Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Москва
17.12.2016
0
154
0

Технологическая карта урока По теме: « Развитие навыка чтения с листа на уроке скрипки»

Царенко Виктория Валентиновна,

преподаватель скрипки

МБУДО  "Коктебельская ДШИ" пгт.Коктебель,

г.Феодосия,Республика Крым,Россия

Цели  урока: формирование  навыка чтения с листа через актуализацию теоретических знаний.

 

  8. Задачи:

 

Образовательные:   - обучить ученика принципам работы по чтению нот с листа, активизируя его знания, память,

                                     внимание;

                                   - продолжить   закрепление следующих специальных умений по предметам «сольфеджио»,     

                                    «специальность»: определение размера, тональности, длительностей, ритмического   рисунка,

                                     штрихов и др.;

                                    - создать условия для отработки навыков и умений по чтению с листа;

 Развивающие :        - развить у ученицы навыки чтения нот с листа и применить их на практике, включая в процесс

                                     работу внимания, слуха, теоретических знаний;

                                     - развивать умение анализировать нотный текст, сравнивать и делать выводы;

                                     - содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;

 Воспитательные:    - воспитание внимания и работоспособности на уроке;

                                     - воспитание умения работать в нестандартных условиях;

                                     - воспитать у ученицы самостоятельность в применении полученных навыков при чтении нот

                                       с листа.

 

9. Дидактические средства

    1. Для преподавателя:

                                    - музыкальный ряд: исполнение произведения преподавателем, просмотр видеозаписей.

     2. Для обучающихся:

                                     - скрипка, фортепиано, нотный материал для работы на уроке.

  10. Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.

 

Применение педагогических технологий: технологии развивающего обучения, исследовательского обучения.

 

Планируемый результат (УУД):

 

Личностные:

проявлять  интерес к теме урока, желание на практике применить свои знания;

Метапредметные:

 • Познавательные УУД:

- умение преобразовывать теоретические знания с целью выявления общих законов, определяющих навыки чтения с листа;

- продолжить формирование навыка  чтения с листа.

• Регулятивные УУД:

­- выполнять учебные задания в соответствии с целью урока;

­- соотносить приобретенные знания  с задачами по  чтению с листа;

­- выполнять учебное действие в соответствии с планом урока.

• Коммуникативные УУД:

­- четко формулировать ответ;

­­- вести диалог с преподавателем и находить общее решение;

­- грамотно использовать знания теоретической  базы  для представления результата урока.

Предметные:

-  вывести алгоритм работы с новым нотным материалом.

 

Пояснительная записка к открытому уроку

«Развитие навыков чтения с листа на уроке специальности (скрипка)

Проблема чтения нот с листа приобретает актуальное значение и становится одной из интересных проблем музыкальной педагогики сегодняшнего дня, так как сформированный навык чтения с листа является одним из важнейших компонентов в комплексе знаний, умений и навыков, которые должен получить обучающийся на уроках специального класса в Детской школе искусств.

Чтение нот с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманном композитором без предварительного проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и выполнением всех авторских указаний.

Навык чтения нот с листа считается достаточно сложным, и этой  работой  следует заниматься систематически с самого начала занятий с  обучающимися, включая соответствующие задания на уроках специальности.

Совершенно очевидно, что читать ноты с листа в той или иной степени может любой обучающийся игре на каком - либо инструменте. Преимущества же хорошо читающего очевидны. Приступая к работе над новым произведением, такой музыкант затратит на его разбор значительно меньше времени, гораздо быстрее разберется в нотном тексте, что в свою очередь поможет ему быстрее охватить произведение в целом, уяснить его художественный замысел. Другой же, плохо читающий ноты с листа, приступив к работе, долго будет «читать по слогам» новое произведение, с трудом представляя себе, как оно должно звучать в действительности. Совершенно ясно, что в первоначальной стадии работы над музыкальным произведением хорошее чтение с листа несет неоценимую службу.

 

Одни считают, что главное при чтении с листа – это природные данные, способности, или, пожалуй, совокупность различных способностей (слух, ритм, память, внимание, моторная приспособляемость). Другие же отстаивают ту же точку зрения, что научить можно любого – надо только правильно взяться за дело, т. е. применять специальную методику.

В условиях музыкальной школы, где учатся дети с разной степенью одаренности, нельзя надеяться на то, что обучающиеся с легкостью  будут  читать с листа. Для формирования этого навыка нужна кропотливая работа преподавателя и обучающегося.

На  начальном  этапе  работы над чтением с листа детям трудно исполнить сразу музыкальное произведение целиком. Для того чтобы назвать ноты, разобрать длительности, определить размер, ритм, необходим определенный опыт.

Вначале обучающемуся необходимо привыкнуть к нотам, к их графическому изображению, учиться находить ноты-звуки на инструменте. Хлопая в ладоши, он учится различать длительности нот, запоминать простые ритмические рисунки, которые затем можно исполнить на открытых струнах, используя типовые штрихи.

Когда начинающий музыкант научился уверенно читать простые ритмы, можно перейти к игре небольших песенок с поступенным движением мелодии, повторяющимися нотами и ритмом.

При чтении с листа желательно брать простые и короткие мелодии в 1-ой позиции в размерах 2/4, 4/4 и 3/4. Следует выбирать удобные тональности: C-dur, a-moll, D-dur, h-moll, A-dur, fis-moll, E-dur. Кроме того, необходимо развивать умение обучающегося смотреть вперед, охватывая взглядом следующие такты, мысленно пропевая исполняемую мелодию.

Можно выделить основные направления формирования навыка чтения с листа:

- необходимо формировать умение ученика осуществлять предварительный анализ глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с преподавателем;

-  учить определять жанр и характер произведения по формулам сопровождения, понимать образное содержание произведения;

-  обладать ощущением единой ритмической пульсации, мыслить с опорой на сильные доли, устремляя все внимание на непрерывность читаемого текста;

-  ученик должен уметь быстро группировать ноты, объединять их по смыслу;

- уметь определять похожие интонации – восходящее движение, нисходящее, арпеджированное, опевание звука и др.

 - практическое знание аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов;

-  уметь ориентироваться на грифе, не отвлекаясь от нотной записи текста, развивать тактильные ощущения;

 - осознавать фразировку, музыкальные предложения, период, различать структуру в простых музыкальных формах;

-  понимать сходство и различие мотивов, фраз, предложений, понимать художественный образ произведения;

 -  развивать память ученика.

         Очень полезна для чтения с листа ансамблевая игра с преподавателем. Ансамблевое исполнение более быстро прививает учащимся многие необходимые навыки: умение хорошо слушать партнера, регулировать звучности партий, добиваться ритмической слаженности, вступать в нужное время.

При занятиях в классе не следует оставлять работу по чтению с листа на конец урока, т.к., за обилием повседневных задач на это часто не остается времени. Наиболее правильно уделить время для чтения где-нибудь в середине урока, при этом перемена вида работы позволит намного активизировать общий тон занятий.

Работа по чтению нот с листа открывает перед учениками широкое поле деятельности, и знания, полученные ими по теоретическим дисциплинам, прочно закрепляются в специальном классе.

Систематическая продуманная работа над чтением с листа, ее правильное соотношение с прохождением основной программы  не только способствует более быстрому продвижению ученика, но, что не менее важно, пробуждает интерес к предмету, воочию убеждает в его необходимости. 

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения