Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Москва
07.10.2017
0
79
0

Методические рекомендации по развитию навыков слухового анализа музыки в ДМШ

Солкина Н.Н.,
преподаватель класса теории музыки
МБУ ДО «Школа искусств им. С. Сайдашева» 
с.Высокая Гора,Республика Татарстан

В постановке занятий по слуховому анализу музыки необходимо продумать много факторов, правильно организовать процесс восприятия, чтобы достичь поставленной цели – развить музыкальное мышление, сформировать эстетический вкус.

Структуру таких занятий составляет:

  1. Выбор музыкального материала для слушания;
  2. Вступительное слово педагога, сосредоточивающее внимание учащихся;
  3. Прослушивание произведения и его анализ учащимися;
  4. Выводы.

Для воспитания активного восприятия музыки, развития музыкально – слуховых представлений учащихся необходимо анализировать произведения разных жанров, стилей, форм, с ярким образным содержанием, с программой и без нее.

Целесообразно в первую очередь осваивать небольшие структуры – период, простую двухчастную, трехчастную формы, а затем вариации, рондо.

Для развития восприятия музыки необходимо включать программную и непрограммную музыку. Это позволяет знакомить детей с разнообразными по содержанию явлениями музыкального искусства. Программная музыка отличается образной конкретностью, облегчает процесс восприятия. Название  пьесы направляет воображение детей на формирование определенных образов, соответствующих содержанию данной музыки. Однако дети не должны слушать только программную музыку, так как впоследствии в непрограммных пьесах они всегда будут искать определенный сюжет. Необходимо объяснить им, что музыка выражает не столько конкретные явления жизни, но в большей степени эмоции, переживания. Поэтому в развитии восприятия музыки необходимо одновременно использовать программные и непрограммные произведения.

На начальной стадии воспитания навыков слухового анализа следует слушать пьесы, включающие контрастный музыкальный материал, так как внимание детей лучше всего фиксирует контраст в музыке. В процессе воспитания слуховых навыков учащихся необходимо, усложняя требования, предлагать произведения с вариационным принципом развития тематизма.

Полезно использовать в работе метод сопоставления, сравнивая несколько пьес, контрастных между собой в отношении образного содержания, настроения («Забавный танец» Р. Яхина и «Украинская мелодия» И. Берковича, грустного характера); формы, фиксируя внимание детей на различие этих форм («В гондоле» Р. Шуман – простая двухчастная форма и «Муха и шмель» С. Разоренов – простая трехчастная форма); жанра («Вальс» Р. Сальманова, «Марш» С. Прокофьева, «Вьюн над водой» русская народная песня, обработка П. Савинцева), а также анализировать контрастные пьесы внутри одного жанра («Медленный вальс» Д. Кабалевского и «Маленький вальс» Я. Сибелиуса светлого характера).

Для выяснения роли средств музыкальной выразительности в создании определенного образа следует использовать метод сравнения, изменяя тот или иной элемент музыкального высказывания (лад, ритм, темп, регистр и т.д.) в исполнении музыкальной пьесы. Применяя метод сравнения в вариационных формах, удобно определять различное в сходном, находить что-то новое в разных вариациях. Кроме того, внимание учеников необходимо направлять и на определение сходного в различном. Например, можно сравнивать пьесы разного характера, но в рамках одного жанра.

Приступая к анализу музыкального произведения на уроке, педагог должен предварить прослушивание музыки кратким вступительным словом. Цель такого вступления – заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание. Во вступлении сообщается о композиторе, написавшем пьесу, указывается ее название. Однако перед слушанием произведения можно и не говорить названия. В этом случае развивается целостное, непосредственное, непредвзятое впечатление. Изредка, перед прослушиванием, можно проводить увлекательную игру, развивающую творческое воображение детей, их музыкальное мышление. Суть состоит в том, что говорится название пьесы, а затем предлагается детям мысленно вообразить музыку, какую бы они хотели услышать. Далее ученики слушают пьесу и сравнивают ее со своим вариантом.

Для активизации восприятия музыки важно, чтобы вопросы к учащимся были заданы до прослушивания. Правильная постановка вопросов делает восприятие более целенаправленным. Рекомендуется задавать такое количество вопросов, которое бы сконцентрировало внимание при однократном прослушивании. Кроме того, вопросы должны настроить учеников на внимательное прослушивание музыки до конца.

В первую очередь ставиться вопрос о характере музыки. Так как первый этап слушания музыки, в соответствии с психологическими особенностями, характеризуется эмоциональным восприятием, то другие вопросы могут помешать эмоциональности восприятия. Часто дети затрудняются давать словесное определение характера, настроения музыкального произведения. В этом видится несколько причин: бедный словарный запас, слабо развитые навыки слухового анализа музыки. На начальном этапе развития слушательских умений можно предложить детям словарь характеристик эмоционально – образного содержания музыки. Важно, чтобы дети тоньше могли различать оттенки одного настроения, а не ограничивались однозначными определениями – «веселый» или «грустный» характер. Полезно в этом отношении сравнивать на слух несколько пьес, имеющих близкое общее настроение, но в каждом отдельном случае различные его оттенки.

Обсудив настроение, характер произведения после первого прослушивания, затем следует анализировать элементы музыкальной речи для осознания их выразительной роли в воплощении замысла, художественного образа.

Важный принцип в восприятии музыкального произведения – многократность прослушивания. Это связано с главной особенностью психологии восприятия музыки – фрагментарности. Фрагментарность восприятия обуславливается несколькими причинами: 1. Несоответствие между временем, необходимым для освоения музыки и реальным временем звучания произведения; 2. Накопленный слушательский опыт. Воспринимаемые вначале фрагменты музыки в дальнейшем группируются во взаимосвязанные структуры. Следовательно, музыкальное произведение, предложенное для слухового анализа, необходимо прослушать несколько раз (3-4) для его полного осмысления. С каждым повторением слух учеников обогащается новыми наблюдениями.

В процессе анализа выразительных средств музыки могут быть поставлены следующие вопросы, выводящие учеников на определнные формы:

  1. Настроение, выраженное в данной пьесе. Ее характер. Изменение его на протяжении всей пьесы. Определение жанра.
  2. Тематизм и тематическое развитие – точные повторы или изменения, способы изменения. Появление нового построения, отличного от предыдущего или близкого ему.
  3. Определение формы, количества разделов (частей) произведения.
  4. Фактура музыкального произведения.
  5. Роль динамики, регистра, ритма, темпа, лада.

Для постижения замысла произведения очень важно научить детей анализировать на слух принципы развития музыкального материала, типы его изложения (экспозиционный, серединный, заключительный),  конструктивные особенности музыки. Необходимо специально направлять на это внимание детей, задавая вопросы – «изменяется ли музыка в пьесе? Если изменяется, то каким образом – появляется новый музыкальный материал, либо развивается первоначальная тема – проводится целиком с изменением некоторых средств выразительности или только часть темы? Повторяется ли музыка?»

В определении музыкальной формы, ее частей очень важно услышать расчленеие музыкального материала. В этом отошении необходимо обращать внимание учащихся на половинные (относительно устойчивые) и полные совершенные (устойчивые) каденции, ритмические остановки, начало повтора музыкального материала, появление новой музыкальной мысли. Чтобы определить функции частей формы, необходимо сравнить их, предлагая детям услышать устойчивость, цельность, тематическое, тональное единство, самостоятельность, оформленность при изложении темы; тональную неустойчивость, преобладание неустойчивой гармонии, проведение отдельных элементов темы, секвенции в развивающих разделах.

В периоде нужно постараться почувствовать цельность, завершенность в изложении музыкальной мысли, расчлененность на два предложения половинной каденцией, наличие повторности в предложениях.

В вариациях необходимо заметить, что основная тема повторяется, но с изменением, и выявить это различие. Полезно сравнить вариации, отметить, чем они отличаются друг от друга.

В форме рондо нужно направить внимание учащихся на неоднократное возвращение основной темы и ее чередование с другими контрастными музыкальными эпизодами, определить, какими средствами достигается контраст между эпизодами и рефреном.

Начало смены музыкального материала или его повтор ученики во время прослушивания могут отмечать, поднимая руку (на начальном этапе обучения). Затем, давая понятие о музыкальных формах, составляется буквенная схема (АВА; АВ; АА1А2 А3; АВАСА) или используются разноцветные квадраты, соответствующие разделам формы и смене характера, где цвет фиксирует различие. Применение таких квадратов предпочтительнее, так как они дают более наглядные представления.

 Известно, что произведение воспринимается глубже в процессе активной самостоятельной деятельности учащихся. Активизация восприятия музыки достигается включением в работу не только слуха, но и зрения, моторики. Психологические и педагогические исследования показывают, что слуховое опознание музыки непосредственно связано с моторными реакциями организма. Именно эти реакции отражают ритмическую сторону музыки. Вследствие этого большую роль на раннем этапе развития музыкального восприятия играют внешние движения: показ рукой высотных соотношений звуков при пении, движения под музыку.

Необходимо подбирать удобные для вокализации пьесы. Проанализировав на слух произведение, осознав его содержание, прочувствовав настроение, мелодию пьесы полезно пропеть в соответствии с характером, динамическими оттенками, показывая рукой высоту звуков. Подпевать нужно тихо, чтобы слышно было музыку. В других произведениях, неудобных для пения, а также в танцевальной, маршевой музыке, можно с помощью ударных инструментов (бубен, барабан, ложки, треугольник), сопровождающих мелодию, передать ее ритмический рисунок, метрические особенности. Для осознания роли различных выразительных средств (регистр, динамика, артикуляция) в создании музыкального образа можно использовать прием оркестровки. Ученики выбирают тембры инструментов в соответствии с их выразительными и изобразительными возможностями.

Опора на зрительные ассоциации также способствует более глубокому восприятию музыки. Так, после анализа произведения на слух, когда у детей уже сложились представления о музыкальном образе, желательно показать репродукцию картины, иллюстрацию, соответствующую настроению музыки.

Проводя аналогии с другими видами искусства, также после прослушивания можно прочитать стихи, близкие по настроению.

Показ картины, чтение стихов до прослушивания отвлекает от восприятия музыки, мешает созданию целостного музыкального образа.

Развитию музыкального восприятия способствует и такая творческая деятельность детей, как рисование. Ученики с помощью красок, линий выражают содержание музыкального произведения. Такая работа развивает воображение детей, помогает ярче представить музыкальный образ. От изображения конкретных образов полезно перейти к воплощению в рисунке отдельных выразительных средств, используя сопоставление или плавные переходы тонов, сочетание линий и цвета. Выбор цвета должен соответствовать настроению, характеру музыки.

На первый взглад кажется, что опора на зрительные, двигательные, литературно – речевые ассоциации в работе по развитию навыков слухового анализа отвлекает от восприятия музыки. Однако это в значительной степени позволяет направлять внимание слушателя на выявление особенностей музыкальной речи, поэтому использование этих средств оправдано.

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения