Редактор
Должность:Редактор
Группа:Мир учителя
Страна:Россия
Регион:Москва
30.11.2016
0
415
2

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине ОУД.02 Иностранный язык Викторина «Great Britain»

 Кичигина У.Н.,

преподаватель иностранного языка,

ГБПОУ Стерлитамакский химико-технологический колледж

г.Стерлитамак,Республика Башкортостан,Россия

ВВЕДЕНИЕ      

         Создаются новые политические, социально-экономические и культурные реалии не только в России но и во всем мире. Происходит интенсивное развитие международных связей между российскими и зарубежными предприятиями, фирмами, организациями, расширение прямых связей между российскими и зарубежными образовательными учреждениями. На этом фоне резко возрастает потребность в квалифицированных специалистах с высоким уровнем владения иностранными языками. В настоящее время просто необходимо повышение уровня владения иностранным языком обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами и международными требованиями. В этом и заключается актуальность данной разработки.

          Проведение внеклассного мероприятия на тему «Great Britain» («Великобритания») способствует развитию коммуникативной компетенции, в рамках которой  формируются её лингвистические, социолингвистические, социальные и предметные компоненты.

         Основной целью внеклассного мероприятия на тему «Great Britain» («Великобритания») является ознакомление обучающихся с интересными, малоизвестными фактами по географии, истории, культуре Великобритании.

Структура методической разработки включает: введение, аналитическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Great Britain» («Великобритания») может быть использована преподавателями иностранного языка на любом этапе обучения.                

В методической разработке планируютсяследующие результаты работы:

üинформационная компетентность в области страноведения по английскому языку;

üактивизация умственно-речевой деятельности обучающихся;

üформирование и развитие познавательных способностей обучающихся, их интереса к дисциплине ОУД.02 Иностранный язык;

üтворческое раскрытие коммуникативных умений при обсуждении страноведческих фактов;

üвоспитание жизненной активности и инициативности;

üвоспитание сознательного отношения к учебе, активной жизненной позиции, правильного поведения в коллективе.

 

Аналитическая часть

         Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Современное общество заинтересовано в специалистах с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. И как следствие, одним из важных направлений в системе образования становится разработка и внедрение современных технологий, соответствующих требованиям времени.

         Данная методическая разработка внеклассного мероприятия призвана продемонстрировать работу педагога по использованию компетентностно-ориентированного подхода, деятельностного подхода, а также здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)  в образовательной и воспитательной работе.

         Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) – это главная цель обучения при компетентностно-ориентированном подходе. При данном подходе значимым моментом является формирование ключевых компетенций у обучающихся (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования).Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация компетентностно-ориентированного подхода – это важное условие повышения качества образования.

  Деятельностный подход заключается в том, что обучающиеся «открывают» знания сами, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Педагог лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. В условиях деятельностного подхода личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, обучающийся учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности обучающийся становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Здоровье­сберегающие технологии – это технологии, направленные на со­хранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов обра­зовательного процесса.Для организации благоприятного климата на уроках иностранного языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучающихся используются элементы здоровьесберегающих технологий: снятие умственного напряжения, предоставление студентам небольшого отдыха-разгрузки, вызов положительных эмоций, хорошего настроения, что ведет к улучшению усвоения материала. По словам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению воспитанию, построенный на стремлении не нанести ущерб здоровью учащихся. Психолого-педагогические технологии здоровьясбережения заключаются в снятии эмоционального напряжения, создании благоприятного психологического климата, охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни, комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

         Современное общество часто называют информационным, и это совсем не случайно. В наше время перед профессиональным образованием стоит проблема – подготовить к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения. Задачей преподавателя является сформировать у обучающегося информационную компетентность. Одним из вариантов решения этой задачи является проведение уроков с использованием ИКТ технологий.

          Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации. Информационные технологии обучения – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.Информационные технологиисоздают новые возможности передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. Главной целью информатизации является подготовка  обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. С помощью ИКТ технологии возможно решить целый спектр дидактических задач: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самоподготовки; индивидуализация работы самого преподавателя; ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; усиление мотивации к обучению; активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения.

         Коммуникативная технологиянаправлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы обучающихся на уроке, воплощение так называемого «обучения в сотрудничестве», в парах и группах. Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге. Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию преподавателя: он равноправный собеседник, консультант и помощник,  причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла. Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности – значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.

 Принцип активности обучающегося в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. В современном образовании возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся  игровые технологии.    Игровые технологии  являются одной из уникальных технологий, которые позволят сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действия активизирует познавательную деятельность. Использование игровых методов в обучении формирует у обучающихся такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к процессу обучения и к дисциплине. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с преподавателем и одногруппниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки. Специфическое влияние игровых приёмов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних отставание в темпе работы, у других – замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.

         Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную (освоение диалектики общения);

-   самореализации;

-   игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

-   диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

-   функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

-   межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);

- социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения).

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в  современном образовании, делающим ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность может использоваться в следующих случаях:

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-   в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-   как технологии внеклассной работы.

      Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  

        В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Типология игр обширна. Игры разделяют по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

        Обширна и типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

        По предметной области выделяются игры по дисциплинам. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Классификационные параметры игровых технологий могут быть по уровню применения, по философской основе, по основному фактору развития, по концепции усвоения опыта, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания, по типу управления, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по направлению модернизации, по категории обучаемых.

Спектр целевых ориентаций игр:

•   дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

•   воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

•   развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

         Внеклассное мероприятие данной методической разработки проводится в форме викторины. Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Викторина – это, прежде всего, соревновательная игра. Занько С. Ф. отмечает, что в основе типологии учебных игр вообще лежит представление о соревновательных играх как связующем моменте между имитационными и ролевыми играми.

Проводя викторину как соревновательную игру по иностранному языку, необходимо знать основные правила проведения викторины и этапы её реализации. Занько С. Ф. выделил пять специфических дидактических условий подготовки и проведения соревновательной игры. 1. Процесс соревновательной игры возможен, если между обучающимися будет организовано командное соревнование. Первый шаг в организации соревновательной игры – распределение обучающихся на команды. 2. Процесс соревновательной игры возможен, если все команды будут состязаться в выполнении конкретной практической деятельности, заканчивающейся получением одного и того же продукта. 3. Процесс соревновательной игры возможен, если все участники будут состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности, выполняемой командой. Смысл этого шага организации соревнования заключается в углублении отношений кооперации между обучающимися внутри команды. 4. Процесс соревновательной игры возможен, если соревнование будет предусматривать организацию взаимного пооперационного контроля правильности выполнения действий каждым обучающимся со стороны остальных участников соревнования. 5. Процесс соревновательной игры возможен, если в ходе игры и по её завершении будет проводиться подсчёт результатов и выявления победителей, занявших в соревновании 1, 2, 3 места.

Сидорович М. В. определяет викторину как особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения победителей конкурса, а также видами суммой вознаграждения за правильные ответы.

Щеглова И. Н. считает, что викторина – это одна из форм развития творческой активности. Викторины, по её мнению, как и любой другой интерактивный урок, проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить изученный на учебных занятиях материал, побудить обучающихся к творческому отбору информации, предложенной в различных источниках, сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление. Шеглова И. Н. утверждает, что при проведении викторины преподаватель стремится: 1.  мобилизовать знания обучающихся; 2.  использовать их умение самостоятельно работать с книгой, газетой, журналом, справочником; 3.  создать возможность для высказывания своей точки зрения каждому обучающемуся; 4.  учесть особенности каждого; 5.  включать в программу викторины задания, в которых бы студенты смогли совершенствовать свои профессиональные навыки.

Лысенкова Н. А. определяет викторину как игру: «Викторина – это игра, заключающаяся в ответах на устные и письменные вопросы из различных областей знания, позволяющая в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания обучающихся, продемонстрировать их использование на практике». С её точки зрения, викторины способствуют формированию системы способов познания окружающего мира, построению самостоятельного процесса поиска, обобщению и использованию полученной информации. Как и многие современные исследователи, она считает игру – викторину одним из условий реализации системно – деятельностного подхода в обучении: «Разнообразный материал учебных предметов может быть легче усвоен обучающимися тогда, когда изучение происходит при оживлённом участии обучающихся. Именно при этих условиях мы воспитываем инициативных, умелых и энергичных людей». Автор статьи также выделяет основные функции викторин: а) Развитие и тренировка памяти; б) Вырабатывание настойчивости, способности логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать; в)  Совершенствование умения ориентироваться в мире научной информации и отбирать научные факты.

Использование викторин в учебной и внеурочной внеклассной деятельности обеспечивает следующие умения:

1) организовывать свою деятельность;

2) результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;

3) общаться и взаимодействовать с людьми;

4) грамотно и точно высказывать свои мысли.

Все эти умения и вышеуказанные качества являются неотъемлемыми показателями компетенции выпускника педагогического образовательного учреждения.

         Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Обучающийся может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

         Однако, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого обучающегося. На данном уроке используется эмоциональная рефлексия. Обучающимся предлагается самим  себе поставить оценки наречиями «настроения»: обучающиеся подбирают 3 наречия на английском языке, которые соответствуют их настроению. Данный вид рефлексии помогает преподавателю оценить общее настроение группы.

         Таким образом, в эпоху информатизации и глобализации, резко возрастает потребность в квалифицированных специалистах, готовых к жизни в открытом обществе. Повысить эффективность образования позволяют разнообразные формы и методы занятий с применением современных образовательных технологий,   основанных на инновационных педагогических знаниях.

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения