Маковкина Елена Викторовна
Должность:не указана
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:не указан
09.06.2016
0
81
0

Конспект интегрированного урока по русскому языку и ОРКСЭ в 8 классе в аспекте требований ФГОС « Сочинение – рассуждение на основе картины И.Н. Крамского « Христос в пустыне» ( урок рассчитан на 2 часа)





Конспект интегрированного урока  по  русскому языку и ОРКСЭ в 8 классе в аспекте требований ФГОС « Сочинение – рассуждение  на основе картины И.Н. Крамского « Христос в пустыне» ( урок  рассчитан на 2 часа)

Цель: 1. Создать условия для организации продуктивной деятельности обучающихся  через рассуждение, способствующее развитию духовно – нравственных ценностей подростков и приобщение их к православным традициям и духовным  истокам русской культуры.

           2. Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Результаты освоения учебного материала урока

 Планируемые предметные результаты:

-активизировать знаний о типе речи рассуждении;

-развивать речь, мышление.

Развивающие:

Развитие  коммуникативных УУД: научить анализировать обусловленные  содержанием  лексические  единицы, синтаксические конструкции, учить строить понятные для собеседника  высказывания. Содействовать развитию коммуникабельности, взаимопомощи, целеустремленности, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Развитие регулятивных УУД: учить принимать и сохранять учебную цель ; формировать умение осуществлять взаимоконтроль, учить определять и формулировать цель и последовательность действий в процессе рассуждения.

Развитие познавательных УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта на  основе знаний традиций православной культуры. Находить ответы на вопросы. Делать  выводы в результате совместной работы класса и учителя. Научить работать с дополнительной литературой.

.Образовательные : систематизация знаний о культурно- исторических и художественных ценностях традиций православного народа.

Воспитательные: Показать исторический путь  Христа на земле, как человека. Вспомнить и углубить знания о нравственном значении Нагорной проповеди Иисуса  Христа. Продолжить прививать нравственные качества личности: смирение, стойкость.

Планируемые личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им ;

- самооценка на основе критериев успешной деятельности;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.

Тип урока: развитие речи

Вид деятельности обучающихся : описание картины.

 Оборудование:

1. портрет И.К. Крамского

2.Выставка произведений И.К.Крамского

3.Искусствоведческий текст- рассуждение М. Машковцева.

4.Евангелие от Матвея (гл4 стих 1-11)

5.Стихотворение А.С. Пушкина « Отцы пустынники жены непорочны»

6.Мультимедиопроектор , презентация.

                               

Этапы занятия

Методы обучения

Приемы обучения

Организационный момент

 

Приветствие

Вступительная часть

1.Определение темы урока

2.Постановка целей

 

Беседа

Реализация. Первичное усвоение новых знаний

1.Словесно - аналитический

Словарно – стилистическая беседа

Первичная проверка понимания

1.Словесно – лексический

2.Аналитический

Блиц - опрос

Организация творческой работы

1.Наглядно – иллюстративный

2.Словесно - аналитический

Словарно – стилистическая беседа

Сообщение по теме

Восприятие картины

1.Наглядно - иллюстративный

Беседа

Основная часть

1.Аналитический

Коллективная работа по тексту

Заключительная часть

1.Рефлексия

2.Домашнее задание

Подведение итогов урока

 

       

 

 

Ход урока

1.     Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Задача учителя : создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить ребят на урок, проложить нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Учитель:

- Давайте постараемся  сохранить благоприятную атмосферу урока, будем очень внимательны, бережны друг к другу и словам, которые будем произносить.   (слайд 4)  Молитв Ефрема Сирина( читает учитель)

2.      Вступительное слово учителя. Целеполагание и мотивация.

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке будем говорить, какую тему обсуждать? ( библейская тематика)  Какую цель поставим перед собой ?

Учитель:

-На протяжении десятилетий эта тема была закрыта для жителей нашей страны. Знание Евангелия отрицалось. А между тем  известно, что нет ни одного вида искусства, в котором бы не упоминались библейские мотивы. Писатели, поэты, композиторы, художники искали ответы на многие вопросы бытия в истории Христа и отражали это в своём творчестве. На уроках литературы мы всё чаще сталкиваемся с библейской тематикой в произведениях  писателей и поэтов: И.Шмелев «Лето господне», М.М.Пришвин «Когда били колокола», И.А.Бунин «Поруганный спас», П.А.Вяземский  «Молитва ангелу- хранителю». Достоевский, Лермонтов, Пастернак и еще многие художники слов  упоминали эту тему в своих произведениях.

                  

- Вернемся  к молитве Ефрема Сирина. Эту молитву читают во время Великого поста.  Послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны»…(Читает  ученик) ( приложение 1.) (  Тексты стих-ий на столах  обучающихся)

3.     Реализация. Первичное  усвоение новых знаний.

Словарно-стилистическая  беседа  по произведениям ( слайд5)

     - Видите, какие чистые, светлые, пронзительные слова. Конечно, они могли быть написаны только  глубоко верующим  человеком. И эта вера ,безусловно, влияет на его  творчество , на отношение к истинным и ложным ценностям, к людям и жизни.

                             -Что общего у этих двух  текстах?

                             -Какое влияние оказала религиозная  литература на литературу светскую?

        (Пушкину удалось сохранить все религиозное, каноническое содержание и в то же время показать свое, личное доверие и любовь к Небесному Отцу)

         4.Первичная проверка понимания.  Беседа культурологического характера (слайд 6)

     -Что значит библейский сюжет? (Сюжет, взятый из Библии)

     - А что такое Библия?( Священное писание .Ветхий Завет. Новый Завет.)

     - О чем говорится в Новом Завете? ( жизнь и учение Христа)

    - Что значит имя Иисус? ( Сын Божий)

     -Что значит имя Христос? ( сын Бога, Мессия- избавитель)

     -Как  называли Христа на Руси? ( «Спаситель» - отсюда «Храм Спасителя» в Центре Москвы, « Икона Спас нерукотворный») (слайд7)

                      5. Организация творческой работы

              Учитель:

                Сегодня мы рассмотрим , как ещё в одном виде искусства –живописи, раскрыта библейская тема.

                  И связано это будет с личностью художника 19 века И.Н. Крамским . (слайд8).

(Прослушивание  сообщения подготовленного  обучающегося   по биографии художника (слайд9) (приложение 2). 

Более подробно  мы остановимся на одной из картин - «Христос в пустыне» (слайд 10)

(Учитель предлагает обучающимся рассмотреть репродукцию картины и проводит предварительную  беседу, в ходе которой семантизируется лексика, связанная с сюжетом картины.

 

Словарно- стилистическая  беседа по тексту (слайд 12)

- Знаете ли вы , какой эпизод из жизни Христа , описанный в Евангелие, лег в основу картины Крамского «Христос в пустыне» ( слайд 11)

- Давайте прочитаем  отрывок из Евангелия от Матфея, где рассказывается об искушении Христа дьяволом во время  сорокадневного одиночества.(тексты отрывков на столах  обуч.) (приложение 3)

Учитывая трудности в восприятии текста, перед чтением  целесообразно объяснить смысл незнакомых слов: (слайд 12)

Учитель:

- Как выдумаете, почему художник обратился именно к этому  библейскому  сюжету?

( учитель подводит обучающихся к мысли о том , что это важный период в жизни Иисуса Христа, первое испытание, взятое на себя добровольно. После сорокадневного поста в пустыне Христос возвращается к людям и начинает проповедовать добро и служение Богу.

Для примера можно привести имя Преподобного Антония Печерского - жил в пещере в уединении, Сергий Радонежский - поселился в глухом лесу, построил келью, которая превратилась в  прекрасную Троице - Сергиевскую Лавру. )

Учитель:

- Крамской воплотил образ, тревоживший душу современного человека. Зачем жить? Как жить?

Потому что деяние Христа имеет свое продолжение. Об этом говорил Патриарх Московский всея Руси Алексий Второй: «Православная Русь явила всему свету  целый сонм истинных последователей Христа в лице благочестивых купцов, бояр, князей и царствующих особ, иерархов Церкви, духовенства и монашествующих, а также простых, мало кому известных  представителей низшего сословия. Из великого множества братьев и сестер по неколебимой любви к любимому человеку, кем бы он ни был, а также по любви к своему земному Отечеству- Святой Руси, великой России»..

( Для примера : Андрей Боголюбский( князь- внук  князя  Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого , построил 30 храмов. Один из Успенских  соборов во Владимире. Храм в нашем родном селе Обильном был построен  купцами Хохриными и Мешковыми с помощью жителей села.(слайд 13)

6.Восприятие картины Крамского « Христос в пустыне»

-Какими мыслями и чувствами откликаются ваш  ум и сердце на картине « Христос в пустыне»?

-Какие композиционные и художественные средства использует  Крамской , чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья?

- Какой композиционный прием усиливает соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?

- Как вы думаете , почему так выразительны руки Христа?

- Помогает ли пейзаж, изображенный  на картине , понять одиночество человека перед главным выбором в жизни?

-  Как вы думаете , с какими  нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть   связана эта картина?

- Что нового  может принести в вашу жизнь  знакомство с этим произведением  живописи?

7 .Основная часть

Переход к работе над сочинением - рассуждением.

 Перед написанием  работы  анализируется в качестве образца искусствоведческий  текст- рассуждение, написанный Н. Машковцевым.( текст  раздается на каждую парту для дальнейшей детальной работы) (приложение 4)

  Учитель:

- Перед вами текст, написанный искусствоведом  Н.Машковцевым. Как вы думаете, можно считать этот  текст  самостоятельной лингвистической единицей? ( текст имеет смысловую завершенность)

- Какова основная  мысль  этого текста? В какой части текста она находится ?( евангельский сюжет, 1 абзац)

- Найдите в тексте фрагмент, в котором подтверждается мысль  о смелой трактовке евангельского сюжета.(2 абзац)

- Как вы понимаете высказывания пятого абзаца текста. Нет ли здесь  противоречия с  названием картины?

- Какой тип речи преобладает в тексте? (Рассуждение. В тексте можно выделить 1 абзац- аргументы, 2 – 7- доказательства  и вывод -8 абзац.

 Н.Машковцев включает пространственное высказывание  И.Н. Крамского в свой текст.

- Случайно ли делает это автор? (Рассуждения Крамского  помогают автору текста глубже раскрыть его основную мысль)

-Какое место в тексте Машковцева занимают рассуждения Крамского о своей картине?

(подсчитаем общее кол-во предложений  в тексте  и кол-во  предложений в высказывании Крамского: всего  в тексте 16 предложений , из них  8 принадлежат  автору  статьи  и 8- Крамскому.

- Как вы думаете ,есть ли между текстами искусствоведа Машковцева и художника Крамского  сходства? Обратите внимание на использованные  ими  языковые средства. Какие  слова преобладают у обоих  авторов? ( цитаты Крамского органично  вписываются  в текст Машковцева. И в том , и в другом  отрывке много  «описательных» слов . Ребята  вычитывают  выражения из текста)

- Как высчитаете , почему Машковцев включает в свой текст такую большую цитату из Крамского, которая сама по себе  может существовать как текст? ( Крамской помогает  автору статьи быть более доказательным в утверждении основной мысли текста:  « Художник в картине « Христос в в пустыне» образно и смело трактовал евангельский  сюжет)

- Можем ли сказать , что в данном отрывке присутствуют два автора? ( Слова Крамского - это целостный текст, выполняющий в статье  конкретную функцию доказательства  основной мысли  автора)

- Понаблюдайте , каковы смысловые  отношения между  частями  и отдельными предложениями  текста.

 

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения