Виноградова Валентина Павловна
Должность:учитель истории
Группа:Посетители
Страна:Казахстан
Регион:Актюбинская область
30.10.2016
0
36
1

Методическая разработка урока по теме: «Уйсуни»





Методическая разработка урока по теме: «Уйсуни»

 

Цели и задачи урока:

Ø  Способствовать становлению понимания истории уйсунского государства, их хозяйственной деятельности и культуры, общественного устройства и вклада в мировую культуру;

Ø   Способствовать развитию навыков ведения исследовательской деятельности, умению формулировать вопрос и рабочую гипотезу, а также отработки навыка работы по карте, схемам и таблице; развитие творческого потенциала учащихся;

Ø   Воспитание понимания значения и ценности исторических памятников уйсунов для современной цивилизации.

Тип урока: урок мудрости (комбинированный)

Методы:  кластер, исследование, работа с картой, таблицей и схемой, аукцион, решение кроссворда.

 

ХОД УРОКА

1.Позитивный настрой на урок.

Проведение тренинга. «Это ты, это я, это все мои друзья!»

После каждого вопроса учителя ребята отвечают хором: «Это ты, это я, это все мои друзья!»

·         Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан?

·         Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?

·         Кто из вас границы наши будет верно защищать, и страну свою родную  от чужих оберегать?

2. Проведение тренинга «Яблоневый сад», на стикерах- яблочках учащиеся  пишут свои ожидания от урока

3.Учитель  называет тему урока и спрашивает детей:  «О чем мы с вами будем говорить на уроке? Что мы должны знать к концу урока?».

Просмотр презентации, комментирование  учителем.

Племена усуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной Азии. Во II в. до н. э, около 160 г., часть усуней переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг — князь над князьями). По мнению казахстанского тюрколога Ю.А.Зуева термин «гуньмо» означает «Солнце-царь» или «солнечный царь».

Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью).

Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями.

Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что усуни были предками тюрок и говорили по-тюркски. Но как бы то ни было, название «уйсунь» носит одно из крупных казахских племен.

Работа со схемой «Общественное устройство уйсуней»

Далее учитель знакомит учащихся с археологическими культурами и памятниками уйсуней.

Китайские источники характеризуют усуне как кочевников. В них пишется, что усуни «не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью в еде и воде».

Действительно, скотоводство сыграло в жизни усуней определяющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок, расположенных Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам, расположенным высоко в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал сил на зиму. Расстояние между зимовками и летовками было небольшое — от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там они строили стационарные жилища, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости занятия земледелием служат усуньские поселения с их стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.

По археологическому материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему.

Таким образом, хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы лошади. Из источников известно, что богатые усуни содержали до500 голов лошадей. Лошади были разных пород, в том числе высокопородные скакуны. На золотых бляшках из усуньского кургана Тенлик изображен всадник на крупном высоком жеребце.

Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекал хлеб, на огородах и в садах выращивали овощи и фрукты.

Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубошерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из Китая, меняя его на коней, или получая в качестве подарков и дани.

Посуду изготавливали в большом количестве, ее лепили из глины, видимо, женщины, а мужчины вырезали из березы столики-блюда, кубки, черпаки для кумыса.

Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородны металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.

Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые — племенная и родовая знать, дружинники, жрецы — и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некоторые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных.

Социальные различия в усуньском обществе хорошо прослеживаются по археологическим материалам. Курганы усуней по размеру делятся на три группы: большие, диаметром до 80 и высотой до 15 м; средние, диаметром до 15 и высотой до 2 м и наиболее многочисленные маленькие курганы, диаметром до 10 и высотой до 1 м. В больших курганах при раскопках, если могила не разграблена, археологи находили большое число украшений из золота, оружие, много глиняной посуды. Так, в кургане Тенлик в захоронении были обнаружены золотые бляшки, нашитые на одежду, золотые серьги, железная булава, обтянутая золотом, бронзовое зеркало. В маленьких курганах в могиле стоят один-два глиняных сосуда, рядом со скелетом лежат железные ножи. Похороненные здесь люди когда-то носили бронзовые серьги, бусы. Таким образом, и ссписьменные источники, и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности

 

4. «Я-исследователь»

Узнав о хозяйстве уйсуней, учащиеся должны дополнить кластер и заполнить таблицу.

       

 

5. Прием«Нарисуй счастье».Нарисовать рисунок «Один день из жизни уйсуна»   и в рисунке отобразить свои эмоции.

 

6. «Все наоборот». –Кто быстрее ответит на заданный вопрос (награждается смайликом).

 

1.Основное место в хозяйстве уйсуней занимало земледелие

2. Уйсуни проживали на территории Западного Казахстана

3. Правитель уйсунов носил титул шаньюй

4. Уйсуни в основном разводили крупный рогатый скот.

6. Письменные сведения об уйсунях имеются у персов.

5. Уйсунам был характерен антропологический тип монголоидный.

7. Столица уйсунов Битянь находилась на берегу реки Талас.

8. Диадема, найденная в Каргалинском ущелье, принадлежала племени уйсуни.

9.  Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с государством Персия. (За ответы смайлики).

 

7. «Аукцион идей»  Вы побывали в историко-краеведческом музее. О чем вам «Рассказала» Каргалинская диадема?

8. Закрепление

«Отгадай кроссворд»

   

к

         
   

а

       

    

   

н

 

ч

 

ж

 
   

г

 

и

ц

е

 
 

г

ю

 

г

я

т

 
 

у

й

с

у

н

ы

 
 

н

 

к

ч

ь

с

 
 

ь

 

о

е

 

у

 
 

м

 

т

н

     
 

о

           
               

1.      Правитель уйсунов.

2.      Государство, с которым граничили уйсуни на северо-западе.

3.      Основное богатство кочевников.

4.      Город Красной долины.

5.      Китайский историк Сыма……

6.      Название местности, где сосредоточены памятники культуры уйсунов.

9. Проведение рефлексии.

Возвращение к дереву.

10. Домашнее задание:

§21,§22  Составьте рассказ о обычаях, традициях и верованиях уйсунов.

 

 Документ стр.107

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения