Ольга Николаевна
Должность:Редактор
Группа:Команда портала
Страна:Украина
Регион:Харьков
12.05.2013
0
1296
0

«Образы моря в литературе, живописи и музыке»





Казахстан, г. Караганда

КГКП "Школа искусств №2"

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Кузнецова Марина Геннадьевна

«Образы моря в литературе,

живописи и музыке»

Цель:  ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.

Задачи:

а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, выработать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода в изучении произведений;

б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал;

в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.

Литератор(Л) – Ребята, перед вами – картины моря ˂слайд№2, №3˃А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?

Дети (Д) – В нём есть какая-то тайна и огромная сила.

Л. - Тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов ˂слайд №4˃.

Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)

˂Слайд №5˃Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе.

˂Слайд №6˃«И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А. С. Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).

К морю как к живому собеседнику обращается поэт в своём стихотворении. Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами).  Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим выражениям, мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?

Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)

Л. - Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?

Д. - Свободная стихия

Л. - ˂слайд №7˃Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?

Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения ˂слайд №8˃

Л. - Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?

Д. – Олицетворением ˂слайд №9˃

Л. - В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?

Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.

Л. -˂слайд №10˃Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?

Д. - Романтизм. ˂слайд №11˃ И герой нашего стихотворения – тоже романтик.

Л. - Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет  значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. ˂Слайд №12˃Назовите их.

Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая ˂слайд №13˃

Л. - Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?

Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.

Л. - На примере стихотворения А. С. Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

 Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник  не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. ˂Слайд №14˃ Слово «морская» по-латыни звучит как «marina». Поэтому и художников называли…  

Д -  Маринистами.

Х. -  Можете ли назвать фамилии художников-маринистов?

Д. -  Художник Айвазовский.

Х. - ˂слайд №15˃  Иван Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы получили известность в Англии, Франции, Италии.  Русские вельможи  наперебой заказывали ему картины.   Знакомство и дружба с Пушкиным  наложили  отпечаток   на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Сочетание  поэзии и музыки  «выплеснулось» в особенности живописной манеры Айвазовского. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве.  Мы сейчас будем знакомиться с его работами, анализировать их. Но у живописи - свой язык выразительных средств, свои специфические термины. Назовите их.                                                        

Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма ˂слайд №16˃

Х. - Давайте  вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины ( далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Капри» ˂слайд №17˃, «Девятый вал» ˂слайд №18˃,  «Морской берег. Прощание» ˂слайд №19˃, «Кавказские горы с моря»˂слайд №20˃).                                                                 

Х. – Если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах  художник хотел выразить  мотивы противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе.  И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.                   

Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): К какому виду искусства относится стихотворение?

Дети (Д.) - К литературе

М. - А произведение живописи?

Д. - К изобразительному искусству

 М. - Симфоническое произведение?

Д. - К музыке

М. - Из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?

Д. - Самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.

М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - о симфонической сюите русского композитора Н. А. Римского-Корсакова "Шехеразада". ˂слайд №21˃ Николай Андреевич  Римский-Корсаков  в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими  и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

 

М.- Героиней каких сказок является Шехеразада?

Д. - Восточных

М. - Как называется сборник арабских сказок? ˂слайд №22˃

Д. - "1001 ночь"

М. -  ˂слайд №23˃(вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада  -  жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому и вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?

Д. - Тиран.

М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).

Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?

Д. - С надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.

М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?

Д. - Аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере Султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.

М.- Я сыграла вам тему Султана для того, чтобы вы

а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;

б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве со стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какою должна быть динамика?

Д. - Мощное звучание

М. -  Соло или оркестровое tutti?

Д. - Тutti

М. - Предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?

Д. - Медные духовые

М. - Регистр темы

Д. - Низкий и средний ˂слайд №24˃. Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых  и реальных  результатов.

Если обобщить всё, вами сказанное, то получится такая таблица ˂слайд №25˃, из которой понятно, что образы Моря и Султана охарактеризованы почти аналогичными средствами.

М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий  художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления. О чём говорит похожесть тем Султана и Моря?

Д. - О близости характеров

М.- Более того, композитор размещает темы Моря и Султана рядом, но для чего - чтобы противопоставить их друг другу или уравнять их?

Д. - Чтобы указать на тождество их

М. -Почему?  Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?

Д. - Как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных. 

М. – Какую роль в сюите играет морской пейзаж?

Д. – Аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую. 

Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:

Д. - Смиренный парус рыбарей,

       Твоею прихотью хранимый,

      Скользит отважно средь зыбей:

      Но ты взыграл, неодолимый,-

      И стая тонет кораблей.

Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шехеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?

Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.

 Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Внимательно анализировали репродукции, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин).

Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.

Домашнее задание:  выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «К морю». Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

 Использованные материалы

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.

2.  Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н. И. Русская литература. -  Москва: Просвещение, 1973.

3. Альбом  Римский-Корсаков Н. А. – Москва: Музыка, 1988.

4. Кандинский А. И., Орлова Е. М.  Русская музыкальная литература, вып. 3. – Ленинград: Музыка, 1981.

5. Соловцов А. Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва:  Музыка, 1984.

Интернет-ресурсы

http://www.peoples.ru/art/painter/aivazovskiy/aivazovskiy_ivan.jpg

 http://img.labirint.ru/images/news/5541_1281090358.jpg

http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-Mtsyri/0002-002-Skhodstvo-M.JU.-Lermontova-i-ego-geroja-Mtsyri.png

http://www.stihi.ru/pics/2012/12/01/9948.jpg

http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=3/38/Zhukovsky_1815.jpg/800px-Zhukovsky_1815.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/187/48187205_GYUGO.jpg

http://bookerslive.ru/wp-content/uploads/-182878_35036337.jpg

http://www.livejournal.ru/static/files/themes/quote/11880_g01.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/474/24474617_photo64.jpg

http://gorodlip.ru/klient/ecology/31o1+.jpg

http://www.proza.ru/pics/2009/03/11/431.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/673/46673951_1248380293_00044149.jpg

http://ajvazovskyj.ucoz.com/_ph/1/914766058.jpg

http://vse-skazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/a/arabskie/Racckaz_ob_Ync-al_2.jpg

http://newshot.ru/uploads/posts/2012-02/1329830650_noch.jpg

http://100oper.ru/wp-content/uploads/2012/07/rimsky-korsakov.jpg

http://900igr.net/datai/geografija/Iskusstvo-Armenii/0006-005-ZHivopis-i-skulptura.jpg

http://www.tarihnotlari.com/wp-content/uploads/2011/10/Dokuzuncu-Dalga.jpg

http://www.artrussia.ru/pic_w/w079_400.jpg

 http://cs4409.userapi.com/u67083590/-7/x_6883ebfb.jpg

  http://im6-tub-kz.yandex.net/i?id=83091257-12-72&n=21

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения