Чупина Анастасия Анатольевна
Должность:учитель технологии
Группа:Посетители
Страна:Россия
Регион:Кемеровская область, город Новокузнецк
15.02.2016
0
497
1

План-конспект урока по теме: "Приёмы, используемые при изготовлении изделий в лоскутной технике"





 

План урока

 

Дата:

 

Класс:

 

Занятие:

 

Тема:Приёмы, используемые при изготовлении изделий в лоскутной технике

 

Цели:

 

Образовательная: Научить учащихся основным операциям, используемым при сборке лоскутного полотна и познакомить их с технологией изготовления изделий в лоскутной технике.

 

Развивающая:Развивать у учащихся интерес к профессиональной деятельности швеи.

 

Воспитательная: Совершенствовать эстетическое воспитание. Продолжить формирование творческого начала у учащихся.

 

Изделие

 

Методы проведения урока:беседа, рассказ, демонстрация

 

Тип урока:комбинированный

 

Материально – техническое оснащение: ноутбук, видеопроектор.

 

Время: 80 минут

 

Ход урока

 

  1. Организационная часть 3 мин

 

    1. Контроль посещаемости

  1. Повторение пройденного материала 7 мин

    1. Вопросы к группе:

 

  • Что такое лоскутное шитьё?

  • Что вы можете сказать об истории возникновения и развития лоскутного шитья?

  • Какие материалы используются в лоскутном шитье?

  • Какая подготовительная работа проводится с тканями перед изготовлением изделия?

  • Что вы можете сказать о сочетании цветов в композиции.

 

3. Изложение нового материала 55 мин

 

3.1. Сборка деталей в блоки;

 

3.2. Кайма и окантовка;

 

3.3. Стёжка;

 

3.4. Изготовление «рукава» - кулиски.

 

4. Заключительныйинструктаж 15 мин

 

4.1. Анализ усвоения нового материала

 

4.1.1. Задание учащимся:

 

Записать в тетрадь технологию изготовления изделия из лоскутков и кратко рассказать о каждой операции.

 

4.1.2. Проверка задания в форме беседы с учащимися. Исправление ошибок, дополнение и уточнение ответов.

 

    1. Домашнее задание

 

Для изготовления табуретницы принести:

 

  • лоскутки хлопчатобумажной ткани четырёх различных цветов. Размеры лоскутков: 16х24 см; 11х21 см; 10х10 см; 16х16 см.

  • плотную ткань, размером 30х30 см, для тыльной стороны изделия;

  • синтепон размером 30х30 см;

  • белые нитки;

  • ножницы, иглы, булавки, мелок для ткани.

 

Изготовить шаблоны из картона:

 

  • квадрат со сторонами 10 см;

  • прямоугольный равнобедренный треугольник со сторонами, образующими прямой угол 8 см;

  • прямоугольный равнобедренный треугольник со сторонами, образующими прямой угол 10,5 см.

     

     

     

    Конспект урока

    Лоскутное шитьё подразумевает стачивание многочисленных мелких деталей с большой точностью. Основными составляющими изделий являются блоки, разделительные полосы, кайма и окантовка. Блоком называется определённый набор различных деталей из тканей, собранных каким – либо способом. Лоскутный узор – это, как правило, чередование блоков. В одном и том же полотне могут соседствовать блоки разных размеров и форм. Небольшие лоскутные изделия – салфетки, игольницы, коврики для сидений, наволочки и т. п. могут содержать всего один блок и выглядеть весьма декоративно. Блоки бывают прямоугольные, треугольные, шестиугольные и т. д, но чаще квадратные, т. к. они легче сшиваются. Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными операциями, применяемыми при сборке блоков и с технологией изготовления изделий в лоскутной технике.

    Сборку деталей в блоки можно выполнять на швейной машине. Строчка должна быть идеально ровной. Для этого детали предварительно смётывают также можно пользоваться булавками, которыми скрепляют две ткани. Булавки вкалывают перпендикулярно будущему шву. И в процессе шитья выдёргивают их перед лапкой машины. Перед началом работы необходимо поставить регулятор строчки на 2 мм. Детали складывают лицом к лицу и стачивают, шириной шва 0,7 см.

    Большое количество деталей сшивается при непрерывной подаче деталей под лапку машины, лоскуты как бы «нанизываются» на нить, а затем цепочка разрезается. Поточный метод сборки деталей значительно ускоряет работу. При стачивании двух деталей, одна из которых имеет косой срез, её располагают так, чтобы она была внизу и проходила по зубчатому транспортёру машины.

    Сшивая ромбы, шестиугольники, вшивая деталь в вогнутый элемент и в некоторых других случаях, детали соединяют не от края ткани, а отступив 0,7 см (припуск на шов). При этом и вначале, и в конце используется обратный ход машины – 2-3 стежка для закрепления нити. Машинные швы, как правило, разутюживают.

    Сборка деталей в блоки также можно осуществлять вручную. Ручное шитьё требует немного больше времени, чем машинная сборка, но эти изделия отличаются мягкостью, теплотой, всегда эффектны и неповторимы. Для большей прочности и экономии времени рекомендуется вручную собирать сложные детали блока и выполнять некоторые виды стежков, а соединять блоки и кайму можно на швейной машине.

    Для ручной работы лучше использовать мягкие, не накрахмаленные ткани. Новые ткани нужно обязательно выстирать. Сшивают детали швом «за иголку». В начале и конце шва делают 2-3 обратных стежка, для того чтобы закрепить конец нити. При ручной сборке лоскутов для прочности припуски на швы заглаживают на одну сторону. Желательно заглаживать припуски на более темную ткань.

    Сборка квадратов и квадратных блоков выполняется различными способами в зависимости от узора. Самый простой вариант сборки квадратов используется, если узор, состоящий из отдельных деталей, не имеет композиционного центра. Это мозаика из квадратов или сборка блоков в большое лоскутное полотно. В этом варианте квадраты собирают в ряды, все швы разутюживают, два близлежащих ряда складывают лицом к лицу, скалывают по линии шва булавками и прошивают. Шов разутюживают и подкалывают следующий ряд из квадратов.

    Если квадраты в полотне образуют рисунок с композиционным центром в середине, то очень важна точная стыковка всех швов. Для этого необходимо разложить квадраты на столе в том же порядке, что и на рисунке. Затем стачать два ближайших квадрата по прилегающим боковым граням, разутюжить и положить их на стол. Так же стачивают и разутюживают два соседних. Далее складывают эти два прямоугольника лицом к лицу, совмещают выполненные швы, подкалывают булавками и прошивают на швейной машине от центра к краю в одну сторону, а затем от центра к краю в другую сторону. Полученный квадрат – чаще всего центр изделия. Увеличивают его, добавляя с каждой стороны полоски, собранные из мелких квадратов.

    При сборке квадратов, прямоугольных треугольников и квадратных блоков встречается соединение четырёх швов. Стачивая соединение на швейной машине, детали сострачивают от одного среза до другого, а швы разутюживают на две стороны.

    При выполнении этого соединения вручную, на каждой детали, в процессе её выкраивания на изнаночной стороне обязательно помечают угловые точки, иногда наносят линию шва полностью. Выполняют шов от одной до другой угловой точки. В местах стыковки делают закрепляющий стежок назад и проводят иглу сквозь припуски тканей на другую сторону. Первый стежок на следующей детали закрепляют обратным стежком и продолжают шов. Припуски заутюживают в одну сторону, а в центре располагают их в виде розетки.

    Сборка рядов также осуществляется вручную и на швейной машине. При выполнении этой операции вручную каждые два ряда складывают лицевой стороной друг к другу, закалывают булавками вдоль швов, а затем прошивают частым швом «за иголку» по линии шва. Нить закрепляют в начале и в конце шва. В местах стыковки швов между деталями выполняют закрепляющий стежок назад, пропускают иголку сквозь припуск на другую сторону, не прижимая его ниткой, снова делают закрепляющий стежок и шьют далее по линии шва.

    Сшивая вместе ряды, собранные из лоскутных деталей, припуски одного ряда заутюживают на одну сторону, а припуски второго – на другую сторону. Пересечение припусков в этом случае не будет создавать утолщения. Если рядов очень много, то все детали в нечётных заутюживают на одну сторону, а в чётных – на другую.

    Для большей прочности, в местах, где встречаются стыки деталей двух рядов, делают закрепляющие стежки.

    Выполняя сборку рядов на швейной машине необходимо сначала убедиться, что швы всех деталей ряда разутюжены. Это необходимо для того, чтобы уменьшить объём в местах соединения швов. Ряды стачивают предварительно сколов их булавками в местах стыковки деталей. При стачивании нескольких рядов получаются достаточно большие полотнища: сшитые ряды сворачивают в рулон и подкалывают английскими булавками, чтобы они не разворачивались и не мешали пристрачивать очередной ряд.

    Сборка рядов на основу

    Если вы не планируете простёгивать изделие и использовать прокладку, нашивайте ряды из лоскутков прямо на подкладку. Шитьё на основу также используется в тех случаях, когда изделие состоит из тканей различного свойства и качества. Например, шерстяные и полушерстяные плательные ткани, тонкие ткани типа шёлка, крепдешина, тонкий трикотаж, различные синтетические материалы будут более удобны в обработке, если собраны на основу. Нашивать лоскутки прямо на подкладку очень удобно при пошиве одежды, изготовлении лёгких покрывал и других изделий. К тому же очень маленькие обрезки лоскутков, пришитые на основу, позволяют полностью использовать ткани. А из этих тканей – заготовок получаются оригинальные и своеобразные работы, которые нельзя повторить.

    Ткань необходимого размера (подкладку или основу) раскладывают на столе, намечают середину полотна и по этой линии выкладывают ряд из лоскутков. Сборка рядов может начинаться от края или под углом 45˚(панно «Ярмарка»). На первую полосу лицом к лицу кладут следующую, подкалывают по линии шва, а затем стачивают подкладку и две полоски одновременно. После этого откидывают верхнюю полоску, заутюживают и к ней прикладывают следующую.

    Не нужно лениться пришивать мелкие обрезки тканей на основу. Чем мельче обрезки, тем уже полоса основы. Впоследствии такие декоративные сборные полоски могут быть использованы как кайма для изделия, отделка для одежды, разделительная полоса между блоками или использовано для панно (панно «Букет»). Очень важно, сшивая такие разнообразные детали, равномерно по всей длине чередовать цвета – тёплые и холодные, светлые и тёмные.

    При сборке треугольников, ромбов и различных лучей встречается соединение восьми швов. Сначала они сшиваются попарно, а затем каждая пара - друг с другом. На швейной машине детали стачивают от центра к краю, собрав две четвертинки и разутюжив швы. Срезают излишки припусков в центре. Скалывают булавками две половинки и прошивают от центра сначала в одну сторону, затем - в другую. Шов разутюживают. Ручной шов прокладывают от точки начала шва в центре к краям деталей. Припуски на шов заутюживают на одну сторону по кругу, уголки деталей разворачивают в виде розетки.

    Сборку ромбов, а также шестиугольников, особенно если эти детали мелкие лучше выполнять вручную, так как мелкие детали очень трудно аккуратно сшить на швейной машине. Кроме ромбов и шестиугольников, таким образом иногда собираются и другие формы — квадраты, треугольники, различные многоугольники, в том случае если они, стыкуясь друг с дру­гом, образуют ровную поверхность.

    В первую очередь нужно приготовить шаблон-рамку для кроя деталей из ткани и шабло­ны по размерам деталей без припусков на швы. Они точно повторяют контур элемен­та в готовом изделии. Количество шаблонов без припусков на швы равно числу деталей в од­ном блоке. При сборке шестиугольников в полотно нужно заготовить большое ко­личество таких шаблонов.

    По шаблону-рамке выкраивают детали из ткани и на эти заготовки с изнанки кладут шаблоны, в которых не учтены припуски на швы. Срезы ткани подворачивают. Можно их слегка прогладить, чтобы не топорщились. Затем прошивают срезы по кругу, прижимая складки ткани в уголках, но, не затрагивая картон, и слег­ка стягивают нитку, чтобы ткань плотно обтя­нула шаблон. Закрепляют и обрезают нитку.

    Обтянутые тканью заготовки раскладывают по рисунку и попарно сшивают по боковым граням. Для этого складывают две детали ли­цом к лицу и прошивают по боковой грани швом «через край», захватывая по нескольку нитей от каждой детали. Иголка захватывает ткань одной детали, а затем — другой, после чего нитка туго затягивается. Начало и конец шва закрепляют перекрывающими­ся стежками в обратном направлении. К следующей грани прикладывают другую деталь и прошивают без обрыва нитки. Такпоследовательно обшивают все грани, на­пример, шестиугольника.

    Для того чтобы прошить стыки между «лепестками» центрального шестиуголь­ника, необходимо надрезать нитку на срезах и высво­бодить шаблон. После этого перегнув центр, сшивают боковые грани. Так постепенно ос­вободится от шаблона каждый обшитый шестиугольник. Прежде чем вынуть пос­ледние шаблоны, проходящие по краю ра­боты, необходимо хорошо прогладить их по изнанке. Затем подрезают нитки, аккурат­но вынимают картон и утюжат еще раз.

    Для небольших мотивов типа ромашки из шестиугольников, звезды из ромбов шаблоны могут быть одноразовыми из бу­маги. В этом случае шаблон обворачивают срезами ткани и прошивают прямо сквозь бумагу.

    При сборке ромбов и шестиуголь­ников, а также в сложных узорах используется прием «вставка детали в угловой фрагмент».В процессе раскроя на деталях обяза­тельно проставляются точки стыковки швов.

    При выполнении этой операции вручную поступают следующим образом. Прошивают детали, образующие угол, от одной до другой угловой точки .Начало и конец шва закрепляют. Деталь, вшиваемую в угол и одну из его сторон, скрепляют булавками по линии шва (лицом к лицу). Прошивают от крайней точки к цент­ру, делают закрепляющий стежок. Совме­щают вшиваемую деталь с другой стороной углового фрагмента. Проводят иглу сквозь припуски, выполняют еще один закрепляю­щий стежок рядом с центральной точкой и прокладывают шов к следующему краю. Припу­ски заутюживают по кругу.

    Выполняя вставку детали в угловой фрагмент на швейной машине, сначала стачивают две детали, образующие угол, не проши­вая припуски в точке стыковки всех деталей. Припуски раз­утюживают. Затем совмещают одну сто­рону угла со срезом вшиваемой детали и состыкуют их в центральной точке. Прост­рачивают от края детали к этой точке, опускают в нее иглу и поднимают лапку. (Игла должна проколоть центральную точку и пройти между двумя деталями, образую­щими угол.) Разворачивают ткань так, чтобы совместились два следующих среза, опус­кают лапку и прошивают шов до конца. Припуски вшитой детали заутюживают на детали, образующие угол

    Если сшиваемые детали большого раз­мера (или при сборке блоков), то все швы прострачивают к краю от одной угловой точки и обязательно закрепляют.

    Придать произведению закончен­ный вид и обрамить лоскутную часть изделия можно с помощью каймы и окантовки. Кайма подбирается по цвету в строгой гармонии с лоскутным узором. Кроме того, размер изделия зависит от ширины каймы, и, варьируя ее, можно расширить или удлинить одеяла и покрывала до нужного размера. Кайма может быть широкой или узкой, одноцветной или наборной из полосок, клиньев, треугольников и других геомет­рических элементов Богато смотрится кайма, состоя­щая из 2-3 рядов различных тканей. Но во всех этих вариантах оформление среза изделия после стежки завершается узкой окантовкой. Наборная кайма окантовывается с двух сторон.

    Иногда в изделии не требуется выде­лять края, тогда после простегивания де­лают узкую окантовку в тон тканей, приле­гающих к краю полотна, только для того, чтобы закрыть срезы.

    В тех случаях, когда кайма в настенных панно имитирует раму и имеет небольшую ширину, окантовка по периметру не при­шивается.

    Оформляют кайму в зависимости от за­делки углов. Самый простой вариант — по­лосы каймы перекрывают друг друга, то есть ложатся внахлест. Он подходит для одно­тонных тканей и тканей с мелким рисунком. Углы могут быть оформлены квадратами, треугольниками, ромбами. В этом случае можно использовать любой цвет ткани. Прин­цип сборки чаще всего такой же — внахлест.

    Прежде чем пришить кайму, готовое полотно раскладывают на ровной поверх­ности, измеряют посередине ширину и длину и по этим отрезкам подравнивают длину сторон, большим треугольником проверяя углы. Все излишки и неровности срезают. Если срезать, не искажая рису­нок, невозможно, слишком длинную сто­рону полотна припосаживают при шитье.

    Две полосы (верхняя и нижняя) каймы выкраивают необходимой ширины плюс припуски на шов и длиной, равной сторо­нам изделия. Две другие полосы (справа и слева) будут иметь такую же ширину, и равны по длине стороне изделия плюс ширина предыдущих полос, включая при­пуски на швы. Сначала притачивают две полосы - верхнюю и нижнюю, а затем две боковые.

    Если углы планируется сделать в виде квадрата или наборного квадрата (из не­скольких деталей), то детали сначала под­шиваются с двух сторон к полосе каймы, отутюживаются, а затем полоса притачива­ется к боковым срезам изделия и линии швов в углах точно совмещают. Припус­ки швов заутюживают на кайму.

    Кайма, в которой используется рисунок с линейным орнаментом, выполняется с углами, скошенными под 45°. Такая кайма выгля­дит очень элегантно, но при выполнении требует большей аккуратности.

    Две полосы выкраивают длиной, рав­ной стороне изделия, плюс удвоенная ши­рина каймы, плюс 2,5 см. Ширину полос составляет задуманный размер плюс 1,4 см на швы (если припуски на швы 0,7см). Две другие полосы выкраивают также в соот­ветствии с шириной изделия.

    Намечают середину лоскутной части из­делия на каждой из четырех сторон. Находят и отмечают середину каждой из полос каймы. Затем совмещают полосы посередине на лоскутной части и подкалывают булавками. Притачивают все полосы на машине. В углах строчка шва не должна доходить до среза на 0,7 см. Две полосы встретятся друг с другом в одной точке прямого угла

    Далее складывают угол лоскутного изде­лия пополам лицевой стороной внутрь. Совмещают линии швов на кайме и кай­му. Скалывают булавками и с помощью большой линейки продолжают линию сги­ба лоскутного изделия на кайме. По этой линии прошивают от угла к краю, стараясь совместить рисунок на кайме. Излишки ткани срезают. Припуски разу­тюживают.

    Окантовка является завершающим эта­пом в изготовлении изделия и обычно вы­полняется после стежки, если изделие со­стоит из трех слоев: подкладки, прокла­дочного материала и лицевой части. Окантовка делает край тверже, прочнее, по цвету она может сочетаться с каймой или быть выполнена из контрастной ткани. В крупных изделиях ширина окантовки в готовом виде составляет 1,3-1,5 см (для такого канта требуется полоса шириной 6,5-7 см). Для небольших изделий приме­няется узкая окантовка, шириной 1 см (окантовочные полосы выкраивают шири­ной 5 см). Окантовочные полосы кроят по доле­вой нити, а для изделий с закругленными уголками — по косой. Для изготовления косой полоски (бейки) необходимо сложить кусок ткани по диагонали под углом 45°, заутюжить сгиб и от него разметить полосы необходимой ширины. Скроенные полосы сшивают в сплошную ленту, скалывая их лицевыми сторонами внутрь, под прямым углом друг к другу, так чтобы с каждой стороны выступали острые углы. Сшивают, разутюживают швы и срезают уголки.

    Полоски ткани, выкроенные по косой, легко укладываются, формируются утюгом путем вытягивания одного края и одновре­менной сутюжкой второго по округлым и вогнутым краям изделий.

    Края изделия обрабатывают окантовочным швом. Окантовочный шов, как вы знаете, бывает двух видов: с закрытым и открытым срезом. Чтобы обработать край изделия окантовочным швом с открытым срезом, полосы складывают вдоль пополам изна­ночной стороной внутрь, сгиб проутюживают. Двойной срез окантовочной полосы под­калывают к срезу лоскутного полотна и про­страчивают. От линии притачивания окантовки от­меряют 1,3 см (ширина окантовки) и ровно обрезают излишки прокладки и подкладочной ткани. Затем обворачивают окантовочной полосой этот срез, подгибая его на изнанку изделия, и примётывают так, чтобы шов притачивания на изнаночной стороне был закрыт. Прошивают по лицевой стороне в шов, ниткой подходящего цвета. Точно так же выполняют окантовку с про­тивоположной стороны изделия.

    Две другие стороны отличаются задел­кой углов. После срезания лишней про­кладки и подкладки укорачивают окантовочную полосу так, чтобы с обеих сторон оста­лось по 1,3 см. Ее отворачивают на срез и заворачивают край с торца на изнанку изде­лия, а затем подгибают необработанный край полоски на изнаноч­ную сторону по всей длине. Пришивается окантовка в шов. Уголки аккуратно заде­лывают потайным швом.

    Чтобы обработать края изделия окантовочным швом с закрытым срезом поступают следующим образом, полоску ткани накладывают на обрабатываемую деталь лицом к лицу и, совместив срезы, притачивают. Затем бейкой огибают срез обрабатываемой детали. Её отлетной край подворачивается внутрь, и с лицевой стороны обрабатываемой детали рядом со швом притачивания прокладывают вторую строчку.

    Очень бы­стро и красиво можно пришить окантовку с помощью тесьмы. Это тесьма типа вьюнчик, трикотажная, с косым пере­плетением, которая хорошо изгибается на углах и вогнутых контурах. В этом случае бейку пришивают с изнанки и заутюживают на лицевую сторону. Подкалывают срез к тка­ни и швом «зигзаг» пристрачивают тесьму, укладывая ее на срез бейки прямо перед лапкой швейной машины. Тесьму необходимо предва­рительно прогладить

    В изделиях, выполненных в лоскутной технике, необходимо закрывать изнаночную сторону подкладкой. Для того чтобы ткани не расслаивались, а изделие м<

Комментарии пользователей /0/
Комментариев нет...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наши услуги



Мы в соц. сетях

    Персональные сообщения