меньше места в учебных планах, т.к. выделены в одну группу: ООД. Итоговой аттестации по ним не предусмотрено, учащиеся переходят на другой курс и обучаются профессии. Но развитие общеучебных умений учащихся - одна из приоритетных целей общего образования, определяющая характерную черту «личностно-ориентированного образовательного процесса» [3]. Авторы «Концепции структуры и содержания общего образования» особо подчеркивают, что «…возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, обще учебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны»[4] (мой курсив).

Налицо — дисбаланс отношений между задачами СПО, целями ФГОС, желаниями преподавателя и обеспеченностью первостепенным, насущным — учебным временем и учебно-методическим комплексом сопровождения учебного процесса, хотя с переходом на компетентностный подход в обучении (2005 - 2011 гг.) реформирована вся система профессионального образования. В рамках единого учебного процесса интегрированы три его уровня - начальное, среднее и высшее, особенностью которого является многоуровневость, непрерывность до вузовского профессионального образования.

Еще одной из ключевых проблем современного профессионального образования остается проблема читательских умений вчерашних школьников — первокурсников ссузов. Неумение читать — причина, ведущая к ослаблению учебной мотивации, оказывающая негативное влияние на формирование аналитических способностей учащихся, их интеллектуальное развитие, что неминуемо отражается на качестве обучения: не овладев техникой чтения, учащийся не имеет возможности понять смысл прочитанного текста. «Только серьезная филологическая подготовка школьника-подростка, его корректное обращение с текстом художественного произведения и вдумчивое чтение в 5-9 классах создаст благотворную почву для творческой и адекватной интерпретации в 10-11 классах»[5], — напоминает И.В. Сосновская. Т.к. контингент обучающихся СПО традиционно составляют выпускники основной школы, деятельность ОУ нового типа основана на принципах преемственности и интегрировании образовательных программ основного общего, среднего (полного), начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового, профильного и повышенного уровней) образования.

Поэтому решению этих многочисленных специфических проблем может способствовать применение метода учебного проектирования, т.к. метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является предъявление реального общественно значимого практического результата — учебного продукта с последующей рефлексией и процедурой перепроектирования (переосмысления полученного опыта и определения новых перспектив индивидуального развития как учащегося, так и педагога, в заданном векторе процесса обучения - движения к поставленной цели.)

Метод проектирования - педагогическая технология, включающая в себя такие методы, которые способствуют не только активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся СПО и повышению мотивации к занятиям, в данном случае, литературой, но и обучению в целом. Специфика исследования, поиска, анализа, сопоставления, переработки, прогнозирования в их неразрывной взаимосвязи способствует привлечению молодого человека к поиску, отбору нужных материалов, и главное — к их прочтению(!), в первую очередь, а во вторую, адаптации в новых условиях обучения и социализации учащегося как личности. Поэтому метод проектов отлично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения. Применяя разнообразные проблемные методы - дискуссии, исследования, поиска - преподаватель практикует разноуровневое обучение, дифференцированный характер которого позволяет синтезировать приёмы формирования и активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Самостоятельное решение конкретной проблемы в результате своих умозаключений, способствует формированию у обучающихся критического мышления, развитию индивидуальных познавательных способностей.

Многочисленные исследования, проведенные в этой области, убедительно доказывают, что проектная деятельность оказывает влияние на детей по-разному. Так, для одаренных — это эффективное средство развития коммуникативных качеств, а для детей с практическим складом ума или пониженным интеллектом — это мощное средство активизации познавательной мотивации и преодоления у них закомплексованности, не успешности в учебном процессе, что очень важно в профессиональном образовании. Например, при изучении вводной темы «Характеристика русской литературы 1 половины XIX века» для «продвинутого» обучающегося Сергея С., студента группы ЭП-11 отделения «Менеджмент по отраслям» ГОУ СПО Строительный колледж № 26 (2006г.), не составило особого труда подготовить объемное и серьезное исследование с привлечением библиотечных материалов и архивных источников на тему: «Роль баллады в развитии русской литературы 1 половины XIX века» на основании хорошо проработанного библиографического списка, а заодно и помочь ему найти друзей, завязать новые знакомства, раскрепостить, снять «зажатость» и стеснительность. А Михаил Г., обучающийся группы СЭЗ-1 отделения «Строительство зданий и сооружений» (2007г.), подготовил серьезное историко-литературное исследование по теме: «Влияние декабристов на становление русской литературы», в которой он восстановил поименно список всех декабристов и солдат, принявших участие в восстании на Сенатской площади! Участие в этом проекте укрепило узы его семьи: родители, дедушки и бабушки, старшая сестра и другие родственники с удовольствием приняли участие в этом проекте и помогли в поиске и обработке необходимых материалов, в разработке текста, оформлении презентации. Этот проект можно с успехом отнести к разряду «семейного проекта». Своим осуществлением этот труд подчеркивает непреходящую роль семьи в становлении личности подростка. Этот ученический труд-проект разрабатывался в течение года и лег в основу «золотого фонда» студенческих исследований ГОУ СПО Строительный колледж № 26. Эстафету продолжил другой студент, из той же группы. Ираклий В. и его друг Савелий И. участвуя в разработке проекта «Н.А. Некрасов — живая душа русского народа», провели литературоведческое исследование поэтического наследия Н.А. Некрасова. В издание вошло и приложение сборника стихотворений - антология русских народных песен на СД –ROM - диске. Все эти студента с отличием окончили образовательное учреждение и были занесены в сборник «Лучшие выпускники колледжей Москвы» общероссийской общественной организации Российский Союз Молодёжи в рамках программы «Российские интеллектуальные ресурсы» (РИР)[6].

Эти примеры - не исключение. Например, для студентки Ирины С., студентки группы ПР-11 отделения «Правоведение» ГОУ СПО Строительный колледж № 26 (2005 год) работа над темой «Литературная биография Л.Н. Толстого» стала не только учебным заданием, но и способом самопогружения и самоисследования личностного художественного мира писателя, отражением которых стала презентация своей работы, вылившейся в большой проект: «Лев Толстой — личность и судьба», открывшей для нее путь в большую литературу: Ира вдруг обнаружила в себе страсть к исследованиям литературного творчества современных писателей.[7]

Применение метода проектов в обучении литературе имеет свои особенности: совмещение учебного и вне учебного времени, использование возможностей дистанционного консультирования с преподавателями по проблеме проекта, организация доступа к информационным источникам через различные виды и средства коммуникации (традиционные - библиотека и межбиблиотечный абонемент (МБА); книги, энциклопедии, архивы; инновационные - электронные каталоги Центральных, региональных, муниципальных библиотек, электронные ресурсы архивов, музеев, Интернет, домашние библиотеки) - все является стимулом к активизации и повышению учебно-познавательной мотивации учащихся СПО, а высокие критерии оценки способствуют высокому качеству результата проектной деятельности.

Каждый проект имеет уровни, сферы, степень, длительность. Каждый участник определяет сам уровень, степень погружения в проект, тему, коллективность: одному или с друзьями. Важным условием выполнения проекта является обязательная самопрезентация и последующая рефлексия (анализ и устранение ошибок - перепрограммирование). Так, для обучающихся группы ПР11 отделения «Правоведение» ГОУ Строительного колледжа №26 группы ПР-11 отделения «Правоведение» (2005г.) стало настоящим событием участие в проекте по теме: «Наполеон: история взлета и падения». Проведенные исследования архивных материалов, работа в библиотеках, музеях Москвы позволили не только узнать Москву-историческую, но обогатить арсенал своих знаний по культуре давно ушедшей эпохи, прочувствовать «связь времен», осмыслить и ощутить значение СОБЫТИЙ эпохи Наполеона, развить свои умения не только в создании текста, но и в работе с компьютерными программами, а также преодолеть свои комплексы, поверить в свои силы. Отправной точкой в мир истории литературы послужило участие в коллективном проекте учащихся этой группы, в процессе которого (длительность 2 семестра) обучающиеся, разбившись на группы исследователей — архивистов, музейщиков, библиотекарей, фото, видео режиссеров, компьютерных гениев, администраторов, корректоров, художников и пр. осуществили поистине титанический труд: составили историческое исследование политической жизни Европы конца ХVIII — начала XIXвв., истории русской и французской армии, жизни великих русских полководцев, таких, как: А.В. Суворова, Багратиона, М.И. Кутузова, взлета и падения кумира этой эпохи Наполеона Банопарта, его влияния на культуру этих стран и стран Европы, отражения в русской литературе. Изучив не только исторические источники, но и литературные труды В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.С. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Ф.И. Достоевского, Л.Н.Толстого; газеты и журналы, содержащие заметки, статьи, карикатуры на героев той эпохи, географию сражений, фильмы и многое другое. Конечно же, вся эта работа была осуществлена в свободное от учебных занятий время, с представлением еженедельных результатов в часы занятий Творческого объединения «Живое слово». Участвуя в проекте, студенты не только упрочили свои знания по литературе, но и углубили знания по другим предметам: истории, географии, французскому и английскому, русскому(!) языков; научились поиску, отбору, систематизации и аналитико-синтетической переработке информации, прогнозированию и планированию своей деятельности, рациональному использованию своего свободного времени. Но главное: они «вышли» из проекта другими: они стали «успешными», стали гордостью колледжа.

Проектирование, как вид учебно-познавательной деятельности в СПО, способствует формированию ключевых компетенций, о чем в своем труде-монографии «Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент» С.Г. Воровщиков констатировал, что «…в современных условиях решение проблемы обще учебных умений начинает осуществляться на новом идеологическом основании — компетентностном подходе к содержанию образования»[8]. В тоже время, В.А. Болотов и В.В. Сериков особо подчеркивают, что «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы».[9]

Умение разрешать проблемы, возникающие в практической деятельности, - основа профессиональной компетенции специалиста: чем выше развита способность определения проблемы, ее сути, способа решения, тем выше профессионализм специалиста. Формирование этой специфической особенности есть основная задача профессионального обучения.

От школьного учебного проектирования отличается и типология проектов в ссузе, основными типологическими признаками которой являются:

a) доминирующий вид деятельности;

b) предметное содержание;

c) координация и уровень контактов;

d) количество участников;

e) продолжительность.

В ссузе несколько иной доминирующий вид деятельности:

a) исследовательский - моделирование ситуаций научного поиска: доказательство или опровержение какой - либо научной гипотезы;

b) результат — мини-монография с последующим докладом, участие в ученической конференции;

c) ролевой, игровой: представление публике опыта участия в решении проблемы; результат — деловая, литературная игра;

d) творческий: привлечение публики к какой-либо проблеме; результат – спектакль, выпуск устного журнала, альманаха, и пр.;

e) информационный или ознакомительно - ориентированный: сбор информации о каком — либо объекте, результат – статья, реферат и пр.;

f) прикладной или практико-ориентированный; привлечение внимания учащихся к изучаемой проблеме, к решению практических задач; результат — учебное, наглядное пособие;

g) информационно — технологический: привлечение внимания к технологическим аспектам обучения; результат - создание веб-сайта или др. учебной среды.

Рассмотрим, насколько применимы эти постулаты в практике обучения в ссузе. Так, проект "Серебряный век русской поэзии: Александр Кочетков", выполненный обучающимися ГОУ СПО Технологический колледж № 28, охватывает все перечисленные виды деятельности. Поставив перед собой цель: изучить творческую биографиюАлександра Кочеткова, выяснить какую роль его творчество сыграло в русской литературе начала ХХ века, студенты определили проблему: «Почему среди всех имён в истории Серебряного века осталось не названным одно: имя поэта Александра Кочеткова?» В рамках этого проекта были поставлены задачи: установить личность Александра Кочеткова, для чего необходимо было изучить архивные материалы о судьбе А.Кочеткова, его место рождения, биографию, род занятий, состав его семьи и пр.биографические факты; изучить творчество А.Кочеткова: эпоха; литературные течения; место поэзии А.Кочеткова в этот период. Найти ответы на вопросы: что роднит Александра Кочеткова с эпохой Серебряного века? Какие черты культуры Серебряного века были ему присущи? Был ли Александр Кочетков дружен с поэтами-серебристами? Кто Александр Кочетков: продолжатель традиций поэзии Серебряного века или опоздавший родиться поэт-символист?

Проект состоял из двух частей: исследовательской, литературно - исторический профиль, и информационно-технологической, создание цифрового образовательного продукта для Банка учебных материалов (медиатеки кабинета русского языка и литературы). Исполнителями проекта были: Татьяна Ш. — редактирование материалов проекта («Школа изящной словесности»); Илья Л.– изучение архивных биографических материалов ( Экспериментальная студия «Земляки»); Марина Ш. — изучение эпохи Серебряного века (Историко-исследовательский центр «Наследие»); Евгений З. — цифровая обработка материалов проекта; фото, видео ( Центр технической поддержки); Александр З. — создание ЦОР и подготовка материалов к защите (Творческая лаборатория).[10]

Защита проекта состоялась в январе 2010 г. Итогом разработки проекта явилось участие в I городской студенческой научно-практической конференции "Серебряный век русской поэзии: истоки, направления, персоналии, традиции", проводившейся в апреле 2010 года кафедрой русского языка и литературы АПК и ППРО под эгидой ФИРО. Доклад по теме: "Традиции Серебряного века в культуре последующих эпох: в поэзии Александра Кочеткова" представляли: Татьяна Ш. и Александр З. при участии Марины Ш.., Евгения З., Ильи Л. — студентов группы № 22 Отделения "Технология мясомолочных изделий" [11].

3. От школьного, студенческий проект отличается и предметным содержанием. Так проекты в ссузе подразделяются на:

a) моно предметные - в рамках одного предмета; сложные разделы; серия уроков, например, проект "Серебряный век русской поэзии: Александр Кочетков", хотя общение, поиск информации, обработка информационных потоков — все проходит так же во внеурочное время.

b) меж предметные - в рамках нескольких предметов; внеурочное время.

Например, проект «Наполеон: история взлета и падения» - меж предметный, т.к. охватывал несколько предметов, его можно назвать интегрированным в историко-литературный, военно-исторический, историко — лингвистический, геополитический процесс становления наук: филологической, исторической, военной, географической, лингвистической, политической, т.к. осуществлялся в рамках нескольких предметов; во внеурочное время, получая часть знаний и из учебной литературы, во время учебного процесса, общаясь с преподавателями и в колледже, и дома по электронной почте, по телефону в вечернее или свободное время.

4. По характеру координации:

a) с открытой, явной координацией (преподаватель-координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы, как в случае с проектом "Серебряный век русской поэзии: Александр Кочетков")

b) со скрытой координацией (преподаватель - координатор проекта выступает как полноправный участник, как в случае с проектом «Наполеон: история взлета и падения»)

5. По количеству участников:

a) индивидуальный (проект «Литературная биография Л.Н. Толстого»);

b) парный (проект «Н.А. Некрасов — живая душа русского народа»);

c) групповой (проект «Наполеон: история взлета и падения»);

d) семейный (проект «Влияние декабристов на становление русской литературы»).

6. По продолжительности выполнения:

a) краткосрочный (несколько уроков);

b) среднесрочный (от недели до месяца);

c) долгосрочный (от месяца до нескольких месяцев, учебного года).

Например, проведенная исследовательская работа «Поэма "Мертвые души". Тема: «Расшифровка образных словесных характеристик, данных Гоголем своим героям в тексте поэмы: пейзаж, быт, портрет», посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, выполняла студентка группы №12 Татьяна Ш. ГОУ СПО Технологический колледж № 28. Эта работа индивидуально–группового характера со скрытой координацией преподавателя русского языка и литературы. Итогом выполнения исследовательской работы стало 1 место в Московском городском конкурсе проектно - исследовательских работ «Уважение к человеческому достоинству и душевной свободе», посвященном 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя в номинации «Расшифровка образных словесных характеристик, данных Гоголем своим героям в тексте поэмы: пейзаж, быт, портрет», проводившемся под эгидой Департамента образования города Москвы в марте, 2009 года. В апреле 2009 года работа заняла 1 место во Всероссийском конкурсе студенческих проектных работ, посвященных 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, в июне 2010 г. работа опубликована Кафедрой ЮНЕСКО МИОО в сборнике студенческих работ, посвященных 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Итогом участия в проекте стало не только отличное дальнейшее обучение Татьяны Ш. в колледже, но и положило начало большому творческому пути: Татьяна — автор нескольких романов для подростков, в этом году поступает в Литературный институт им. А.М. Горького.

Но не только Татьяне проект предопределил судьбу: ранее, в 2007 году, студент группы ЭП-11 Строительного колледжа № 26 Денис М. создал роман «Хроники Москвы» о своих сверстниках, главными героями которого стали его сокурсники. Иван К., участвуя в работе Творческого объединения «Живое слово» Школы русской словесности, стал главным редактором альманаха «На крыльях Пегаса», бардом (композитором, поэтом и исполнителем), ежегодно занимая 1 места в конкурсе бардовской песни Москвы.[12]

В зависимости от уровня сформированности навыков учащихся в основной школе в ссузе определяется 9 этапов выполнения проекта, которые тоже имеют свою специфику, которая заключается в:

1) выявлении проблем и задач предстоящего исследования;

2) выдвижении гипотезы и определения путей ее решения;

3) определении методов исследования;

4) составлении плана выполнения проекта — проектной маршрутной карты;

5) распределении обязанностей и определения степени ответственности за выполнение порученного дела;

6) поиска, анализа, отбора данных, их систематизации( распределении информационных потоков);

7) оформлении результатов;

8) подготовке презентации и защите проекта (самопрезентации);

9) рефлексии-перепроектировании: анализе проделанной работы, определения новых проблем исследования, формулировании выводов и выработке дальнейшего вектора обучения, перспектив развития.

Внешняя оценка проекта, промежуточная, итоговая, для учащихся ссузов очень важна, т.к. она является важным дополнительным стимулом к успешной адаптации в студенческой среде. Форма оценки может быть различной и зависит от множества факторов:

  • актуальности выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • степени проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательности принимаемых решений, аргументированность заключений;
  • корректности используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
  • активности каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характера (индивидуальный или коллективный) принимаемых решений;
  • характера общения и взаимопомощи участников проекта;
  • эстетичности оформления результатов проекта;
  • умения отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Конечно, строгое выполнение требований к проекту, даже косвенное

участие в проекте, наблюдение или детальное, незначительное соприкосновение с темой проекта, помощь другу, соучастие в работе, поход в библиотеку или в музей, даже в качестве спутника, - поднимает участника в глазах семьи, друзей, однокурсников на более высокий культурный уровень, духовно и нравственно обогащает его, помогая учащемуся самоопределиться и социализоваться.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования, умения работать с различными источниками информации.[13] Всеми данными умениями и навыками необходимо обладать современному молодому специалисту, чтобы быть компетентным в своей профессии, специалистом высокого уровня, т.е. конкурентоспособным.

Обращение к методу проектовС.Е. Полат рассматривает с позиций использования потенциала новейших педагогических технологий для решения проблемы обучения: «Сегодня, когда приоритетными ценностями развитого информационного общества становится информация, наиболее приоритетными умениями для специалистов становятся умения работать с этой информацией, с особой актуальностью зазвучали идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного, личностно - деятельностного подходов к обучению и воспитанию учащихся».[14] Все теоретики и практики сходятся в одном: проектирование в образовании — это эффективная дидактическая система, которая представляет синтез целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения в современном информационном обществе. С применением технологии проблемного обучения и разведения на уровни освоения литературного материала, повышается мотивация обучения учащихся и позволяет обеспечить возможность постепенного, последовательного повышения их образовательного уровня, вхождения в фазу профессионального обучения.

Библиография:

  1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. — 2003. — № 10. — С.8–14.
  2. Воровщиков С.Г. Учебно - познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. — М.: АПК и ППРО, 2006. — 160 с., с.156
  3. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224// Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. — М.: АПК и ПРО, 2002. — С. 43-50
    1. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей/ Под ред. Пахомовой Н.Ю.,-М.:МИОО,2005. 214с.//Метод проектов: история вопроса. /Полат Е.С., доктор пед. наук, профессор ИСМО,РАО/,с.22;6
    2. Соответствие нормативной базы образовательного учреждения с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов НПО И СПО. Сборник документов «В помощь руководителям, преподавателям и мастерам производственного обучения ОУ НПО и СПО» сост.: Травкина Н.Н., Агищева Т.И., Каруна Т.А., Трутаева Л.А., Пыжова Т.В., Павленко В.Н..Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2012 г. 146 с.; с 6
  4. Сосновская И.В.,Современные проблемы изучения и преподавания литературы. Сборник научных и методических трудов. // Выпуск 9.; Иркутск, 2008; с 29.
  5. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. — 2003. — № 8. –С.115-126
  6. Шамова Т.И. Избранное. — М.: Центральное издательство, 2004. — 320 с.
  7. Персональный сайт Г.Н. Ионина - http://ioningerman.com/literatura-chast-duhovnoy-kulturyi.html
  8. Творческое объединение «Живое слово»: http://zivoeslovo.ucoz.ru

4. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — 144 с., с109



[1] Соответствие нормативной базы образовательного учреждения с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов НПО И СПО. Сборник документов «В помощь руководителям, преподавателям и

мастерам производственного обучения ОУ НПО и СПО» сост.: Травкина Н.Н., Агищева Т.И., Каруна Т.А., Трутаева Л.А., Пыжова Т.В., Павленко В.Н..Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2012 г. 146 с.; с 6

[2] Персональный сайт Г.Н. Ионина - http://ioningerman.com/literatura-chast-duhovnoy-kulturyi.html

[3] Там же с 43

[4] 6. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224// Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. — М.: АПК и ПРО, 2002. — С. 43-50

[5] Сосновская И.В. ,Современные проблемы изучения и преподавания литературы. Сборник научных и методических трудов.Выпуск 9.; Иркутск, 2008.

[6] (См. подробнее : http://www.ruy.ru/rir.html )

[7] см. подробнее сайт Творческое объединение «Живое слово»: http://zivoeslovo.ucoz.ru/index/nashi_uspekhi/0-47)

[8] Воровщиков С.Г. Учебно- познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. — М.: АПК и ППРО, 2006. — 160 с.,с.156

[9]Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков//Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8 — 14.с. 10

[10] ( Подробнее см : Творческое объединение «Живое слово»: http://zivoeslovo.ucoz.ru/index/uchenicheskij_proekt_cikl_quot_vozvrashhennye_imena_quot/0-75)

[11] ( Подробнее см : Творческое объединение «Живое слово»: http://zivoeslovo.ucoz.ru/index/uchenicheskij_proekt_cikl_quot_vozvrashhennye_imena_quot/0-75)

[12] (Подробнее см : Творческое объединение «Живое слово»: http://zivoeslovo.ucoz.ru/index/uchenicheskij_proekt_cikl_quot_vozvrashhennye_imena_quot/0-75)

[13] Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — 144 с.,с109

[14] Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей/ Под ред. Пахомовой Н.Ю.,-М.:МИОО,2005. 214с.//Метод проектов: история вопроса. /Полат Е.С., доктор пед. наук, профессор ИСМО,РАО/,с.22;6



Наши услуги



Мир учителя © 2014–. Политика конфиденциальности