Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:Украина
Регион:Харьков
12.11.2013
0
3565
0

"Воспитание навыков хорового пения у детей младшего возраста"

Россия, Краснодарский край, г. Геленджик

МБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества"

Педагог дополнительного образования

Крюков А.Х.

"Воспитание навыков хорового пения у детей младшего возраста"

1. Введение

 На протяжении нескольких лет наблюдается повышение интереса к хоровой педагогике. Это обусловлено растущей роли хора  в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала. При этом, остается значимой самоценность хоровой музыки, красоты и непередаваемой гармоничности хорового пения. Чтобы добиться высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

Проблема хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как Н.Гладкой, Н.Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стулова и многих других.

Однако, тема вокально-хорового воспитания детей младшего возраста настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещением можно заниматься бесконечно долго.

Кроме того, методики хорового воспитания вокалистов детей младшего возраста постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому, необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе. Тем более, что сегоднядети мало поют, мало знают популярную классическую музыку и хорошиесовременной песни. Причин тому много, но одна из главных - недостаток детских песен. Это подтверждают всевозможные детские конкурсы и фестивали. Исполнение, как правило, осуществляется в один голос.Между тем, ещё в Царской России, да и 20 – 30 лет назад детские хоры были в состоянии петь двух, и даже трёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются и сейчас, но они крайне редки. И если задать вопрос "Почему так происходит?", то можно получить довольно пространные ответы:

1. Сейчас очень большой процент детей с больным голосовым аппаратом...
2. Во многих школах, по сравнению с советскими временами, просто не существует хоров и это отрицательно сказывается на создаваемых коллективах в учреждениях дополнительного образования.                                                   

3. Недостаточно, а иногда и просто нет специальных помещений для занятий, отсутствуют инструменты для работы.
4. Нехватка квалифицированных педагогов.

2. История хорового воспитания в России

Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей.

Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленскийпоставил проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки.

В статье "Заметки об обучении пению" он указал три главные задачи:
1. Воспитательная - формирование духовной культуры;

2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы;

3. Развивающая - обучение приёмам пения;

И создал учебник, в котором дал свои методические разработки:
Четырёхтомный "Курс хорового пения", а также "Азбука хорового пения", в которой дана методика знаменного пения.
В "Курсе хорового пения" изложена методика преподавания пения по-цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России.
Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах школы в течение 1,5 - 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития навыка слухового восприятия. Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, решала воспитательные задачи.

Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь, через школьное музыкальное образование.

Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника.

В 70-х годах прошлого века появляется книга Сергея ИринеевичаМиропольского"О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе". В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пения, которое, по его словам, является:

1.Навыком к дружному, совокупному действию.

2.Разумным стремлением общими силами достигнуть цели.
3.Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность.

В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта, связанные с песней.
Говоря о методах обучения пению,Миропольский отмечает, что:
1. "Голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста. С этого времени и следует начинать обучение пению".

2. "Пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству".
Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает трудностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности. Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение звуков ("лестничка").

Основные принципы,на которых должно быть основано обучение:
1. "Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме".
2. "Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации".
3. "Все упражнения должны иметь осмысленный характер".
4. "Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнениипростеньких пьес среднего темпа, следует переходить к пению двухголосному".

Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен переход к двухголосию, ни какими методами его осуществлять.

Большую популярность приобрела двухчастная "Методика пения" Алексея Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.

Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:

  1.   "Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем органов голоса, речи и дыхания".
  2.  "Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике...".
  3. А также ряд задач:
    1. "Научить детей петь начальные молитвы и песнопения "с голоса", но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос".
    2.  "Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса...".

Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но при этом отказывает им в творческих возможностях: "Не имея способностей творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию".
Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изучения которой он настойчиво подчеркивает: "При пении "с голоса", человек блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае".
А. Н. Карасев уделяет значительное внимание методическим приемам изучения музыкальных произведений:

  1.  Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее.
  2.  Повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом.
  3.  Пение строки учителем.
  4.  Повторение лучшими учениками по отдельности.
  5.  Повторение двумя, тремя, группой и всем классом.
  6.  Изучение при тех же приемах второй строки.
  7.  Повторение обеих строк одна на другую.
  8.  Пение следующей фразы молитвы.

Преимущества методики А. Н. Карасева заключается в строгой, продуманной последовательности в построении всего процесса обучения и в детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся.
Следует отметить статьи профессора А. И. Пузыревского, по мнению которого, школьное пение, правильно поставленное и хорошо ведённое, важно для школы в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в нравственном.

В статье "Пение в семейном воспитании"он отмечает, что очень важны занятия пением, потому "для успешности всяких музыкальных занятий необходимо развивать общую музыкальность, а для этого лучшим средством является пение, доступное всем нормальным детям".

Говоря о методах обучения пению, Пузыревский предостерегает от формального обучения нотной грамоте. Много внимания уделяет вопросу о последовательности в обучении. Он указывает на необходимость учитывать закономерности психофизического развития ребёнка, ставить перед учеником только посильные задачи, которые могут быть им не только правильно поняты, но и выполнены.

«При пении главную роль играют музыкальный голос и музыкальный слух, развивающийся медленнее способности мышления и, при исключительности метода, не сообразующегося с этим естественным развитием музыкальности, может случиться, что мы будем давать непосильную работу слуху или голосу ребёнка».

Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина "Методика", которая начинается с вводной части "О методе хорового пения и его принципах".
По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспитании эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии:
1. На умственные силы детей: сознание, память, воображение;

2.  Волю;

3.  Эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей музыки;

Зарин отмечает, что для развития голоса очень важен хороший показ учителя, так как дети легко подражают, а также отмечает, что вокальные упражнения следует начинать с пения гласной "а", за гласной "а" - "е", "и", "у", "ы", "я", "ё", "ю".

Для развития дыхания рекомендует специальные упражнения, которые повторяются до тех пор, пока правильное дыхание не обратиться в привычку, в умение, инстинкт.

Певческий репертуар должен быть непременно художественным, т.е. таким, которым содержит в себе богатую и выразительную мелодию и чуждую вычурности гармонию. Наиболее подходящим репертуаром Зарин считает церковные и народные песни, хотя автор не исключает и сочинения светских композиторов.

Автор даёт подробные методические указания к разучиванию песни:
1.Не затягивать надолго разучивание

2.Брать посильный репертуар

3.Знакомство с содержанием текста

4. Учитель сам исполняет песню

5. Показ строения песни: одинаковые и различные фразы

6. Указать, где брать дыхание

7. Разучивание текста первой мелодической фразы

8. Разбор направления движения мелодия

9. Изображение мелодии графически

10. Разбор ритмического рисунка

Изучать песни Д. Н. Зарин, как и А. Н. Карасев, советует в порядке нарастания количества звуков. Большинство рекомендуемых Зариным песен заимствовано им из "Школьного сборника этнографической комиссии", некоторые песни даны с пометкой: "В педагогических целях - упрощена".
Более решительным выражением новых педагогических тенденций является "Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогике" Александра Леонтьевича Маслова.
Автор описывает различные эксперименты, призывает к методическим исканиям, в которых видит обязанность каждого настоящего учителя, но наряду с этим не зачеркивает все наследие старой русской педагогики. Он требует сочетания новых методов со старыми, проверенными опытом.
Маслов считает, что школьное пение по преимуществу должно быть хоровым, несмотря на то, что в частности ставит себе задачей индивидуальное развитие ребенка. Также Маслов говорит о том, что хоровое пение - это основной вид школьной работы по музыке. При этом считает, что введение усиленного изучения нотной грамоты легко может убить в ребенке, как музыкально чутье, так и интерес к красоте и творческому воображению. Нотная грамота, как таковая в начальной школе, должна являться лишь вспомогательным средством при обучении. Главная ценность его методики в стимулировании творческого потенциала детей.

Рекомендует Маслов уделять большое внимание развитию творческих способностей детей, считает, что творческая деятельность может проявиться:
1.В исполнении заученных песен на свой лад;

2. В единоличном сочинении мелодии на данный текст;

3. В совместном сочинении песен на заданный или свой текст;

4. В написании окончания к данному четырехтактному предложению;

5. В написании мелодии на заданный текст или ритм.

Творчество детей он видел в исполнительской интерпретации песен и в вокальной импровизации, и применял аналогичные творческие задания. Вместе с тем Маслов специально изучал возможности детей, которых учителя относили к музыкально неспособным. Обычно к таким причисляли фальшиво поющих.

В период до 30-х годов первостепенное значение приобрели проблемы: охраны детских голосов, создание специальной детской вокальной музыки. Проблема привития вокальных хоровых навыков в эти годы или вовсе не затрагивалась или рассматривалась противоречиво, непоследовательно.

С 1930 по 1941 года начинается систематическая работа над

усовершенствованием методов певческого обучения, основанных на регулярных наблюдениях за вокальным развитием детей. Подробно об этом пишут в своих работах Н. Л. Грозденская и В. Т. Соколов.

С 1941 по 1970 года важное место отводится овладению техническими навыками и развитию вокального слуха ученика (Н. Л. Грозденская, О. А. Апраксина, В. Т. Соколов, Е. Я. Гембицкая).

В 1971 году основы музыкально-педагогического процесса сформулированы О. А. Апраксиной: "Развитие слуха, музыкальной памяти необходимы для любых занятий музыкой, особенно для ее исполнения в условиях общеобразовательной школы, прежде всего, для хорового пения, в процессе которого происходит совершенствование необходимых навыков...".
Подобно Д. Б. Кабалевскому, она создает свою программу, в которой большое внимание уделяется развитию навыков хорового пения у школьников.

В наше время проблеме формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников уделяется довольно большое внимание. Это тема подробно рассматривается в методических трудах Г. А. Стулова, Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко, В. М. Никитина, Л. Б. Безбородова и др...

Следует отметить, что практически все труды, посвященные музыкальному воспитанию детей, представляют обобщения опыта их авторов, в которых отражены лучшие черты детского хорового исполнительства, использовавшегося в практике.

4.     Формирование творческих способностей у воспитанников хоровых коллективов.

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию их духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию нравственности.
Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.
Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому, выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.

Работа над песней – нескучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Педагог доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.

Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.

Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у шестилетнего ребёнка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не сформирован.

Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми1- соль1, фа1- ля1.Следовательно, в качестве материала для пения на первых занятиях, следует использовать несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному материалу миниатюры.

Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется, в работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада.

В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.

У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми1-си1. Данный диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, который ещё довольно тонкие и короткие. Следовательно, на занятиях следует добиваться ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания.

К концу второго года обучения середина певческого диапазона ребёнка укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре1-ре2. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряжённо.С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всём диапазоне до1-ре2(ми2).

Сила голоса у детей 6-ти, 8-ми лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков - mp и mf. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого - на верхних. Частое использование высоких звуков диапазона говорит о неудобной тесситуре.

У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания педагога.Следует отметить, что приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.

Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе и последовательности.
Успех работы зависит от умений учителя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.

Главная цель, которую необходимо ставить в процессе развития личности ребёнка, это формирование его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства.

Певческая деятельность является  наиболее доступным способоммузицирования. Для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них. Голос является главным орудием учителя. В задачу учителя входит не только умение петь, но и умение петь красиво, чтобы  голос нравился детям. Учитель должен уметь петь и без музыкального сопровождения и аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, обладать большой палитрой голосовых красок, разнообразием тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего голоса и, наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять.

Для того, что бы правильно спланировать работу на год необходимо  в сентябре, проводить прослушивание детей и отмечать в специальной тетради следующее:

Фамилия, Имя, класс;

Интонация ребёнка (отмечать баллами – плохую, среднюю и отличную)

Ритм (баллы)

Диапазон (отметить от и до)

Особенности характера ребёнка:

-проявляет ли интерес к занятиям;

-выполняет требования педагога;

-необщительный, общительный, внимательный, рассеянный и т.д.

Естественно, что эти записи не окончательны и приблизительны.

Очень часто заполняются не все графы сразу, а отмечается лишь самое существенное, бросающееся в глаза.

Во время прослушивания предлагается спеть любую песенку, один куплет, очень редко два. Для многих детей это задание оказывается сложным, ребёнок не может вспомнить ни одной песни. В данном случае я предлагаю несколько детских "шлягеров" из репертуара детского сада.
При выполнении данного задания проверяются интонация и умение держаться в тональности, память, диапазон, а часто и музыкальная среда, в которой растёт ребёнок (видна по репертуару, которым владеет ребёнок).

Проверка ритмического чувства проводится в форме игры в "ЭХО". Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за педагогом.
Изначально наипростейший, элементарный ритм, потом можно усложнить.  Далее на занятиях продолжается активизация ритмического чувства в музыкально-ритмических движениях по усмотрению и готовности педагога. Возвращаясь к прослушиванию, необходимо отметить, что его результаты не могут быть окончательны и, естественно, не всегда объективны.

Главной задачей первого знакомства является выявление "гудошников" и явно способных детей.

Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению детей содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.

1-ый период: подготовительный или ознакомительный.

Впервые дети узнают кто такой дирижер и что такое хор.

Для наглядности можно провести прослушивание аудио и видеозаписей,  со звучанием детского хора.

После получения сведений о том, что такое хор необходимо сказать, что и пришедшие дети могут стать хором, но для этого им придется много работать. Далее необходимо объяснить, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает "округлению" звука, его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

2-ой период: начальное освоение певческих навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокально-хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда - естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых занятийнужно приучать детей брать дыхание по дирижерскому жесту. И не лишне будет привести несколько игровых упражнений таких, как: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д.
Неоднократный показ, как делать активный вдох, постепенный выдох, не сразу, но приводит к положительному результату.

Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях, детям нужно объяснить, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и, не закидывая высоко голову. Первый год большое внимание необходимо обратить на посадкудетей на занятиях. На этом этапе было бы правильно отработать  смешанное дыхание, так как развивать какой-то определенный тип дыхания вредно, потому что в этот период дыхание у детей поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения  используется только мягкаяатака. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка.

Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяются русские народные напевы.

Огромное значение при обучении имеет знание диапазона детей, их примарные тона. "Звучащая зона" детей возраста 7ми-10ти лет расположена от ми1 - си1 (до2).

На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом".

Как же работать над дикцией в хоре? Эту проблему подробно рассматривают в своих методических трудах К. П. Виноградов, В. К. Тевлина, Л. Г. Дмитриев, Н. М. Черноиваненко и другие.

В основном выделяются два этапа работы над произношением.

Первый  этап:

Рекомендуется начинать работу с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей тембр неровный. Обычно это происходит из-за "пестроты" гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных "у", "ю", а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном формировании уделяется гласному звуку "о".

Пение упражнений на гласные "о", "ё" способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки "и", "а", "е". "И" приближено к звуку "ы", "а"- к "о", "е"- к "е".

Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь- согласную "р".

Здесь часто можно столкнуться с трудностью: дети начинают слишком чётко выговаривать текст, пение напоминает "разговор с сопровождением".

 Теряется навык "тянуть" звук. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.

Второйэтап:

Дети учатся выделять главные в смысловом отношении слова. На данном этапе необходимо несколько раз вдумчиво прочитать детям текст и попросить их самостоятельно выделить те слова, которые могут являться кульминационными. Могут возникнуть споры, поэтому очень важно выслушать как можно больше мнений. Важно обязательно следить, чтобы дети не просто назвали слово или фразу, которые надо выделить, но и объясняли. В этом возрасте важно выбирать произведения, в которых кульминация сопровождения совпадает с кульминацией текста.

Если говорить об «ансамбле», то подразумевается работа над уравновешенным, согласованным звучанием всего хора. Говоря о работе над «ансамблем», следует указать, что здесь идёт речь о воспитании ритмического, динамического и темпового видов ансамбля.

Для развития ритмического «ансамбля» необходимо петь песни с движением. Во время урока возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя. Например: "Во поле берёза стояла", "А я по лугу" (хороводная), "Стой, кто идёт" (марш).

Наиболее сложным в работе над «ансамблем»  является интонационный и динамический ансамбль. Очень часто встречаются случаи, когда ребёнок имеет сильный, выделяющийся из хора голос, который не говорит о хорошем качестве слуха. В данном случае, следует тактично объяснить ребёнку, что его громкое пение нарушает общее впечатление от песни. Динамический и интонационный ансамбль зависит так же от правильного расположения учащихся в классе. У каждого ребёнка должно быть своё место в хоре. Следует сажать хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие - это даёт возможность дифференцировать свою работу по отношению к каждой группе учеников. Здесь можно внести элемент игры- соревнования. Плохо поющие ученики слышат верное пение своей группы и интонационно подстраиваются к ним.

Работа над строем начинается с первых занятий. Очень редко у первоклассников встречается точное интонирование. Причины этого явления различны: отсутствие координации между слухом и голосом, заболевания голосового или слухового аппарата. Но при систематических занятиях у детей происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается чистая интонация в пении, которая помогает ребёнку осмыслить движение мелодии.

Во время работы над первичными певческими навыками у детей выявляется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:

1.   У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию

2.  Некрасивый тембр

3.  Пропуск согласных в конце слова их искажение

4.  Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху

5.  Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение

6.   Невосприимчивость к музыке

Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения (организация времени).

В процессе развития хоровых навыков у младших школьников следует закреплять совершенствовать и закреплять полученные умения, а не останавливаться на достигнутом:

1.  Необходимо обращаться к логике детей, для получения некоторых выводов и обобщений

2. Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением: преподаватель, магнитофонные записи, пластинки

3. Использовать в репертуаре разных по настроению произведений

4.  Повышать требования к исполнению

Третий  этап:

Даёт возможность сосредоточить максимум внимания учеников на художественно- исполнительных задачах - сознательное восприятие текста и его ясное, выразительное произношение при пении, напевность звука.

Конечно, такое деление развития хоровых навыков у детей очень условно.

Второй этап работы достаточно велик и было бы уместно его поэтапное деление, но опыт показывает, что все хоровые навыки развиваются одновременно.

До тех пор, пока не произошло формирование вокально-хоровых навыков у детей - трудно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении произведения.
   4. Вокально-хоровая работа в коллективе.

Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на уроке предусмотрено своё место. К более сильному, хорошо интонирующему ребёнку сажаю более слабого ребёнка. На занятиях поют так же не все. Сначала можно попросить спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю весь класс.

Таким образом, более слабые дети начинают слышать более сильных и подстраиваться под них.

Распевание может длитсяпримерно 3-5 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижёрский жест. Отрабатывают навыки формирования и артикуляции звуков.

В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:
Первая группа упражнений применяется вне связи, с каким либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения кроме работы над звуком, способствуют техники исполнения музыкальных оборотов.
Вторая группа упражнений формируется из каких то музыкальных фраз разучиваемого произведения, трудных музыкальных оборотов разучиваемого  произведения.
К детям семи, восьми летнего возраста уделяется большое внимание в работе над различными способами звуковедения таких, как освоение приёмов цепного дыхания, расширением диапазона.

Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений. На данном этапе вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся на два этапа работы:

-распеванияА. Яковлева

- фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые игры. На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа:
1. Упражнение для освобождения скованной челюсти

2. Упражнение, способствующее расширению диапазона

Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных "о", "а", "у". Для более чистого интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.

5.     Методика работы над песней

Перед первым слушанием песни очень кратко рассказываю об авторе стихов и композиторе, написавшем песню.Новое произведение исполняется целиком, максимально выразительно. Хорошо, если бы имелась запись, на которой детский хор исполняет данное произведение. После прослушивания можно сравнить исполнение и выявить то, которое наиболее образно и глубже раскрывает содержание произведения.
При первом исполнении произведения необходимо показать, к чему должен стремиться ребёнок при исполнении песни.
После показа дети должны рассказывать о содержании песни,  остановиться на непонятных словах, проанализировать в общих чертах характер музыки: восходящее, нисходящее движение мелодии, скачки в мелодии.
При разучивании педагогу необходимо чётко показывать штрихи, дыхание, показывая утрированным жестом рук, что даст желаемое качества пения. На этом этапе необходимо работать над привитием навыков протяжного пения (пропевание, протягивание гласного звука), а также уделять внимание правильному вокальному делению на слоги.
Перед показом произведения необходимо у себя в партитуре проставить все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамика, фразировка. Заранее продумать все сложности произведения: сложности в тексте, в форме, фразировке, дыхании.

Разучивание должно проходить частями: фразы, предложения, куплеты. Перед началом пения необходимо 2-3 раза пропеть детям фрагмент, предназначенный для разучивания, при этом необходимо высотное тактирование, чтобы детям было легче запомнить движение мелодии. Каждый раз перед пропеванием ставятся новые задачи перед детьми: пропой про себя с учителем; определи, какие слова являются главными в смысловом отношении и т. д.

В работе лучше всего использовать  метод заучивания по слуху. После разучивания по фразам необходимо спеть весь куплет целиком, при этом у детей должен остаться целостный образ. Целиком произведение выучивается за 3-4 занятия - сюда входит и не только выучивание текста и чистое интонирование, но и выполнение всех общих задач.

Для того, что бы детям не было скучно, на одном занятии необходимо работать с 2мя -3мя песнями. Желательно в каждом произведении - ставить различные цели и задачи, в одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразировкой, дыханием и т.д.

Большое место в хоровой работе уделяется тексту. Текст учим только вместе с мелодией, так как хорошо выученная мелодия не гарантирует качества вокального звучания. Мало знать только текст, необходимо каждое слово "впеть", соединить его с определённой высотой звучания, "облагородить". Нарушение этого правила приводит к тому, что хорошо звучит у детей лишь первый куплет, а остальные- всё хуже и хуже.
Очень важно, чтобы дети глубоко проникли в художественный образ произведения. Для этого необходимо прочитать детям текст, после чего обсудить содержание произведения, при наличии нескольких куплетов - содержание каждого куплета. Научить детей сопереживать, сочувствовать, задумываться - вот цель учебно-воспитательной работы педагога.
Очень тщательно рассматривается песенный репертуар - по принципу его доступности, то есть исходя из реальных певческих возможностей детей, с учетом их возрастных особенностей. При отборе песен особое внимание уделяется техническим возможностям голосового аппарата и уровню подготовке детей: диапазон, характер звуковедения, дыхание, дикция, ансамбль, строй. И здесь естественным образом  возникает вопрос, чем же руководствоваться при выборе репертуара для детей? В большинстве случаев дву-трех нотная песня усваивается гораздо труднее, чем более или менее развернутая мелодия, поскольку она более интересна и выразительна, чем ограниченная.

Но при этом не следует забывать, что на самых первых занятиях, когда детский голос неустойчив, следует использовать именно двух-трех нотные песни с несложным ритмическим рисунком.

 В связи с этим можно использовать следующие сборники песен для детей:
1. Лядов: "Шесть детских пьес на народные тексты". Тетрадь 1 для первого класса.

2.Гречанинов:"Петушок" (для первого класса).

3."Ай-ду-ду" (второй-третий класс)

4. Кюи: "17 детских песен" (для первого и второго класса)

5. "Еще 17 детских песен" (для третьего класса)

6. Заключение

В предлагаемой работе была рассмотрена проблема становления навыков хорового пения на уроках музыки у детей возраста.
Тема охватила круг вопросов, которые основываются на системах музыкально-хорового воспитания следующих авторов: Тевлиной В. К., Гладкой С., Черноиваненко Н., Дмитриевой Л. Г., Виноградова К. П..
Эти системы получили дальнейшее развитие и на современном этапе, поскольку музыкально-хоровое воспитание является частью интегрированной системы подготовки личности.

Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В хорах учреждений дополнительного образования дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. В связи с этим, можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования целенаправленным и последовательным.

 7.Список используемой литературы

1. Тевлина В.К. "Вокально-хоровая работа" в кн. "Музыкальное воспитание в школе". Выпуск 15 Москва 1982 год;

2. Виноградов К.П. "Работа над дикцией в хоре". Москва "Музыка" 1967 год;

3. Сергеев А.А. "Воспитание детского голоса". Москва "Академия педагогических наук РСФСР" 1950 год;

4. Урбанович Г. "Певческий голос учителя музыки" в кн. "Музыкальное воспитание в школе" выпуск 12.Москва 1977 год;

5. "Из истории музыкального воспитания". Составитель-Апраксина О.А. Москва "Просвещение"1990 год;

6. Стулова Г.Г. "Хоровой класс" Москва "Просвещение" 1988 год;

7. "Планета детства". Составитель: Озерова Н. Н. Санкт-Петербург 1994 год;
8."Хрестоматия по методике музыкального воспитания". Составитель-Апраксина О.О. Москва "Просвещение" 1987 год;

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения